ИТОГИ ГОДА
Нет свободы – нет мобилизации усилий...
Почему не случилось новое образование, о котором столько говорили
Закончился учебный год и в Институте образования Высшей школы
экономики: заключительный семинар «Актуальные исследования и разработки
в области образования» был посвящен ключевым событиям года. Наш
обзор выступлений.
Ряд событий – проблема одна
Диссертационный скандал комментировал вице-президент РАО
Виктор Болотов: фальсификаций очень много, есть такие, как ссылки на
статью в журнале – журнал есть, статьи нет; или 98% плагиата.
Диссертации покупаются, списываются, заказываются, но само сообщество
эту проблему решить не может. Именно разоблачения в интернете дали
старт ревизии системы присуждения научных степеней. Ряд мер уже принят,
некоторые санкции уже работают, а окончательно новая система защиты
ожидается через 5 лет. Между тем против этой борьбы развернулась
сверхборьба. Мол, ни в одной стране нет такой сложной системы защиты
диссертаций, менять ее не надо, надо просто наказать недобросовестных!
Резонный ответ Виктора Болотова: если система, будь она сколь угодно
сложная, порождает коррупцию в огромных масштабах, жалеть нечего. Надо
все пересмотреть: требования наукометрии, ваковские журналы,
диссертационные и экспертные советы, правила приема и так далее. В
общем, это история о том, как скандал перешел в ситуацию
конструирования нового; цель – восстановить в ученом сообществе понятия
«репутация» и «репутационные риски».
Мониторинг эффективности вузов – скандал года №2. Тоже задел за живое
(и за карман) очень многих и вызвал мощный выплеск агрессии и даже
мести в адрес министерства. Однако Александр Соболев, директор
Департамента государственной политики в сфере высшего образования
Министерства образования и науки РФ, объяснил, что проведен он во
исполнение указа президента: надо было проверить, обеспечены ли права
обучающихся; а те пять критериев, над которыми так потешались
ниспровергатели мониторинга, на самом деле были получены в результате
исследования – масштабный опрос граждан (150 000 ответов), их
обработка и обсуждение. Так удалось построить публичную систему,
которая отсекает принципиально неэффективные учреждения. Их судьбы
обсуждались в каждом случае отдельно на уровне первых лиц региона.
Когда Александр Соболев напомнил, что теперь мониторинг стал
законодательной нормой (ст. 97 ФЗ «Об образовании в РФ»), раздалось
возмущенное: «Есть же аккредитация – разве этого мало?!» И ситуация
повторилась. Да, аккредитация есть, процедура непростая, но если ее
проходят вузы, которые по атмосфере и уровню преподавания хуже
советских ПТУ, если никто не теряет лицензию, – надо брать новый
инструмент и резать «хвост». Важная оговорка: в перспективе параметры
аккредитации и мониторинга будут сбалансированы.
А в целом хороший тренд: мертвые и отжившие системы потащили на
помойку. Хотя любителей ездить на дохлой лошади все еще хватает.
Учитель: работать без идеи
не готов
Тут надо проявить осторожность. Не спутать людей, приверженных
миру со смыслом, одухотворенному миру, и людей, цепляющихся за старые
штампы. Это так же непросто, как различать свежих-новых и
конструирующих новое вне традиций.
Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования,
комментировал движение «За советскую школу», зародившееся в Ульяновской
области. Казалось бы, в чем тут событийность? Там пионерия на марше,
тут православные лагеря детского отдыха… мало ли какие бывают
инициативы. Однако Исак Фрумин видит проблему именно в ностальгии по
советской школе, где все было понятно, осмысленно и предсказуемо:
– Это не тоска по идеологии. Тоска по хорошему, когда хорошее – это
простое и однозначное. Когда один учебник на всю страну, одна форма,
одни нормы. Я вижу в этом неумение жить в непонятном мире. Нежелание
взаимодействовать со сложным.
