Куценко Елена, Печатникова Людмила
Билет в лето: большое путешествие по музеям, где не отгораживаются витриной от детей
Летом хочется столько всего посмотреть, всюду
побывать. В одиночку, с семьей и друзьями. С учениками, в конце концов,
с которыми отправляешься в дальние экспедиции, в какой-нибудь
спортивный или творчески развивающий лагерь. И не только красотами
природы полюбоваться, но и в окрестные музеи заглянуть, узнать
необыкновенные вещи, о которых потом можно будет вспомнить и на уроках.
Вниманию всех путешественников предлагается очень краткая (но доступная
для пополнений) энциклопедия музеев нашей страны, знаменитых и не
очень, из тех, которые попадутся по дороге или станут целью отдельного
похода. И в каждом музее посетителей встретят не только безмолвные
экспонаты в застекленных витринах, но и гостеприимные сотрудники,
способные увлечь всех от мала до велика общим действом, разговором,
игрой.
Ковров: играем в исторический квест
Ковровский историко-мемориальный музей (http://www.kovrov-museum.ru/),
достопримечательность Владимирской области, расположился в двух
красивых особняках: в здании бывшей земской управы и в купеческой
усадьбе. Здесь хранится память о горожанах, писателях, художниках,
ученых и конструкторах, пусть не всемирно известных, но умных,
талантливых, послуживших человечеству.
Сотрудники музея знают, что эта память оживает при активном
взаимодействии с экспонатами, попытке реконструировать исчезнувшие
привычки, модели поведения. Поэтому большинство экскурсий, особенно для
школьников, интерактивны. Скажем, в зале народных промыслов ребята
осваивают искусство изготовления традиционной ковровской глиняной
игрушки, секреты росписи кокетливых барышень в сарафанах, улыбчивых
коров. Этнографическая экспозиция поможет испытать на собственном
опыте, как раньше хозяйки готовили обед, не подозревая о существовании
микроволновки и блендера, с помощью ухвата, щенника, в настоящей
русской печи; что входило в обязанности главы семейства...
Для активных подростков разработаны маршруты-бродилки по городу,
настоящие квесты. Группе отважных у порога музея вручается листок с
ключевыми пунктами путешествия (их еще нужно отыскать в сплетении
улочек) и заданиями, которые можно выполнить, только внимательно
рассмотрев найденные объекты. Полученные данные по возвращении
используются для расшифровки загаданного слова через сложную систему
дополнительных вопросов, записанных на новом листочке. Азарт поиска,
удовольствие от разгадывания хитроумных ребусов, запечатлевшиеся в
памяти торговые ряды, соборы (с посчитанными арочными и ложными окнами,
колоколами, гранями купольных барабанов), удивление от знакомства с
судьбами героев городской летописи. Путь к живому пониманию собственной
истории.
Гагарин: отправляемся в космос послевоенного детства
Если ехать или идти по смоленской дороге, можно попасть в
город Гагарин. Разумеется, в нем есть мемориальный музей Ю.А.Гагарина (http://www.gagarinm.ru/).
Он интересен не только людям, увлеченным космонавтикой. Хотя кому не
понравится оказаться в Зале первого полета, в окружении мерцающего
звездного неба, рядом с моделью знаменитого космического корабля
«Восток»? И все-таки во многом музей – это островок нашего советского
прошлого, окрашенного, как всякое прошлое, в светлые романтические тона.
Детство первого космонавта, военное, голодное, было небезоблачным.
Экскурсоводы об этом, конечно, скажут. Покажут землянку, где ютилась
семья в годы оккупации, небогатый интерьер избы, где жили после Победы.
Но все-таки ребенок всегда находит время и силы для игр, приключений.
Об этом пришедшим в музей ребятам не станут долго рассказывать. Им
быстро объяснят нехитрые правила и предложат сыграть в те игры,
которыми увлекались их ровесники лет семьдесят назад: старинные кубарь,
лапта и калечина-малечина, хит советских дворов и стадионов – городки,
мальчишеские забавы – чижик, гонок (упрощенный аналог изысканного
серсо), накидушки – для более сосредоточенных граждан…
Ребятня постарше в 50–60-е годы с удовольствием отправлялась в походы,
с ночевками у костра, с печеной картошкой. Это удовольствие тоже можно
испытать, пройдя один из предлагаемых музеем маршрутов, в сопровождении
экскурсовода, гитариста (как же без песен у костра?), даже с полосой
препятствий!
В музей можно забежать экспромтом, но интерактивную игровую экскурсию и
тем более туристический поход нужно заказывать заранее.
