Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Куценко Елена

Альтернативная школа: диалог образовательных пространств

Принять участие в этом диалоге можно было на международной конференции в Санкт-Петербурге

В приглашении говорилось, что конференция состоится не когда-нибудь, а в последние дни перед отпуском, когда ни о чем серьезном и подумать невозможно. Ну о какой работе может идти речь, да еще в Петербурге, где жизнь на время белых ночей вообще превращается в круглосуточный уличный театр, день перепутывается с ночью, в ухоженных императорских садах, на траве вдоль каналов лежит и сидит праздная, разморенная солнцем публика, а зонт и ветровка, взятые по привычке, мстительно оттягивают плечо, напоминая о полной своей неуместности. Но оказалось, что обстоятельства времени и места были выбраны организаторами безукоризненно. Именно в эти самые длинные дни, когда лето похоже на школьников в пору выпуска – набрало силу и размах, но расцвет только впереди, – лучше всего говорить о разном школьном опыте, о свободе, возможностях, перспективах. Потому что время такое – можно выдохнуть, улыбнуться, подумать, попрощаться с уходящим и открыть двери для чего-то нового.

Что значит поймать кураж

Конференция по альтернативному образованию – хоть и была девятой и международной (в ней участвовали помимо российских педагогов специалисты из Белоруссии, Украины, США, Латвии) – отличалась удивительно неформальным настроем. При том что на нее собрались те, кто давно интересно и напряженно работает над построением новой школы. Одно название чего стоит: «Прогрессивная школа: современные технологии, критическое мышление, творчество, гражданственность, кураж». Кураж, видите ли... Хорошо хоть впереди технологий не поставили. Как дети, право слово. И сертификаты выдавали сразу: пришел, зарегистрировался – и получай сертификат. Как будто не знают, каким соблазнам подвержен человек, получивший возможность выбора и право уйти в любой момент.
Однако количество сидящих в зале практически не уменьшалось к вечеру, как частенько бывает на помпезных форумах. Пришли те, кому действительно интересно было общаться и спорить с коллегами. Спорили даже об изначальных формулировках. Образование, которое ориентируется на свежие тенденции, – прогрессивное? альтернативное? просто новое?
Новое подразумевает постоянную смену целей и ценностей вслед за меняющейся реальностью. Прогресс требует четко обозначить вектор, а кто из нас твердо знает, куда мы движемся? Размышлявший на эту тему кандидат философских наук Михаил Гусаковский (Белорусский государственный университет) вспомнил реплику времен перестройки: «Где теперь перёд? Скажите где, и я пойду». Впрочем, Николас О.Хэн, говоривший о традициях педагогики Дьюи, которые продолжает нью-йоркская школа LREI, уверенно говорил о прогрессивном образовании – видимо, там, в Гринвич Вилледже, не так сложно с определением, где зад, где перёд: «Прогрессивное образование – это ежедневный эксперимент. У тебя или получается, или ты идешь домой и думаешь, что нужно сделать иначе, чтобы получилось». Его коллега из той же школы, Сергей Михельсон, определил прогрессивное образование через четыре «с»: критическое мышление, творчество, гражданская позиция (потребность не только брать от общества, но и отдавать) и кураж – эти слова на английском начинаются с одной буквы. В процессе обсуждения на секциях к английским «си» добавились русские «с»: школа, ориентированная на ребенка, должна быть смешной (в смысле веселой, не скучной) и свободной.
Два определения, которые во многом объясняют появление «куража» в педагогическом контексте. Это чувство вовлеченности и увлеченности сродни игровому состоянию, когда ты поймал волну, когда все получается, откуда-то берутся силы, все способности и интуиция обостряются. Оно насыщает урок и любую образовательную ситуацию новым потенциалом. И конечно, кураж рождается только в условиях свободы.

