ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
Итоги учебного года с прицелом на будущее
Продуктивнее всего подводить их в свободной и авторской форме
Что должен сделать учитель, чтобы с легким сердцем уйти
в отпуск? После всех уроков, экзаменов и выпускных балов? Обычно еще
кучу дел: заполнить, сдать, подписать – бумаги, бумаги, бумаги…
Вдобавок вытерпеть несколько часов педсовета: отчет администрации
коротенько, минут на сорок, выступление завуча еще на полчаса...
К счастью, так бывает не всегда и не везде. В красногорском лицее
«Ковчег-ХХI» как?раз все по-другому.
Десять минут на гимн
В конце года все устали, и отчет о проделанной работе писать
совершенно не хочется. Но остается необходимость и даже потребность
отстраниться и подумать о своей работе. Вопрос – в какой форме
организовать мыслительный процесс?
Чиновники наши, ставшие эффективными менеджерами, предлагают
классическую схему: цели, задачи списочком, система оценивания качества
в баллах. Это, конечно, правильно. Но для менеджера. Учитель –
профессия немного творческая, вдобавок связанная с общением, тем более
с детьми. Учительский труд трудно формализовать. Вот ведь театральные
актеры тоже, наверное, не заполняют таблицы про сыгранные роли, хотя
«разбор полетов» проходит в каждой труппе.
Попробуем иначе. Просто поговорить. Самый обычный разговор. Что
получилось? А что пока не складывается?
Начинаем с успехов, потому что это оптимистично, это заряжает.
Собираемся на педсовет по кафедрам (или как-то иначе), чтобы в группе
было не более десяти человек, и каждый в течение десяти минут говорит о
себе только хорошее, представляет свою работу за год с позитивной
стороны. Если не гимн поет себе, то по крайней мере похвальное слово
произносит.
Когда у школы (у кафедры, педагогической команды параллели)
действительно есть общие задачи, поставленные, к примеру, в начале
года, педагоги в своих речах обязательно к ним обратятся, хотя
формально это требование не звучит.
Кстати, наши соотечественники хвалить себя не привыкли. Они оказываются
в ситуации новой и очень важной. Рассказывать о достижениях бывает
очень полезно.
А директору уже ничего не остается, только сидеть и радоваться, какие у
него в коллективе замечательные педагоги.
Пять минут на критику
Что не получилось? Учителю об этом тоже трудно говорить – он
не любит критики со стороны и сам себя критиковать не любит. Ему трудно
осознать свои проблемы, тем более сказать о них коллегам. Пусть эта
часть займет всего пять минут. Пусть не ясны причины неудачи.
Достаточно того, что человек зафиксировал проблему, назвал ее, начал
думать о способах решения. Это уже шанс на движение вперед.
Опять же, что остается директору? Снова молчать. Все «болевые точки»
озвучены. Можно двигаться дальше.
Да, директор тоже может высказаться о своих достижениях и недоработках.
В конце. Если успеют спросить.
Обе речи не обязательно произносить совсем серьезно, можно чуточку с
иронией, слегка отстраненно. Чтобы не превращался педсовет в
партсобрание. А если кто-то хочет промолчать – пусть промолчит.
Учителя часто говорят важные вещи, жалко бывает, что многое забывается,
исчезает почти бесследно. Мы даже обсуждали необходимость записывать
свои выступления. А потом все же договорились: устно.
Школа заставляет преподавателей много писать – не для себя, для
инспектора. И это всегда неправда. Педагог – человек послушный –
надевает маску, пишет не своим языком, не свои мысли – то, что
требуется. Это такая игра. Если хочешь добиться толкового разбора,
лучше устно. Легко, полезно и вдохновляет. И администратора, и каждого
учителя.
Форма устного отчета некоторыми педагогами потом переносится в класс.
Не просто поставить оценки и сказать, кто в чем молодец, а в чем так
себе. Но выслушать каждого ученика.
Подытожив прошлое, человек хочет строить планы, порождать новые идеи, в
том числе связанные с выходом из тупиков. Имеет право заняться
проектированием в свободное время, на каникулах.
Постфактум
В конце года, как это ни смешно звучит, мы представляем
программы курсов, которые только что провели. Обычно программы сдают
заранее, еще в августе, а мы позволили себе не писать наперед – только
постфактум.
Небольшое отступление. Почему-то даже хорошие идеи, которые иногда
спускаются с высот министерства в школу, здесь трансформируются в
каких-то непонятных монстров. То же происходит сейчас и со вторым
стандартом. Слушаешь разработчиков – сердце замирает. Замечательные
принципы, за которые боролись годами лучшие педагоги страны! Но что-то
есть такое в природе школы, какой-то опасный вирус, который не
позволяет выживать светлым идеям на нашей почве. Все превращается в
кучу бумаг.
Главная беда – мы очень много планируем, пытаемся каждую мелочь
формализовать, предусмотреть. Но попытки формального планирования в
живом деле?– ложь. Невозможно предвидеть, каким будет твой урок через
полгода, даже через пару месяцев. К сожалению, именно пошагового,
детального плана от нас требуют. Я считаю, ключевое действие в
настоящей модернизации, в преобразовании школы – отмена тематического
планирования.
Настоящая программа рождается, когда ты год по ней проработал. Только
тогда имеешь право писать. И конечно, не по стандартной форме, без
перечисления тем каждого занятия, домашних заданий… Свободное эссе о
сделанном (как в скандинавских школах), с представлением о читателе.
Адресат текста – коллега, ученик, родитель ученика. Для этих хорошо
знакомых ему людей учитель должен постараться описать простым понятным
языком, что на самом деле происходило, что он делал. Рассказать о
содержании своей работы, структурно, последовательно, но – своими
словами, в своем стиле. Как автор. Учителю необходимо вернуть авторство
программ. С авторского описания сделанного процесс и начнется.
Эта простая идея кажется радикальной, потому что мы привыкли к
извращенным формам – строгим, четким. А для творчества нужна свобода.
Наверное, предложенные способы подведения итогов не идеальны, не
стопроцентно эффективны – но явно лучше, чем существующие сегодня.