Дивногорье: учимся отличать зеленого кузнечика от певчего
Природный архитектурно-археологический музей-заповедник
Дивногорье (http://www.divnogor.ru/)
вполне оправдывает свое название. Впрямь – дивно. И впрямь – горы.
Поэтому основная экспозиция – огромный мир, с птицами, бабочками и
цветами. Посетителям предложат более или менее сложный маршрут, по ходу
которого знающий человек расскажет, как отличить обыкновенного зеленого
кузнечика от певчего, тревожный сигнал байбака (сурка) от его же
любовного призыва. Попутно развеет иллюзии: место получило свое имя от
необычных меловых образований – див, которых сохранилось с
незапамятных времен две группы: Большие Дивы и Малые. Возвышаются они
на крутом берегу речки Тихой Сосны, впадающей в Дон. А вокруг не менее
древние растения, насекомые (одно название чего стоит: жук виноградный,
слоник-скосарь, действительно большой любитель винограда и черешни),
прячутся от солнцаhttp://www.lion-house.ru юркие ящерицы, парят в синем
небе канюки и коршуны.
Часть пути пройдет мимо старинного Маяцкого городища, и появится шанс
полазить по небольшой крепости, увидеть селище, тайный «хутор
гончаров», где мастера хранили от постороннего глаза секреты ремесла, и
могильник с катакомбами – следы жизни, замершей более тысячи лет назад.
Здесь уже более века ведутся раскопки. Если повезет, можно встретить
маститых археологов, веселых студентов, побеседовать с ними о судьбе
Хазарского каганата.
Непременная остановка в пути – таинственная пещерная церковь
Сицилийской иконы Божией Матери, восстановленная после долгих лет
разрухи.
В дополнение к чудесам природы сотрудники заповедника придумали для
каждого летнего месяца особое творческое, праздничное событие. В июле
вас ждет ночное представление прямо под звездным небом. А в августе –
симпозиум художников, скульпторов, фотографов и архитекторов. И вообще
большая часть маршрутов проходима только с мая по октябрь. Стоит
поторопиться.
Егорьевск: узнаем, в чем
секрет ароматницы и как пользоваться «камнем любви»
Небольшой Егорьевск, лежащий на пути в Мещеру, знаменит не
только единственным в мире, наверное, памятником корзине, но и своим
историко-художественным музеем (http://egmuseum.ru/), собранием
чудес, описанных в замечательной книге с длинным названием:
«Егорьевские диковины. Сокровища, курьезы и прочие замечательные вещи
из коллекции М.Н.Бардыгина, ныне собрания Егорьевского
историко-художественного музея».
Местный текстильный фабрикант и меценат Михаил Никифорович Бардыгин в
начале ХХ века собирал все подряд: портреты русских царей и картины на
библейские темы, народные лубки и иконы, деревянную скульптуру,
рукописные книги, костюмы, разнообразную посуду… Его коллекция стала
основой музейной экспозиции. Где еще найдешь теперь блохоловки,
копоушки, гребешки с зашифрованными любовными признаниями,
чернильницы-календари? Все эти сокровища поместились в настоящем
купеческом особняке, отреставрированном в последние годы усилиями
энтузиастов и стараниями самоотверженного директора Наталии Артемовой.
Конечно, пришлось часть экспозиции посвятить купеческому быту. Нашлось,
впрочем, место и для дворянских причуд, и для крестьянских, мещанских
интерьеров. Следы всех революций и войн, прокатившихся через город,
можно увидеть в музее. И не только увидеть.
Организуются тут спектакли, концерты. Для посетителей юного возраста
проводятся особые экскурсии, называемые «музейными лабораториями». В
ходе экспериментов, наблюдений, размышлений и бесед выясняется, почему
стекло прозрачное и в чем секрет ароматницы, как пользоваться «камнем
любви» и «лампой Аладдина». Чтобы удивить не только детей, но и
взрослых, задействованы самые современные технологии. Именно благодаря
им можно в старинном зеркале у двери вдруг увидеть ожившие картины
прошлого, услышать голоса тех, кто в нем отражался когда-то. Более
того, оказаться участником гусарской пирушки, деревенского сватовства,
гадания. Висящий в одном из залов портрет Ивана Корейши, местного
юродивого, описанного Лесковым и Толстым, напророчит вам что-то
многозначительное и, несомненно, жизнеутверждающее. Страница старинной
книги зазвучит древним старообрядческим хором. Движение ладони у
витрины с прозрачными бокалами и мерцающими вазами создаст целую феерию
света. Словом, из любви ли к прошлому, из любопытства ли к новейшим
технологическим достижениям стоит оказаться в маленьком этом музее,
между прочим, признанном одним из лучших европейских музеев.
