СТРАНА - КАНИКУЛЫ!
Летний мастер-класс: лепим из глины
Чтобы маленькие гончары на собственном опыте поняли, что «не боги горшки обжигают»
Благодатное дело – дать детям познать тайны глины
и ее чудесного превращения! Кстати, лепка из любого материала,
будь то природная глина, пластика, пластилин, соленое тесто, отличается
друг от друга лишь нюансами, поэтому к любому варианту применимы общие
правила и способы лепки.
Чуть-чуть педагогики…
Лепка из глины проста в освоении и ни с чем не сравнима по
эмоциональному воздействию на ребенка. Дети работают над
художественными изделиями разными способами – лепкой (из комка, жгута,
пласта), формованием на гончарном круге, а также знакомятся с разными
видами декорирования изделий и обжигом. В конце занятия им
предоставляется выбор: можно поставить свою работу на общий поднос или
не показывать ее. Не обязательно заканчивать работу за одно занятие.
Предупредив педагога, ребята могут отложить свою работу, упаковав ее
специальным образом, чтобы предотвратить высыхание.
Керамическая фигурка организует вокруг себя зону воздействия. Ведутся
разговоры о том, как создаются образы, о пропорции, условности цветовой
окраски; наиболее значим этап обследования, когда вся фигура
воспринимается в целом, а затем внимание ребенка направляется на
отдельные части, детали.
Ну а ребенок, работающий с глиной, развивает в себе многие качества:
чувство пластичности, объемное видение, глазомер, чувство композиции.
Приобретает навыки самоорганизации, самооценки и непредвзятой оценки
работ товарищей.
…и много-много
практики
Вот сама глина, мнем ее, формируем шар/куб, раскатываем его до
«колбаски» или «блина», отрезаем стеком необходимые детали или делаем
украшения надавливанием специальными инструментами. Постепенно – к
созданию объемных фигур, простые поделки вскоре становятся более
сложными. Потом уже самостоятельное творчество: тема занятия звучит как
направление к действию.
…Знакомство с глиной начинается с самого простого, рассмотрим способы
работы с глиной.
Скатывание: процесс превращения кусочка глины в ровный шарик называется
скатыванием. Все просто: катай себе шарик между ладонями кругообразными
движениями, главное – следить за правильностью формы, не слишком
сдавливать глину и время от времени переворачивать заготовку.
Раскатывание: когда из кусочка глины получается яйцеобразная или
цилиндрическая форма («колбаски», говоря по-простому), такой способ
называется раскатыванием. Движения рук должны быть прямолинейны, а
силой нажима регулируется удлинение жгутика. Для того чтобы раскатать
идеально ровный жгут, потребуется некоторая сноровка.
Сплющивание: процесс сдавливания шарика из глины, в результате чего он
приобретает форму диска или лепешки, возможно, это будущий лепесток
какого-то цветка. Таким же приемом, только еще и с помощью стеков, а не
только пальцев, получают всевозможные углубления и изгибы в работе.
Куб. Получается тоже из шарика. Нужно лишь слегка сдавить шарик с боков
– получаются грани куба. Если сдавливать равномерно, куб получится
очень ровным. По такому же принципу лепится параллелепипед.
Прищипывание: чтобы вылепить какие-то мелочи (детали лица, например),
используют прием под названием «прищипывание». Название говорит само за
себя – детали будто «выщипываются» из цельного куска. Похожий прием
«оттягивание» – разница только в том, что прежде чем вылепить какую-то
мелкую деталь, нужно оттянуть часть пластичного материала.
Заглаживание: прием, необходимый при лепке плоских поверхностей, для
сглаживания изгибов и исправления недочетов в работе. Выполняется он
кончиками пальцев или стеками. Этим же приемом пользуются для
достижения плавности переходов в местах соединения деталей.
…Нам осталось только вооружиться нужными инструментами. Итак,
что под рукой?
Рабочая поверхность. Она может быть из стекла или пластмассы,
достаточно большой по размеру. Не рекомендуется использовать деревянную
или каменную поверхность. Вощеная бумага не обязательна, но на ней
удобно раскатывать пластику, глина к ней не прилипает. Стеки. Скалка.
Нож, лучше специальный, но в принципе подойдет и канцелярский.
Наждачная бумага сгладит все неровности, сделает невидимыми швы и
сотрет отпечатки пальцев с готовой работы. Наждачную бумагу можно
использовать и для создания фактурного рисунка. А вот чтобы поверхность
готовой работы сияла, поможет кусочек замши. Влажные салфетки для
протирания рук и рабочей поверхности. И дальше: зубочистки, на них
удобно запекать бусины или сушить их после покраски и лакирования,
можно ими делать отверстия, например в тех же бусинах, или пользоваться
зубочистками как мини-стеками. Спица или длинная игла с успехом
выполнит те же функции. Формочки для вырезания – они продаются в
специальных магазинах, но, как уже говорилось, их можно сделать
самостоятельно или использовать подходящие по размеру крышечки или
рюмки. Текстурные листы. Пуговицы…. и все, что подскажет вам фантазия!
