КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
В кривых зеркалах отношений
Неожиданное послесловие к знаменитой фразе Сартра «Ад – это другие»
Есть такие летучие фразы и афоризмы, авторство которых
стирается в памяти поколений – настолько всеобщим представляется их
даже не вполне понятное содержание. Например, «дьявол в деталях». Все
знают. А кто автор? Не важно. Иногда, впрочем, говорят, что, напротив,
Бог в деталях. Как ни странно, для ускорения мысли подходит и это.
Справка в интернете удивительным образом подтверждает: «Дьявол кроется
в деталях, мелочах и оттенках. Выражение “Дьявол кроется в деталях”,
приписываемое перипетиям создания бизнеса, впервые было сказано
Людвигом Мис ван дер Рое, немецким архитектором середины XX века,
автором современного стеклянно-небоскребного стиля. Звучало оно так:
“Бог сокрыт в мелких деталях”».
Для нашего релятивистского времени характерная, вообще говоря,
взаимозаменяемость. Но я застрял на другой фразе, которая преследует
меня, как и многих: «Ад – это другие». Не такая уж прозрачная по
смыслу, а подходит едва ли не для всего. У меня в памяти сохранилось,
что принадлежит она Сартру, но потом встречал ссылки и на Камю, и на
Ницше, и еще на десяток философов. Недавно нашел все-таки – автор Жан
Поль Сартр. Виктор Пелевин (тоже ведь современный кумир) считает: «Это
поистине удивительные слова – редко бывает, что такое количество истины
удавалось втиснуть в одно-единственное предложение». Но вот как сам
Сартр объясняет свое бессмертное изречение, было, пожалуй, для меня
забытой новостью. Впрочем, и разочаровывающей. Тем не менее хочу
привести довольно большую цитату в корявом, как он сам признается,
переводе анонимного автора:
«Я хотел сказать: «“Ад – это другие”. Но фразу “Ад – это другие”»
всегда понимали неправильно. Все думали, будто бы ей я хотел объяснить,
что наши отношения с другими всегда испорчены, что это – сущий ад. Но я
подразумевал совершенно другое. Я подразумевал, что если наши отношения
с другими искажены, повреждены, то другой человек может быть только
адом. Почему? Потому что в глубине других людей скрывается самое
значимое, что есть у нас – наше самосознание. Когда мы размышляем о
себе, пытаемся познать себя, мы используем, по существу, то, что другие
уже знают о нас, мы судим о себе, используя те же средства, что и
другие люди, когда судят о нас. Во всем, что я рассказываю о себе, есть
толика суждения окружающих. Во всем, что я в себе ощущаю, есть толика
суждения окружающих. Следовательно, если мои отношения с другими плохи,
то я полностью от них завишу, и на самом деле это означает, что я
попадаю в ад. В мире довольно много людей, которые находятся в аду,
потому как они слишком сильно зависят от чужих суждений…
Еще я хотел сказать, что эти люди не похожи на нас. …Я хотел показать,
что многие люди точно погрязли в устоявшихся привычках, обычаях, что
они носят в себе суждения, от которых они страдают, но даже не думают
их менять. Такие люди словно мертвы, потому что они не могут выбраться
из круга своих забот, привычек и интересов, и, таким образом, они часто
становятся жертвами чужих суждений».
Вот, оказывается, что: Сартр полагал, что мы находимся в кругу расхожих
суждений, мертвых, стереотипных предположений о мотивах нашего
поведения. На самом деле мы – другие, и мотивы поведения у нас другие.
А нас судят тюремно, предполагая худшее и общее. Так от стандартов
(какое учебное и заводское слово) происходит искривление отношений. Они
не учитывают наш благородный порыв, нашу сокрытую от мира любовь,
привязанность к голосам, лицам и деталям, нашу чудесность.
Все это реально, реально и серьезно. Собеседник ловит тебя на пошлой
мысли и на пошлом интересе, которых не было и в помине. Так в
производственном или школьном коллективе определяют вора и не умеют
извиниться, если ошиблись. А тот остается с военной раной в душе, а
именно с убеждением, что все люди таковы и все отношения таковы. Его
навсегда испортили ложным обвинением, он теперь с подозрением относится
к мыслям и чувствам другого порядка. Но ведь они ему свойственны
природно? Допустим, да. Но природу тоже можно искривить. Отношение
людей к тебе – та же природа.
Короче, мысль Сартра неплоха. А я все же разочарован. Другая глубина
виделась мне в этом афоризме. Выходит, язык рулит в свой смысл и мы
сами не всегда ведаем, что говорим.
Дело (на мой-то взгляд) в том, что сознание другого человека устроено
действительно иначе. Мы все в отношении друг друга инопланетяне. Общее
в индивидуальных переживаниях есть, на этом и строятся цивилизованные,
может быть, христианские отношения. Каждый испытывает боль, страдает от
одиночества, хочет любви и понимания, боится смерти, стремится к
красоте и комфорту. Давайте коммунально помнить об этом, и отношения
будут вполне терпимые, даже дружеские.
Но другой – все равно другой. Не той хочет любви, не так понимает
счастье, от другого испытывает комфорт. Расскажу историю, для меня
очень сильную, потому что она произошла с моими друзьями. Мы знакомы с
детства.
Как-то мы поехали тремя семьями отдыхать с детьми под Одессу, в поселок
Санжейка, воспетый Паустовским. Это была молодость, мы все, казалось,
хотели одного, жили одним, читали одни и те же книги, и представления у
нас были общие. Первое препятствие возникло, когда скидывались деньгами
на неделю. Достаток, оказывается, был разным. Но мы же люди гуманные и
друзья – как-то договорились. Потом, не помню уже по какому веянию,
решили вдруг устроить арбузный день. То есть сегодня едим только
арбузы. Может быть, дачная красота замысла нас и соблазнила.