Мысль о том, что прошедший год был годом победы советского образования,
продолжили и другие выступающие.
Сергей Косарецкий привел социологические данные о сокращении
родительского спроса на инновационные программы в детском саду
(примерно в 4 раза) и специализированные программы в школах, 61%
родителей хотели бы старшую школу без выбора индивидуального плана.
Анатолий Каспржак назвал текущие процессы парадом единообразия, притом
заставил задуматься: проводя либерализацию механизмов распределения
средств в школе, предполагал ли кто, что это будет способствовать
стагнации разнообразия? И так от каждого нововведения феодальный стиль
в школьных отношениях только укрепляется. Благие цели достигаются
выкручиванием рук, увеличение финансирования оборачивается негативными
эффектами. И вот уже новый тренд: возврат назад, к тому, чего уже нет и
никогда не будет.
Александр Адамский предложил мораторий на любые новшества до 2016 года:
период стабильности необходим.
А вот Евгений Бунимович, ни в каких реформах и нововведениях не
замеченный, напомнил, что какие бы времена ни приходили, человек должен
делать то, что всегда: не врать, сохранять чувство собственного
достоинства и честно делать свое дело. И опора его – культура, а не
системные решения. Уже понятно, что на практике они всегда превращаются
во что-то непотребное:
– Итогом года в образовании считаю присуждение первой премии фильму
«Географ глобус пропил». Конечно, это не «Доживем до понедельника», но
есть надежда, что правда возвращается.
Не в силах приспособиться к новому, люди устали от имитации, в обществе
спрос на «старое доброе». Вопрос не к людям, а к тем, кто «сдал» это
новое. Если группа государственных деятелей принимает решения, которым
другие люди вынуждены подчиняться, не понимая их, не разделяя, то каких
свершений можно ждать? Нет свободы – нет мобилизации усилий. То новое
образование, о котором столько говорили, не случилось, потому что
ничего, кроме голой власти, сопровождаемой всеми возможными
конфликтами, в школу не пришло. Вот и вспомнили о времени, когда в
школе было место обетованию высокого.
Теоретики:
ребенка и учителя в расчет не берут
Искусственно выведенная из равновесия система возвращается на
место. Это, конечно, событие. Потому что ни тех нацпроектных денег
больше не будет, ни денег, которые в обмен на обязательства, и вообще
на повестке у государства теперь модернизация дошкольного образования,
дорогая штука. А люди будут работать те, которые есть. И тут возникает
новое простое решение: заложим грамотную систему оценки качества – и
все получится. Ведь как оценивают, под то и подстраиваются. Пусть
сомнительные критерии, но они очерчивают поле интереса. И все!
То есть опять флажки и облавы. Охотники и звери.
Ефим Рачевский, сам директор школы, качал головой: сегодняшние родители
не хотят идти на поводу у наших представлений о результатах, они сметут
такую школу. И сформулировал главный парадокс года: «Ум ребенка против
тупости управленческих решений».
Артем Соловейчик, в свою очередь, предложил критерий грамотности
управленческого решения: если при его воплощении в жизнь мы начинаем
винить людей, требовать от них честности и порядочности, значит, мы
ошиблись, приняли неправильное решение. Так вышло и с ЕГЭ, и с НСОТ, и
со многим другим. Принимать в расчет интересы людей все равно придется.
Событием года назвал Петр Положевец, главный редактор «Учительской
газеты», победу в суде Татьяны Ивановой, учителя из Санкт-Петербурга.
Напомним, она воспротивилась подтасовке результатов на избирательном
участке, где работала, и подверглась увольнению. Но доказала: мы не
рабы.
В самом деле, псевдоаналитика, лжереформы, имитация решений – все это
может существовать только в поле слабого, нерефлексирующего сознания и
погружать его во тьму все больше.
Но Исак Фрумин завершил семинар оптимистично:
– Давайте не будем принимать незнакомое за плохое. Пусть следующий
учебный год принесет нам много незнакомого и хорошего.