Ясная Поляна: знакомимся с «Муравейным братством»
Про музей-усадьбу Л.Н.Толстого «Ясную Поляну» (http://ypmuseum.ru/)
много писать не приходится. Вроде бы все известно и неизменно. Однако,
бережно сохраняя прошлое, сотрудники заповедника не боятся придумывать
новые формы работы с посетителями. Даже с малышами. Для них – уроки в
Яснополянской школе. Толстой был сторонником ненасильственной системы
преподавания. Поэтому вместо скучных правил и бессмысленной зубрежки –
поучительные истории размером в полстранички, хитроумные загадки,
задачки то ли из математики, то ли из крестьянской жизни. В наше время,
считай, из истории. А после занятий (можно и вместо) – традиционные
уличные игры, рукодельные мастерские. Отдельное развлечение – собирание
деревянного макета усадьбы, попытка воссоздать в миниатюре, целостно,
все, что разбегалось перед глазами во время долгого путешествия по
заповеднику.
Подросткам же нужно настоящее дело, и для таких взрослеющих молодых
людей, их силами создано «Муравейное братство». Если верить Толстому,
главная тайна братства «о том, как сделать, чтобы все люди не знали
никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы
постоянно счастливы, эта тайна была написана на зеленой палочке, и
палочка эта зарыта у дороги на краю оврага старого заказа». Где-то
здесь, неподалеку, в Ясной Поляне.
Чтобы вступить в братство, решительного заявления мало. Нужно делами,
осуществленными культурно-экологическими проектами, подтвердить свою
готовность делать мир лучше, чище. Так что прямо сейчас попасть в
«муравейный лагерь», поработать на благо заповедника (в роли
исследователя, смотрителя и хранителя угодий) не получится. Разве что
приехать посмотреть, порадоваться на чужое счастье, одним из главных
условий которого Лев Николаевич считал жизнь «под открытым небом, при
свете солнца, при свежем воздухе, в общении с землей, растениями,
животными».
И подумать о планах на будущее.
Поповка: открываем дверь в дом со львом, ангелом и зайцем
Четыре года назад небольшое село Поповка Хвалынского района
Саратовской области прославилось если не на весь мир, то на всю Россию.
Студенты-филологи Саратовского университета в ходе фольклорной практики
обнаружили в Поповке удивительный дом: нежилую развалюху (хозяин
собирался разобрать ее на баню, да, к счастью, руки не дошли), внутри
сплошь покрытую дивными росписями. В простенках между окнами – цветы и
деревья в кадках (так называемые «сады в бочках» – известный элемент
крестьянской живописи), хрупкая девушка поливает из лейки раскидистое
дерево. Под ветвями на берегу ручья – улыбающийся лев, наша версия
загадочного Чеширского кота. В углу – белый ушастый заяц. На потолке
ангельского вида женская фигура, нарисованная вокруг вбитого крюка.
Сюда вешали колыбельку, и младенец, открывая глаза, встречал
доброжелательный взгляд хранительницы покоя.
Есть еще орел и бык, мужик с гусями, Георгий Победоносец на коне… Кто
сотворил этот чудесный мир – неизвестно. Одни говорят – иконописцы,
работавшие в местной церкви, другие – крестьяне, талантливые самородки.
Возможно, старообрядцы, которых здесь много было в прежние времена.
Ясно одно: пошла бы вся эта красота прахом, если бы не юная аспирантка
из Санкт-Петербурга Юлия Терехова, которая твердо решила сберечь
уникальные росписи. И понимая, что рассчитывать больше не на кого, сама
выкупила дом, сама занимается реставрацией и ремонтом.
С последней заботой, правда, ей помогают справиться волонтеры. К
добровольным помощникам можно присоединиться (вся информация – http://lion-house.livejournal.com/).
Но можно и просто приехать в этот удивительный дом, носящий гордое имя
Музея народной монументальной живописи (http://www.lion-house.ru/).
Санкт-Петербург: исследуем тайны закулисья
В пору белых ночей в этом изящном, немного чопорном, но
бесконечно прекрасном городе отчетливо проявляется что-то театральное.
Старинные парки, дворцы, набережные в феерическом рассеянном свете
сумерек будто превращаются в одну большую декорацию.
Поэтому перед прогулкой в белую ночь стоит заглянуть в театр. Кстати, в
Александринском (Российском государственном академическом театре драмы
им. А.С.Пушкина – http://www.alexandrinsky.ru/) вам
будут рады не только в качестве зрителей, но и покажут перед спектаклем
музей (Музей русской драмы), в котором собрано множество театральных
костюмов и реквизита. Если группа состоит из старших подростков, можно
посмотреть несколько залов. Один экспонирует царское облачение, посохи,
чаши, оружие (мечи всех форм и размеров!). В другом собраны костюмы,
оставшиеся от постановок Шекспира. В третьем можно увидеть элементы
декораций, множество эскизов и костюмов знаменитого «Маскарада»,
который готовился с небывалым размахом много лет, и премьера
состоялась... 25 октября 1917 года.