Приемы и способы
Поговорим о приемах, способах лепки. В частности, о тех, когда
готовая работа «собирается» из отдельных частей и деталей, более-менее
одинаковых по форме. Самые элементарные геометрические фигуры могут
стать основой для большого числа поделок из глины.
Конструктивный способ лепки из глины: работа создается из отдельных
частей. Как правило, начинают лепить с самой крупной детали, мелкие
части лепят потом. Затем все заготовки присоединяют к основе всей
композиции.
Пластический способ подразумевает, что работа вылепливается из целого
куска пластичного материала, а все мелкие детали вытягиваются из него.
Комбинированный способ лепки получится, если соединить в своей работе
первые два способа.
Создание рельефа – маленький прием большого искусства. Можно путем
вырезания рисунка на пластине глины – при этом фон немножко опустится,
а сам рельеф останется на прежней высоте. А можно налепить слои глины,
как аппликацию, поверх основного пласта или какого-то иного фона, тем
самым создавая нужный рисунок. Каждый из предложенных способов
взаимозаменяем, их с легкостью можно комбинировать.
…А теперь – процесс! Вот педагог работает вместе с детьми над образом
авторской чашки. Ученики раскатывают глиняный пласт на ткани и вырезают
специальными стеками форму донышка. Потом они раскатывают длинный
пласт, из него вырезают длинную ровную полосу, похожую на дорогу.
Ширина полосы – это высота стенок чашки. Затем ученики отрезают полосу
нужной длины для соединения с донышком, промазывают донышко шликером и
соединяют его со стенкой. При этом важно тщательно соединить шов
изнутри и снаружи, проверить, чтобы не было дырок. Теперь можно
прилепить ножки, невысокие, подходящие к форме чашки. Но самое важное –
украшение! Высота чашки – это высота лица персонажа. Определяем место
глаз, носа, губ. Далее ребята лепят черты лица, выражая с их помощью
характер, проявляя фантазию – можно прилепить волосы, а можно и просто
нанести глубокие линии стеками – фактуру и таким образом показать
волосы. В конце работы дети прилепляют уши, подходящие по размеру и
форме. В конце занятия можно познакомиться с работами друг друга, найти
в каждой достоинства и неповторимость.
…Создание композиции – самое трудное. Цель, к которой необходимо
стремиться, – создание цельной работы, чтобы связь композиции с
материалом была тесной и органичной. Так как работа будет обжигаться в
печи, то лепятся композиции, не требующие каркаса. Необходимо следить,
чтобы при лепке слои глины были уплотнены, без пустот, так как воздух,
оставшийся в них, при обжиге может разрушить скульптуру. Фигуры должны
быть с более или менее тонкими стенками, для этого учитель показывает
детям технические приемы лепки, используемые керамистами.
…Для передачи шерсти животных или перышек птиц можно использовать
гравировку, а в некоторых местах лощение по кожетвердой глине.
…После сушки и обжига изделие можно покрыть глазурью и еще раз обжечь;
это уже будет майолика. Изображения животных в майолике очень
привлекательны. Условные, декоративные образы не боятся блеска и
цветности глазури. Но образы реалистические требуют некоторых
ограничений в применении глазурей. В этом случае лучше всего
использовать матовые глазури или цветные глины-ангобы.
Приложение:
«Панно в технике рельефа»
Выполнение этого задания объединяет воображение, эмоции и
практическую работу в материале. Тут и навыки лепки прорезного
керамического рельефа, и обдумывание взаимосвязи фигур в композиции,
соотношения смысловой нагрузки масс и объемов, игры света и тени,
выразительности силуэта, передачи в объеме движения животного. В этой
работе дети активно соприкасаются с созданием художественного образа.
Эти задачи педагог и ребята решают вместе.
Каждый живой объект можно представить в виде конструкции из простых
геометрических форм, передать его выражение, позу. Педагог работает на
занятии и как художник, и как наставник, объясняя и показывая детям
последовательно все этапы работы.
Работа начинается с лепки плинтуса – рамки из толстых жгутов глины.
Формируем плинтус, он может быть прямоугольным, квадратным или круглым,
по предварительным эскизам. Затем ребята раскатывают на кусочках ткани
глиняный пласт. А из него вырезают фигурки животных, деревья и другие
элементы, из которых составляют сложную композицию. Края рельефа (ноги,
голова или хвост животного) должны скрепляться с рамкой, держаться в
ней.
Фактуру поверхности элементов композиции можно сделать несколькими
способами: прорисовать или вдавить линии стеками, создать фактуру
налепом, тоненькими жгутами или заранее раскатать глиняный пласт на
фактурной ткани. Это придаст всей работе большую выразительность. После
сушки керамические панно подвергаются утельному обжигу, потом
расписываются цветными глазурями и обжигаются второй раз. Готовые
керамические панно украсят стены мастерской и школы.