Дети откликнулись, конечно, с энтузиазмом, но довольно скоро поняли,
что эта высота намерений им не по силам и не по нраву. Однако держимся
общим решением. Подбадриваем друг друга, иронизируем сами над собой. И
вдруг случайно видим (дом большой, много комнат, комнатенок и
коридоров), что один из наших детей приканчивает яичницу. Этот
пустяковый эпизод был равен катастрофе. Нарушена договоренность. Как же
так? «А Антон проголодался». Все проголодались. Мы и сами думали, что
пора закончить этот эксперимент. Но давайте закончим вместе, так же
весело, как он начинался. А так что же получается? Наши дети ходят с
вызывающим выражением лица, как совершающие подвиг, а ваш плохиш
уплетает тайно яичницу с колбасой.
Ерунда, в общем. Но запомнилось крепко. Прошли, однако, как пишут в
плохих книгах, годы. И вот мои друзья решили устроить поездку в Италию.
Дети выросли, у них уже свои дети. Вчетвером, на машине. Круг один,
интеллигентский, то есть. Учитель истории (бывший), скрипачка (бывшая)
– это с одной стороны. С другой – действующий художник и психолог.
Художник бывал в Италии, получал там премии, ему хотелось пройтись по
знакомым улицам, посмотреть еще раз картины, которые помнил и те,
которые видел только в репродукциях. Учитель и скрипачка, давно уже
живущие за границей, привыкли путешествовать, в Италии, разумеется,
тоже бывали, ими владела просто охота к перемене мест.
Тут-то и выяснилась (для меня выяснилась еще в Санжейке) их
категорическая несовместимость. Художник и психолог пешком и автобусами
гонялись по музеям и не могли насытиться. Учитель на машине их
подвозил, конечно, но с деньгами расставался в соседнем кафе. Ночью он
читал с зажженной лампой, потому что для него день был нетрудный. Они с
женой привезли с собой сумку кассет и смотрели кино. Усердные
экскурсанты с ума сходили от этой зажженной лампы. Но что делать –
разное расписание.
Конечно, дело обыденное, ситуация бытовая. Люди приехали с несхожими
установками, культурой, воспитанием. Но… Историк поделился со мной
впечатлениями от Италии. Везде грязь и мусор, хуже, чем на Сенном
рынке. Галдеж и хамство. Питание отвратительное. Ноги моей больше там
не будет. Художник еще и сейчас не может отойти от потрясших его
впечатлений. Вечер мы говорим о Флоренции, другой вечер – о Венеции. Я
узнаю Муратова, Блока, Бродского. А прерафаэлиты! Слушай, это чудо, и
неожиданно, как чудо.
Они не поссорились, но, скажем так, сильно охладели друг к другу. Одни
восторгались прерафаэлитами, другие смотрели привезенные в сумке-ракете
детективы. Что ни говори, но другой человек, даже близкий по судьбе или
там образованию – другой. Даже если муж и жена в детстве пели разные
песни, это достаточный повод для непонимания, конфликта, а то и
развода. История тоже реальная, но не буду вас ею утомлять.
Прочитал у Василия Розанова, не помню уже где, а искать в многотомном
его наследстве (спасибо перестройке) – дело безнадежное. Но смысл
передам точно. Так вот, он сказал, что всякая любовь обречена. Потому
что любовь предполагает отказ от себя и растворение в другом. Новое
единство. А человек – это особость, лелеемая особость. Любовь – волна,
к берегу она становится ниже. А о своей особости человек не забывает ни
на секунду.
Христианская любовь к ближнему – да, возможна. Она воспитуема. И
человек вовсе не обязательно волк (Розанов говорил – бревно). Он
способен к состраданию. И дружба есть. Пожалуй. Но любовь мужчины и
женщины воспитанию не поддается. И она тоже, конечно, есть. Но она
обречена. Потому что особость рано или поздно о себе заявит. Привычки
срастутся, манеры сгладятся, вкусы приноровятся. Но есть в человеке
что-то еще, неназываемое, от чего он никогда не откажется и чем ни за
что не захочет поделиться.
Прав старый ворчун или нет, я не знаю. Но проблеме лучше смотреть в
глаза. У Христа было преувеличенное представление о добродетелях
человека. Мы хуже. Но он же нам завещал прощение и терпимость. Это куда
как сложно. В быту столь высокое требование кажется и вовсе чрезмерным.
Но оно именно для быта, для нас, на «каждый день».
В молодости, при остром чувстве своей особости, человек мечтает как раз
об общежитии. В любви или в дружбе он стремится к полному слиянию,
делится заветным, щедро раздает подробности, в том числе постыдные. В
этом особая сладость и вера в прощение и понимание. Потом эти
подробности жалят и ранят и, в отличие от общих рассуждений, никогда не
забываются. Человек грустит, тоскует, потом приходит в отчаяние. Его не
поняли, да еще и скверно истолковали интимно поведанную информацию.
Боюсь показаться педантом, но – надо быть отдельным даже в эйфории
любви. Не значит осторожничать, скрывать, рассчитывать. Чувство
отдельности близко к чувству достоинства. Изливать душу, напротив,
свойство человека слабого, ищущего опоры в другом. Ничего циничного я
не сказал. Опоры в другом нет и никогда не будет. Ты можешь оказаться
опорой для другого. Потому что ты сильный. Если ты сильный. И если
выдержишь. А тогда что же толковать о любви. Она есть. Быть может, в
этом она и есть. Но «ад – это другие». Помните. Старик сам не знал, что
сказал.