КРУГ ВОПРОСОВ
Школьный туризм: с такими правилами далеко не уедешь...
Сравнение с опытом Евросоюза показывает, что число бюрократических шлагбаумов у нас превышает все разумные пределы
Поехать с классом в другой город, пойти в поход, организовать
школьный лагерь… Что может быть лучше для того, чтобы понять друг
друга, узнать окружающий мир, отлично провести каникулы? К сожалению,
в последние годы все меньше педагогов способны организовать нечто
подобное для своих учеников. Дело не в их желании и даже не в оплате
этой, скажем честно, труднейшей работы. Количество бюрократических
преград, которые нужно пройти, останавливает даже самых верных
туристической, дорожно-походной педагогике учителей. На семинаре,
посвященном этой проблеме, встретились представители фирм, организующих
детские туристические и экскурсионные поездки, и чиновники Министерства
туризма Российской Федерации.
Счет не в нашу пользу
Одним из ключевых докладов, поразившим не только
представителей туриндустрии, но и работников Министерства туризма, был
доклад юриста РСТ «Балтия» Ильзе Рамолиной. Она сравнивала российские
правила детского туризма с теми, которые действуют в Евросоюзе и в
Латвии, где она проживает.
Оказывается, в Евросоюзе экскурсии (любые!), в том числе и детские,
имеют право организовывать компании, зарегистрированные в реестре
туроператоров, и учреждения образования. Естественно, порядок
организации экскурсий отличается. Туроператоры обязательно должны иметь
лицензию (которая выдается на десять лет), уставной капитал,
незапятнанную профессиональную репутацию, регулярно проводить техосмотр
транспортных средств. Правила для образовательных учреждений,
организующих самостоятельно походы, поездки и экскурсии, еще более
простые.
«Если бы наши правила перевозок совпадали с российскими, – в
доверительном разговоре сказала Ильзе, – со школьниками вообще никто бы
никуда не ездил. Все силы уходили бы только на оформление бумаг...»
ГЛОНАСС и медсестра
Не стоит думать, что проблемы туроператоров не касаются
педагогов. Дело в том, что по действующим сегодня в России законам
перевозить группы школьников можно только на автобусах, которые
эксплуатировались менее десяти лет (заметьте, важно не состояние
средства передвижения, а его возраст!), которые оборудованы не только
техническими средствами контроля за соблюдением водителем труда и
отдыха (такое правило есть и в Евросоюзе), но и… аппаратурой
спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Новый автобус без навигатора нельзя пускать на маршрут от одного города
до другого – вдруг не сможет выехать на шоссе или приедет совсем в
другой город?! Либо «компьютеризированные» водители полностью
разучились пользоваться картами, либо… таким ловким способом
поддерживаются производители ГЛОНАСС. Старый автобус в идеальном
состоянии никому не интересен – автомобилестроение тоже нуждается в
постоянных покупателях. В гораздо более богатом и с более безопасной
туриндустрией Евросоюзе срок жизни туристических автобусов вдвое
больше, и второе техническое устройство в них очень простое:
ограничитель скорости. В некоторых странах, таких как Латвия,
требований к автобусам по году выпуска нет вовсе, там полностью
доверяют техосмотру ДБДД.
Если группа школьников организованно едет в другой город, в нашей
стране она обязательно должна сопровождаться медицинским работником. «Я
до сих пор не могу понять, – продолжает Ильзе, – зачем придумали такое
правило? Ведь куда бы группа ни поехала, у организаторов есть телефоны,
существует связь с диспетчерами транспортной компании – врача сегодня
можно вызвать практически из любой точки, а первую помощь обязаны уметь
оказывать каждый педагог и водитель».
Эх, Ильзе! Не понять вам, европейским людям, что этот закон – забота о
людях! Медицинские работники школ тоже должны иметь возможность
съездить в командировку. Правда, я очень сильно сомневаюсь, что они
будут полезны в детской группе в экстренных случаях. Совсем недавно
меня удивил ребенок, который сидел на уроке и держался за ухо – оно
болело. Предложила сходить в медицинский кабинет, а в ответ: «Я уже там
был, она сказала, что ничего не может сделать, велела отсидеть до конца
уроков (!) и потом идти к врачу в поликлинику». Медработник не дала
ребенку ни обезболивающее, у нее не нашлось простейших ушных капель или
борного спирта… Интересно, какая мать повела бы себя так же? В поездке,
походе за детей отвечает учитель. Он продумывает содержимое аптечки
заранее, без всяких приказов и распоряжений, потому что отвечает за
жизнь и здоровье своих учеников.
Часто такая командировка становится очень затратной. Например, группу
школьников везут на соревнования, где есть свои медицинские работники,
и предоставляют жилье и пропитание только команде и одному
сопровождающему. В результате медработник школы, проехав с командой
пол-России, вынужден во время соревнований где-то снимать жилье за свой
счет, чтобы сопровождать ее обратно. И никому до этого нет дела – таков
закон…
Писать – одно, делать – другое
Еще хуже дело обстоит со школьными лагерями, походами и
экспедициями в России. Во-первых, для того, чтобы это организовать,
необходимо иметь письменное разрешение вышестоящей организации. «Я
подозреваю, – поясняет Ильзе, – что такое правило – следствие
коррупции. Никакая вышестоящая организация не будет досконально вникать
в планы каждой поездки, на это просто нет ни сил, ни времени. Тщательно
все продумать должны педагоги и согласовать с администрацией своего
учебного заведения».