Расширение возможностей

Альтернативная. Еще одно название школы, которая, продолжая традиции Дьюи, строит образование на опыте ребенка и его социальной деятельности, создает условия для индивидуальной траектории ученика в зависимости от его способностей. Однако в этом самоназвании сквозит противопоставление традиционной школе. Это неверно. Альтернативщики стремятся не доказывать свое превосходство, а дополнить, расширить возможности школы как института образования – так альтернативные источники энергии не претендуют на то, чтобы вытеснить традиционную глобальную сеть электростанций. К теме взаимодействия с массовой школой так или иначе обращался почти каждый выступавший на конференции. А утверждение, что альтернативной школе важно не замыкаться в узкой социальной нише, тут же вызвало вопросы и споры во время «круглого стола». Насколько востребованы ценности нового образования? Даже бизнесу не нужно много думающих, ему нужно много потребителей. Да и может ли альтернативная педагогика рассчитывать на широкое распространение? Вряд ли, она «слишком живая», чтобы стать всеобщей, а у более инертной школы есть защита – ее устойчивость. В любом случае альтернативщики готовы к диалогу, в котором настроены убеждать коллег в разумности своих идей, а ценности нести в массовую школу, где возможно воспроизведение опыта – «на благо детей».
Школы и педагоги, работающие в режиме «ежедневного эксперимента», накопили в процессе поисков довольно много новых подходов, методических открытий, опробовали разные возможности партнерства с социальными и бизнес-структурами. Например, есть много прецедентов взаимодействия с бизнесом в регионах. Предприниматели заинтересованы в PR-проектах и хотят выглядеть социально ответственными в глазах местной власти. Но – совет от бывалых – охотнее идут на сотрудничество не с отдельной школой, а с сетью образовательных учреждений.
Обсуждались и чисто педагогические находки. Галлит Якубман (образовательный центр «Участие», СПб) рассказала о том, как она в качестве куратора трижды за учебный год, в сентябре, январе и мае, пишет письма родителям учеников. И как этот способ взаимодействия помогает ребенку осознать свой опыт. Иллюстрацией послужила история очень сложного, инфантильного, эгоцентричного подростка, который до тринадцати лет считал, что все окружающие «его не понимают». Ему даже в голову не приходило, что он сам во многом провоцирует такое отношение. Потребовался целый год работы, чтобы мальчик пришел к этой простой мысли, впервые попросил помощи и сознательно стал менять свое поведение. А катализатором послужили письма, где было собрано видение его проблем разными учителями: «Что, они правда так считают? Все?»

Свежий взгляд

Прогрессивные школы и объединения, небольшие и немногочисленные, могут лишь мечтать о тех ресурсах, которые доступны массовой школе. Зато они динамичны, обладают свежим взглядом на укоренившиеся проблемы и быстро отмечают новые тенденции.
Вот отчего так стонут учителя в последнее время? Не очень понятно, как работать по новым ФГОСам, это новая нагрузка, которую многие предметники взвалили на себя поверх прежних обязанностей и несут. Стоически и поодиночке. Совершенно не обязательно так надрываться, считает Мария Миркес (НОУ «Школа антропоники», Красноярск). Можно распределить личностные и метапредметные результаты на всю команду учителей, работающих в классе. Это удобнее делать, ориентируясь по карте, где наглядно видны разные модули (взамен поурочного планирования) и учтены формы образовательной деятельности – уроки, погружения, проекты. Эта же карта даст наглядную картину «точек открытости»: в какие моменты школа привлекает людей извне – родителей, специалистов, носителей «внешкольных» практик.
Чем более открытой становится школа, тем больше она может соответствовать веяниям времени. Тем более роль ее как главного центра образования уже позади. Да и представление о процессе образования серьезно поменялось в последнее время. Доктор педагогических наук Елена Казакова (СПбГУ) говорила об этом в докладе «Edutainment – новая реальность игровой культуры». Это, если кто не знает, пришедшее к нам увлечение заниматься самообразованием с удовольствием и даже некоторым шиком. Пришедшее настолько недавно, что мода на него уже есть, а хорошего точного перевода пока нет. То ли «обучение через развлечение», то ли «обучение как признак качественного развлечения», но все это длинно и суть передает плохо. Чтобы понять суть, представьте, что желающие собираются дня на три в загородном пансионате на лекции и мастер-классы – достойного уровня, но не скучные.
Зачем? Приятно чему-то научиться в хорошей обстановке. Особое удовольствие – знать, что это только мой выбор: хочу – иду на семинар, хочу – по лесу гуляю, некоторые, кстати, так и делают. Важно, что это происходит в компании симпатичных людей. Ну и, конечно, свобода, мы ведь изрядно стосковались по свободным форматам.
Классическая школа вряд ли сможет воспроизвести нечто подобное, да и не нужно это. А вот понимать, какие конкурирующие площадки появляются в образовательном пространстве, необходимо. Репетиторы, онлайн-обучение, курсы, кружки, летние школы – все они составляют мозаичную картину образования ребенка.
Продолжая эту тему, Мария Миркес говорила, что рядом с ребенком должна появиться «персона, занимающаяся согласованием этих пространств». Но прежде нужно как минимум увидеть и признать существование друг друга, предъявить свои педагогические основания и ценности, признать за детьми право собирать паззл своего образования. Тем более что они все равно пытаются это делать.
...А после конференции, перебирая бесконечные вопросы, споры, реплики и потеряв от затяжного заката чувство времени, забрела я случайно на Заячий остров. А там на кромке берега – целый класс выпускников. Нарядные и чуть-чуть растерянные – смеются, фотографируются и пускают по Неве кораблики, сложенные из тетрадных листков.

P.S. Те, кого заинтересовала проблематика конференции, могут узнать ее участников поближе.
По адресу http://schoolnano.ru/ можно познакомиться с сетью школ, которые опробуют идеи прогрессивного образования, особенно в области естественных наук. Там же вы найдете их разработки и условия, на которых школа может стать участником этого сообщества. На сайте http://edu.antroponika.ru/ выложена информация об образовательных проектах «Школы антропоники».
А по этому адресу: http://www.sovsemi.ru/ – планируется продолжить обсуждение проблем альтернативного образования в формате видеовстреч. 

Рейтинг@Mail.ru