Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ИТОГИ ГОДА


Чаплыгина Нина

Нет свободы – нет мобилизации усилий...

Почему не случилось новое образование, о котором столько говорили

Закончился учебный год и в Институте образования Высшей школы экономики: заключительный семинар «Актуальные исследования и разработки в области образования» был посвящен ключевым событиям года. Наш обзор выступлений.

Ряд событий – проблема одна

Диссертационный скандал комментировал вице-президент РАО Виктор Болотов: фальсификаций очень много, есть такие, как ссылки на статью в журнале – журнал есть, статьи нет; или 98% плагиата. Диссертации покупаются, списываются, заказываются, но само сообщество эту проблему решить не может. Именно разоблачения в интернете дали старт ревизии системы присуждения научных степеней. Ряд мер уже принят, некоторые санкции уже работают, а окончательно новая система защиты ожидается через 5 лет. Между тем против этой борьбы развернулась сверхборьба. Мол, ни в одной стране нет такой сложной системы защиты диссертаций, менять ее не надо, надо просто наказать недобросовестных! Резонный ответ Виктора Болотова: если система, будь она сколь угодно сложная, порождает коррупцию в огромных масштабах, жалеть нечего. Надо все пересмотреть: требования наукометрии, ваковские журналы, диссертационные и экспертные советы, правила приема и так далее. В общем, это история о том, как скандал перешел в ситуацию конструирования нового; цель – восстановить в ученом сообществе понятия «репутация» и «репутационные риски».
Мониторинг эффективности вузов – скандал года №2. Тоже задел за живое (и за карман) очень многих и вызвал мощный выплеск агрессии и даже мести в адрес министерства. Однако Александр Соболев, директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Министерства образования и науки РФ, объяснил, что проведен он во исполнение указа президента: надо было проверить, обеспечены ли права обучающихся; а те пять критериев, над которыми так потешались ниспровергатели мониторинга, на самом деле были получены в результате исследования – масштабный опрос граждан (150 000 ответов), их обработка и обсуждение. Так удалось построить публичную систему, которая отсекает принципиально неэффективные учреждения. Их судьбы обсуждались в каждом случае отдельно на уровне первых лиц региона.
Когда Александр Соболев напомнил, что теперь мониторинг стал законодательной нормой (ст. 97 ФЗ «Об образовании в РФ»), раздалось возмущенное: «Есть же аккредитация – разве этого мало?!» И ситуация повторилась. Да, аккредитация есть, процедура непростая, но если ее проходят вузы, которые по атмосфере и уровню преподавания хуже советских ПТУ, если никто не теряет лицензию, – надо брать новый инструмент и резать «хвост». Важная оговорка: в перспективе параметры аккредитации и мониторинга будут сбалансированы.
А в целом хороший тренд: мертвые и отжившие системы потащили на помойку. Хотя любителей ездить на дохлой лошади все еще хватает.

Учитель: работать без идеи не готов

Тут надо проявить осторожность. Не спутать людей, приверженных миру со смыслом, одухотворенному миру, и людей, цепляющихся за старые штампы. Это так же непросто, как различать свежих-новых и конструирующих новое вне традиций.
Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования, комментировал движение «За советскую школу», зародившееся в Ульяновской области. Казалось бы, в чем тут событийность? Там пионерия на марше, тут православные лагеря детского отдыха… мало ли какие бывают инициативы. Однако Исак Фрумин видит проблему именно в ностальгии по советской школе, где все было понятно, осмысленно и предсказуемо:
– Это не тоска по идеологии. Тоска по хорошему, когда хорошее – это простое и однозначное. Когда один учебник на всю страну, одна форма, одни нормы. Я вижу в этом неумение жить в непонятном мире. Нежелание взаимодействовать со сложным.
Мысль о том, что прошедший год был годом победы советского образования, продолжили и другие выступающие.
Сергей Косарецкий привел социологические данные о сокращении родительского спроса на инновационные программы в детском саду (примерно в 4 раза) и специализированные программы в школах, 61% родителей хотели бы старшую школу без выбора индивидуального плана.
Анатолий Каспржак назвал текущие процессы парадом единообразия, притом заставил задуматься: проводя либерализацию механизмов распределения средств в школе, предполагал ли кто, что это будет способствовать стагнации разнообразия? И так от каждого нововведения феодальный стиль в школьных отношениях только укрепляется. Благие цели достигаются выкручиванием рук, увеличение финансирования оборачивается негативными эффектами. И вот уже новый тренд: возврат назад, к тому, чего уже нет и никогда не будет.
Александр Адамский предложил мораторий на любые новшества до 2016 года: период стабильности необходим.
А вот Евгений Бунимович, ни в каких реформах и нововведениях не замеченный, напомнил, что какие бы времена ни приходили, человек должен делать то, что всегда: не врать, сохранять чувство собственного достоинства и честно делать свое дело. И опора его – культура, а не системные решения. Уже понятно, что на практике они всегда превращаются во что-то непотребное:
– Итогом года в образовании считаю присуждение первой премии фильму «Географ глобус пропил». Конечно, это не «Доживем до понедельника», но есть надежда, что правда возвращается.
Не в силах приспособиться к новому, люди устали от имитации, в обществе спрос на «старое доброе». Вопрос не к людям, а к тем, кто «сдал» это новое. Если группа государственных деятелей принимает решения, которым другие люди вынуждены подчиняться, не понимая их, не разделяя, то каких свершений можно ждать? Нет свободы – нет мобилизации усилий. То новое образование, о котором столько говорили, не случилось, потому что ничего, кроме голой власти, сопровождаемой всеми возможными конфликтами, в школу не пришло. Вот и вспомнили о времени, когда в школе было место обетованию высокого.

Теоретики: ребенка и учителя в расчет не берут

Искусственно выведенная из равновесия система возвращается на место. Это, конечно, событие. Потому что ни тех нацпроектных денег больше не будет, ни денег, которые в обмен на обязательства, и вообще на повестке у государства теперь модернизация дошкольного образования, дорогая штука. А люди будут работать те, которые есть. И тут возникает новое простое решение: заложим грамотную систему оценки качества – и все получится. Ведь как оценивают, под то и подстраиваются. Пусть сомнительные критерии, но они очерчивают поле интереса. И все!
То есть опять флажки и облавы. Охотники и звери.
Ефим Рачевский, сам директор школы, качал головой: сегодняшние родители не хотят идти на поводу у наших представлений о результатах, они сметут такую школу. И сформулировал главный парадокс года: «Ум ребенка против тупости управленческих решений».
Артем Соловейчик, в свою очередь, предложил критерий грамотности управленческого решения: если при его воплощении в жизнь мы начинаем винить людей, требовать от них честности и порядочности, значит, мы ошиблись, приняли неправильное решение. Так вышло и с ЕГЭ, и с НСОТ, и со многим другим. Принимать в расчет интересы людей все равно придется.
Событием года назвал Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», победу в суде Татьяны Ивановой, учителя из Санкт-Петербурга. Напомним, она воспротивилась подтасовке результатов на избирательном участке, где работала, и подверглась увольнению. Но доказала: мы не рабы.
В самом деле, псевдоаналитика, лжереформы, имитация решений – все это может существовать только в поле слабого, нерефлексирующего сознания и погружать его во тьму все больше.
Но Исак Фрумин завершил семинар оптимистично:
– Давайте не будем принимать незнакомое за плохое. Пусть следующий учебный год принесет нам много незнакомого и хорошего.

Рейтинг@Mail.ru