Действительно, такое разрешение получить сложно. Нужно не только подать
списки учащихся и сведения об их здоровье, но и заранее предоставить
согласованный список пищевых продуктов, который будет точно
соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам. Ильзе удивляется:
«Зачем? В поездке приятно что-то купить, дети могут взять с собой то,
что любят, угощать друг друга. Конечно, учитель продумает обязательный
минимум, но почему его непременно нужно контролировать? Разве ваши
педагоги не имеют достаточного образования? Или им не доверяют и
заранее считают вредителями, готовыми уморить детей голодом или
сознательно отравить?»
Кстати, эти «нормы» не всегда покрывают потребности. Например, если
ехать несколько суток в поезде, невозможно закупить столько воды,
сколько ее потребуется. И кормить детей всухомятку вредно. Учителям,
если они хотят довезти до места назначения здоровых и радостных ребят,
приходится выкручиваться, писать одно – делать другое…
Вся Европа ездит друг к другу в гости. Две школы списываются,
приглашают друг друга, а по приезде живут прямо в школе: там и туалет
есть, и еду можно приготовить… У нас теперь это запрещено, потому что
спать дети должны только в отведенных для этого местах, еду готовить
только в стерильных кухнях и под строгим надзором профессионалов… И
снова Ильзе потрясена: «Как же так?! Ведь нет ничего безопаснее ночевки
в школе! Это очень дешевый туризм и безумно увлекательный! Мы всегда
так ездим, столько друзей находим!»
Если класс приехал на поезде в другой город, для дальнейшего
передвижения в России потребуется арендовать автобус, специально
созданный для перевозки детей. В Евросоюзе для этого можно использовать
любой соответствующий требованиям группы автобус, но маркировать его
знаком «Дети» – там не поддерживают одного производителя, но заботятся
об удобстве и финансах путешествующих.
Детские туристические лагеря в нашей стране теперь экзотика, не имеющая
никакого права на существование. Не знаю, чего мне захотелось больше:
плакать или смеяться – после того как я прочитала правила,
регламентирующие их организацию (сайт http://www.norm-load.ru/SNiP/Data1/58/58528/index.htm#i84957).
Чего стоит, например, такая фраза (п.?6.3): …«Кухня располагается в
отдельной палатке, имеющей естественную вентиляцию. Окна и вход должны
быть закрыты мелкой сеткой. Рядом с входом в кухню оборудуется
умывальник для мытья рук персонала пищеблока. Моечная должна
располагаться рядом с кухней. Допускается устройство моечной на кухне с
выделением отдельной рабочей зоны»… Люди (я обращаюсь к тем, кто писал
эти правила)! Вы когда-нибудь видели детский ПАЛАТОЧНЫЙ лагерь?
Впрочем, вопрос риторический – не видели, конечно.
Вспоминаю организацию детского трехдневного лагеря для трудных
подростков в Швеции. Организатор – школа, которая носит имя короля этой
страны. Над ней взяли шефство военнослужащие и передали в распоряжение
школьников походное оборудование и военную одежду. Начало февраля, на
улице мокрый снег, чуть ниже нуля.
Наши рюкзаки отвезли на место, находящееся примерно за три километра от
будущего лагеря, на автобусе. Школьники и педагоги добирались туда на
общественном транспорте, самостоятельно: таково было первое задание –
не заблудиться. Там сменили цивильную одежду на армейскую. Выбрали
ребят, командиров четырех групп (взрослые стали рядовыми), и они начали
нами командовать. Разошлись в разные участки леса, поставили четыре
разных лагеря. Еду каждый должен был готовить для себя сам, а это не
так-то просто, если не умеешь пользоваться спиртовкой. Мы все остались
голодными вечером, потому что ужин либо сгорел, либо не доварился. Мы
не смогли позавтракать, потому что командир проспал и нужно было идти
на общее построение. Мы жутко замерзли первой ночью, потому что не
заготовили необходимое количество дров. Ошибки были проанализированы,
исправлены, вторую ночевку ребята организовали прекрасно. Они были так
горды собой! И имели на это полное право.
В Евросоюзе общих требований к организации туристических палаточных
лагерей нет. Для стационарных, конечно, существуют нормы гигиены,
организации питания, эпидемиологической и пожарной безопасности,
разработанные в каждой конкретной стране. Люди, захотевшие организовать
детский отдых, не подают массу бумаг на согласование, а первым делом
нанимают специалиста, который имеет право заняться организацией лагеря.
Если я не ошибаюсь, такими специалистами в нашей стране в первую
очередь являются педагогические работники…
Правила будут изменены. Но
как?
Комментируя доклад Ильзе Рамолиной, представитель Министерства
туризма грустно и мечтательно посмотрел в потолок: «Мы и не думали, что
у них все так просто организовано… Сейчас планируется изменение правил
для детского туризма, но никому пока не ясно, как они будут выглядеть…»
У нас почему-то постоянно думают, что безопасность прямо
пропорциональна точно прописанным правилам.
Чтобы правила исполнялись, их должно быть немного, они должны быть
понятны, логичны и четко прописаны. И эти правила должны быть едины для
всех, невзирая на чины и должности.
Семинар прошел. Посмотрим, как после него изменятся правила, от которых
зависит, будет ли вообще развиваться в Российской Федерации
детско-юношеский туризм, или мы будем изучать его только по книгам. По
электронным книгам…