Экзамены сдал, а заявление заполнить не может
К моменту поступления в вуз выученная беспомощность уже оказывается выучена слишком хорошо...
И вот наши дети «стали большими»: получили сертификаты,
аттестаты и отправились подавать документы в вуз.
Большинство – за ручку с родителями. А как же, во-первых, взрослым
самим интересно, во-вторых, «на всякий случай», мало ли – не поймет, не
туда сядет, не то подаст. Не дай бог туалет не сможет найти.
Это я не для красного словца довожу до абсурда, так оно и есть. Многие
выпускники настолько несамостоятельны, что ни дорогу по адресу найти не
могут, ни заявление с первого раза написать, ни анкету заполнить, не
перепортив несколько бланков. Со специальностью не очень определились;
материалы о порядке приема в данный вуз изучить не удосужились; даже
прочитать фразы, под которыми ставят личную подпись, затрудняются.
Например, «с датой подачи подлинника ознакомлен», подпись. А не подали.
А пришли скандалить. Почему не позвонили, не сказали, не позвали!
«Массовое явление, – рассказывает мне знакомая, ответственный секретарь
приемной комиссии государственного вуза. – Главное, с первой минуты
нахождения в зале приемной комиссии эксперты советуют: задавайте любые
вопросы по поводу всего, что непонятно, не пользуйтесь слухами. Но нет,
ничего они не спрашивают. И одни пишут заявление на факультет, которого
в этом году уже нет, другие не знают, что у них есть преимущественное
право при зачислении, третьи не знают, что для предоставления льготы
надо принести документы, и так далее. Надо сидеть с каждым, а это
физически невозможно».
Ну да, если человек не воспринимает ситуацию как свою, в ход дела он не
вникает. Его несут, ведут, толкают, потом ставят куда надо. Он уже
привык – а тут вдруг бунт: «физически невозможно»!
Вы не поверите, но и 5 лет учебы в вузе эту установку сменить не в
силах. На днях мне плакалась проректор, занимающаяся непосредственно
дипломниками. Говорила: это невероятно! Вместо того чтобы сесть и
поправить указанные недостатки в своих исследованиях, студенты врут,
клевещут, закатывают истерики, засыпают обвинениями. В общем, какой-то
дикий страх у них перед необходимостью вникнуть, сосредоточиться,
поработать.
Между тем примеров того, как выученная беспомощность на корню
разлагает нравственность, каждый может привести немало. Из тех же рук:
получил «неуд», под горячую руку «сдал» одногруппников (Катя и Саша
списывали), а преподавателя проклял. Назначили пересдачу, комиссия
собралась, студента нет. Ему звонят: что? А я решил, что еще не готов.
А предупредить? Ну, вы же все равно на работе...
Так что только с ранних лет все это можно остановить. Каждый родитель,
учитель не должен пропустить тот момент, когда уже пора оставлять
ребенка наедине с его собственными проблемами и ситуациями. Иначе время
думать самому так и не настанет.