Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Экзамены сдал, а заявление заполнить не может

К моменту поступления в вуз выученная беспомощность уже оказывается выучена слишком хорошо...

И вот наши дети «стали большими»: получили сертификаты, аттестаты и отправились подавать документы в вуз.
Большинство – за ручку с родителями. А как же, во-первых, взрослым самим интересно, во-вторых, «на всякий случай», мало ли – не поймет, не туда сядет, не то подаст. Не дай бог туалет не сможет найти.
Это я не для красного словца довожу до абсурда, так оно и есть. Многие выпускники настолько несамостоятельны, что ни дорогу по адресу найти не могут, ни заявление с первого раза написать, ни анкету заполнить, не перепортив несколько бланков. Со специальностью не очень определились; материалы о порядке приема в данный вуз изучить не удосужились; даже прочитать фразы, под которыми ставят личную подпись, затрудняются. Например, «с датой подачи подлинника ознакомлен», подпись. А не подали. А пришли скандалить. Почему не позвонили, не сказали, не позвали!
«Массовое явление, – рассказывает мне знакомая, ответственный секретарь приемной комиссии государственного вуза. – Главное, с первой минуты нахождения в зале приемной комиссии эксперты советуют: задавайте любые вопросы по поводу всего, что непонятно, не пользуйтесь слухами. Но нет, ничего они не спрашивают. И одни пишут заявление на факультет, которого в этом году уже нет, другие не знают, что у них есть преимущественное право при зачислении, третьи не знают, что для предоставления льготы надо принести документы, и так далее. Надо сидеть с каждым, а это физически невозможно».
Ну да, если человек не воспринимает ситуацию как свою, в ход дела он не вникает. Его несут, ведут, толкают, потом ставят куда надо. Он уже привык – а тут вдруг бунт: «физически невозможно»!
Вы не поверите, но и 5 лет учебы в вузе эту установку сменить не в силах. На днях мне плакалась проректор, занимающаяся непосредственно дипломниками. Говорила: это невероятно! Вместо того чтобы сесть и поправить указанные недостатки в своих исследованиях, студенты врут, клевещут, закатывают истерики, засыпают обвинениями. В общем, какой-то дикий страх у них перед необходимостью вникнуть, сосредоточиться, поработать.
Между тем примеров того, как вы­ученная беспомощность на корню разлагает нравственность, каждый может привести немало. Из тех же рук: получил «неуд», под горячую руку «сдал» одногруппников (Катя и Саша списывали), а преподавателя проклял. Назначили пересдачу, комиссия собралась, студента нет. Ему звонят: что? А я решил, что еще не готов. А предупредить? Ну, вы же все равно на работе...
Так что только с ранних лет все это можно остановить. Каждый родитель, учитель не должен пропустить тот момент, когда уже пора оставлять ребенка наедине с его собственными проблемами и ситуациями. Иначе время думать самому так и не настанет.

Рейтинг@Mail.ru