...И в шелесте страниц – взволнованные голоса ее учеников
Учительская профессия не знает расставаний
Вот и всё – закончен школьный роман. А до начала следующего –
эпоха, целое лето. Только вряд ли можно забыть этот год, этих ребят,
эти отношения.Учитель – профессия бессрочная, и выйти в отпуск из нее
или на пенсию мало шансов. Настигнет! И людям со стороны ничего не
остается, как завидовать.
«Чужая радость так же, как
своя»
Вечер. Мы сидим большой компанией за столом у Марии Васильевны
Белолапотко и пьем чай, пахнущий земляникой. За окном тихо шумит дождь.
Я гостья, но чувствую себя как дома. Хочется говорить, задавать
вопросы, смеяться вместе со всеми. Невольно раскрываю рот, чтобы
спросить: «Ну как там…» – и сдерживаюсь, потому что познакомились мы
всего несколько часов назад. Меня окружают выпускники Марии Васильевны,
меня еще не было на свете, когда они, нарядные и взволнованные, в
первый раз пришли в грязинскую школу № 4.
Это было почти тридцать лет назад. Тогда им навстречу вышла их первая
учительница, красивая, улыбающаяся, добрая, и тогда они еще не знали,
что стоят на пороге большой дружбы длиною в жизнь.
Не знала этого и Мария Васильевна. Но чувствовала – происходит что-то
очень важное. А бывают ли в жизни учителя случайные, не важные события?
Я просто расскажу о некоторых фактах, которыми поделилась со мной Мария
Васильевна в тот незабываемый вечер.
Полотно судьбы
Ее судьба была «дамой с причудами» и часто преподносила
сюрпризы. С детства Мария Васильевна твердо решила стать учителем и,
окончив институт в родном Лихославле Тверской области, получила
направление в город Калинин. А вместе с направлением – путевку в дом
отдыха. Чего еще желать? Но встретила на улице расстроенную подругу по
институту:
– Маш, мне направление в Ржев дали. Поедем вместе?! Ты будешь
преподавать в Бобровской школе, неподалеку.
Уже через несколько дней они отправились в путь. А добравшись до Ржева,
узнали, что Бобровская школа находится в районе села Зубцово, что в
пятнадцати километрах от Ржева. Идти туда пришлось пешком – какой
транспорт в послевоенные годы? Дорога была трудной, на пути?– две реки.
Через первую переправил паромщик. Вторую Мария Васильевна перешла
вброд, по колено в ледяной воде (уже кончался сентябрь). Впереди было
лишь наполовину разминированное поле. Шла осторожно, стараясь
разглядеть дорогу. Волновалась – где же село? А оно – вот, люди жили в
землянках. Один только домишко остался цел – школа. А вокруг – братские
могилы солдат среди неразорвавшихся мин. Здесь и начала педагогическую
работу Мария Васильевна. Но жить в селе Боброво пришлось недолго, она
сильно заболела и вернулась в Лихославль, а через три года поехала на
новое место работы – в город Грязи.
От грязинского вокзала рельсы уходят вдаль, к другим городам и школам,
но Мария Васильевна угадала в этом городке что-то родное, и
предчувствия не обманули.
Хорошо там, где работа с
детьми складывается
Большой шумный класс «бэшек» сразу пришелся по душе Марии
Васильевне. Честные! Если натворят что-то, признаются сразу, не
скрывают. И дружные, верные мушкетерскому девизу «Один за всех, все за
одного». Мария Васильевна очень обрадовалась, когда узнала, что по
окончании начальной школы не расстанется со своими воспитанниками,
будет их классным руководителем и учителем истории.
Педагогом Мария Васильевна была строгим, в первую очередь – к себе. Ни
разу не опоздала, ни разу не пришла неготовой к уроку, ни разу не
повысила голос. Хотя, конечно, поводы для того были, ребята – большие
выдумщики. Например, однажды решили прямо на уроке колоть грецкие орехи
– при помощи ножки стула! Но и после уроков им было нескучно вместе.
Мария Васильевна придумала «тетрадь по самообразованию» – в нее ребята
записывали всё новое, что за день успели. Быть может, именно эта
выдумка Марьяши – так называли свою учительницу «бэшки» – и натолкнула
ребят на мысль о создании классного дневника.
Старый дневник в
коричневом переплете
Я держу его в руках. Это толстая, видавшая виды тетрадь в
коричневом переплете. Записи в ней сделаны еще чернилами. От тетради
пахнет временем. Да, временем, а не пылью. Пыль обычно оседает на
вещах, находящихся в ленивом покое. А этот дневник читают часто, в
некоторых местах даже буквы стерты от прикосновения пальцев.
Открываю его – и мне начинает казаться, что в шелесте страниц слышатся
взволнованные голоса.
«Милые мои одноклассники! Скоро мы расстанемся навсегда.
Понимаете, навсегда! А сколько всего было. Помню, как мы собирали
металлолом и все вместе тащили кузов машины! И вот наши последние
месяцы, мы уже в десятом классе».
«Ребята! Интересно, кто кем станет? Например, наш Панов? Наверное,
серьезным и важным дяденькой. А Корчагин – деловым мужчиной с большими
усами».
«Это я, Павлова Оля. Помните – курносая и маленькая? Та самая, что
сидела на первой парте и которой Мария Васильевна давала толстые книги,
чтобы было повыше. Уже десять лет пролетело, а мы словно и не
расставались никогда».
«Бесконечно рада и тронута. Ко мне приехали мои дети, мои «цыплятки»,
которым я дарила всё, что могла – знания, душу, время. Я рада, что
спустя четверть века вы остались людьми добрыми. Мой учительский труд
не пропал даром».
…Я закрыла дневник с ощущением, что знаю «бэшек» и Марию
Васильевну давно, всю свою жизнь.
А я просто была в гостях в день ее рождения, и тогда к ней приехали из
разных мест ее ученики. «Бэшки» были узнаваемы по рассказам их учителя.
А у Марии Васильевны глаза все те же, удивительные, в них знакомая
забота:
– Все ли в порядке? Как живете?
Волшебная сила общения с ней отгоняет всё неприятное. В тот вечер
«бэшки» говорили только о хорошем и сами были прекрасны.