Если же ребята помладше, можно пойти только в один зал, например
Гоголевский. Посмотреть, как выглядел, с точки зрения театрального
художника позапрошлого века, сюртук Манилова, тряпье, в которое кутался
Плюшкин, простодушно-кокетливый наряд Коробочки. Отдельный восторг
наверняка вызовет бутафорская посудина с солеными огурцами таких
размеров, что не обхватишь руками.
Чтобы получить доступ ко всем этим театральным сокровищам, нужно
заранее связаться с помощником художественного руководителя театра по
связям с общественностью Светланой Ивановной Юртайкиной по телефону:
(812) 570-01-14
или по электронной почте: project@alexandrinsky.ru/.
Для еще не расставшихся с детством пяти- и шестиклассников лучшего
места, чем музейный театрально-музыкальный детский центр (в
Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального
искусства – http://www.theatremuseum.ru/), не
придумаешь.
Здесь можно стать настоящим режиссером, актером, драматургом,
декоратором – в постановке собственного кукольного спектакля. Для этого
по стенам расставлены ширмы, развешаны куклы – от больших, почти в рост
ребенка, до пальчиковых и перчаточных. Из подручных средств можно
вылепить, скрутить, смастерить собственную куклу. При желании освоить
технику теневого театра. Вдохновитель всего этого действа Лора Будай
рассказывает, что у ребят, впервые попавших сюда, глаза разбегаются: за
что схватиться в первую очередь? Они учатся тому, что потеряно в
мегаполисах – играть в одиночку и друг с другом, возиться с разными
предметами, встраивая их в игру и обогащая ее бесконечно.
Но самое заманчивое – помещение закулисья. Здесь собраны настоящий
реквизит и подлинные костюмы, которым много лет и которые можно
потрогать руками. И еще повертеть ручку старой театральной машины,
которая шумит, как ветер, и грохочет, как морской прибой. И подержать
за хобот слона, огромного, как настоящий, но деревянного, который
выезжал на колесиках в одном из спектаклей. Одним словом, удивительного
здесь много, но самое загадочное – как взрослым удается выманить детей
обратно домой.
Лаишево: пробуем себя в роли сеятеля и жнеца
Когда на склоне лет Гавриил Романович Державин писал про «Реку
времен», которая «в своем стремленьи уносит все дела людей», он, может
быть, и не вспомнил величавую Каму, первую реку его жизни, реку
детства. А между тем здесь, в маленьком городке Лаишево, про великого
поэта помнят, берегут могилы его родителей, проводят его имени
литературные конкурс, фестивали, выставки.
И в центре всей этой мемориально-поэтической деятельности – крошечный
музей Лаишевского края (у него даже нет своего сайта, только
телефоны: (8-84378) 2-57-11 или 2-14-34). Создавался он
трудно и долго стараниями местного энтузиаста Яна Гайдукевича, который
собирал по соседям старые письма, негодную утварь, мебель – для
потомков, для будущего. Теперь эти потомки перебирают старинные монетки
на тематическом занятии «Путешествие в мир денег», пожелтевшие картонки
с чернильными завитками (занятие «История открыток»). Те, кому хочется
заглянуть в прошлое поглубже, пробуют «вырастить и испечь» хлеб. Не
по-настоящему, конечно, но и не совсем понарошку. Можно надеть на шею
настоящую старинную севалку, попробовать широким жестом бросить зерно
во вспаханную плугом почву. Пусть под ногами всего лишь доски пола, а в
кулачке – воздух. Тяжесть, строгость древнего приспособления заставляют
работать фантазию. Потом таким же настоящим серпом ребята срезают
воображаемые колосья и вяжут снопы… Поедая вполне материальные краюшки
свежеиспеченного хлеба в конце экскурсии, они и впрямь чувствуют себя
земледельцами.
Но на этом чудеса не заканчиваются. Из соломы плетутся куколки-обереги.
Из лозы – корзинки. Будущие модельеры стараются повторить узоры
русских, татарских, кряшенских костюмов (кряшены – один из народов,
населяющих эти земли).
Нет нужды упоминать, что есть отдельный зал, посвященный жизни
Державина. Но есть и палеонтологическая экспозиция, выставка сокровищ
Золотой Орды и Казанского ханства.
Если ехать в июле – есть шанс успеть на Державинские чтения и
праздник поэзии – в день рождения классика 14-го числа. Послушать новые
стихи и постоять на берегу Камы: «Река времен в своем стремленьи…»