СТРАНА - КАНИКУЛЫ
Рисовать комиксы и упражняться в философии
Детская программа Московского открытого книжного фестиваля была связана не только с книгами
Лето можно проводить как угодно, но согласитесь: не жалко
потратить один день каникул на шумной ярмарке с книгами, играми,
встречами, мороженым и джазом. Знакомиться, веселиться, думать об
интересном – разве это не те навыки, которые хорошо бы привить с
раннего детства?
На VIII Московском международном открытом книжном фестивале дети были
заметнее взрослых – они с упоением осваивали новые пространства в
шатрах и на улице внутреннего дворика в ЦДХ, рисовали комиксы и упражнялись
в философии…
Ковчег для счастливчиков
Еще у входа были замечены очень серьезные ребята не старше
двенадцати. «Добро пожаловать!» – встречают они детей. Все на полной
самоорганизации – встречают, провожают, собираются, сотрудничают.
Возьмите программку! Приходите к нам в шатер! Скоро начнется встреча!
Тут можно беседовать с людьми, которые участвуют в создании любимых
книг. Школьники сидели на встречах с Ириной Балахоновой, издательство
«Самокат», с Анной Тихомировой из «Бампера», и кто бы мог подумать, что
детям важно, какой путь проходит яркая модная книжка, прежде чем
попасть к ним в рюкзачок.
Раздали десяток книжек, вручили миниатюрные микроскопы:
– Смотрите внимательно, и вы увидите множество точек, из которых
складывается иллюстрация. Чтобы окрасить точку в нужный цвет, надо
задать его в графическом редакторе. Картриджи у принтера одних цветов,
а характеристики точки – другие…
Дети спрашивают писателя Эдуарда Шендеровича (он презентует новую
энциклопедию по истории древних цивилизаций), почему на картинке
египтянин ловит рыбу прямо в реке – там что, мелко? А что, инопланетяне
действительно помогали строить пирамиды? А почему нет верблюдов, одни
бегемоты?
– Верблюдов тогда в Египте не было, – терпеливо отвечал писатель, – а
насчет инопланетян – есть версия, что инопланетяне оставили в недрах
пирамид первобытный компьютер, некоторые до сих пор ищут!
Здесь никто не берет менторский тон – но и не упрощает.
Спектакль «У Ковчега в восемь» (театр «Будильник») хоть и был рассчитан
на ребят постарше («Тема непростая, мы рассказываем о Боге») – но и
малышня, едва переступив порог шатра, влипла глазами в сцену. Декорации
простейшие: белая Антарктида, навесные пенопластовые облака и три
спасательных круга, но зато в углу четверо веселых парней с гитарами,
перкуссией и саксофоном играют настоящий блюз. Вот так, в стиле
ритм-энд-блюза артисты рассказали о том, как люди выстраивают отношения
с высшими силами, со своей совестью, друг с другом, как верят и не
верят в Бога, надеются и отчаиваются.
Становилось понятно: при талантливой подаче ни одна тема не покажется
ребенку сложной. К примеру, философия. Португальский ученый Тумаш
Капрейро на свой философский практикум ждал исключительно маленьких
детей.
Для начала ребятам предложили загадать какой-нибудь объект. Потом
двухлетнюю крошку спрашивают, что она загадала, и записывают на листе.
Потом спрашивают других детей – пяти, восьми, двенадцати лет. Те, кто
может, пишут сами, так на листе возникают «машЫна», «птЬица»,
написанные пятилетними детьми.
– Что натворил! Исправь! – привычно одергивает мама, но Тумаш возражает:
– Пока они не делают ошибок в мышлении – все в порядке. Сейчас они
мыслят безошибочно, а грамматика – дело наживное.
Они искали общие признаки у совершенно разных предметов. Хорошо, если
это вертолет и дракон, а вот если дракон и кубик? Кое-кто из малышей
предположил, что кубик, как и дракон, умеет летать.
– Ну что ж, – улыбается Тумаш, – почему бы и нет. Главное, не думать,
что ты что-то знаешь наверняка.
Мысль – это то, что создается, и чем раньше это усвоишь, тем лучше.
Еще одно занятное действо на «мир здесь и сейчас» – мастер-класс по
сторителлингу, проще говоря, по рассказыванию баек и историй –
восхитило своей непреднамеренностью. Участвуют все, от мала до велика.
Но люди не знакомы, поэтому сначала простейший театральный практикум:
по кругу перебрасываем друг другу воображаемое тяжелое бревно или
аккуратно, чтобы не потерять, передаем из рук в руки легчайшую пушинку.
Потом сочиняем общую сказку. Наконец, объединяемся в пары: внимательно
слушаем историю партнера и затем бережно рассказываем. В микрофон.
– Моя подружка Майя, которой пять лет, рассказала мне такую историю, –
начинает пересказ тридцатилетний парень. Майя сидит рядом и волнуется –
ей скоро тоже предстоит рассказать историю, услышанную от собеседника,
а это ответственно.
Чтение книжек тоже было предусмотрено. Но для начала было затеяно
небольшое путешествие. Подхватив гигантский чемодан со всякой всячиной,
детвора искала, где бы поставить дом для поросенка Борьки. А потом,
найдя укромное местечко, поставить домик, нарисовать пару бумажных
плафонов для уюта и наконец тогда прочитать новую книжку.
Но есть и такие книги, которые сами подвигают к активным играм.
Например, книга издательства «Самокат» о медведе, который любил
обнимать деревья. Мельком просмотрев книгу, дети вместе с веселым
аниматором Куней решили поиграть в салки-обнималки. Внутреннего дворика
ЦДХ оказалось маловато – шумная стайка выплеснулась на набережную.
Тогда из четырех мам и длинной веревки соорудили ринг, и тут же
деревянный настил заходил ходуном: обниматься и весело, и страшно.
Если вы спешите
к палатке с детской литературой
Теперь «уроки», взрослый разговор о детской книге.
Стало модно соединять ее с забавой и учебой, половина книг – со
вставленными игрушками, кнопками и бусинками, задачками и учебными
тренажерами. Книжка про Белоснежку то и дело прерывается заданиями:
сосчитай яблоки, проведи линии, найди героя. Психологи возражают:
получается не интеграция видов деятельности, а сплошная путаница,
главное – обессмысливание литературного произведения. Книжки-плееры с
музыкой и начитанным на компьютер текстом тоже не способствуют развитию
интереса к чтению.
Но такова политика издательств (они теперь негосударственные):
инновации имеют успех на рынке, потому что родителям это нравится:
ребенок развивается, а не пассивно воспринимает текст. Мол,
современному ребенку скучно просто читать. Нравится родителям и точная
возрастная адресация текста: «3 года», «6 лет» – не надо вникать в
содержание, если экспертиза есть.
Но не вникать нельзя. Маленький мальчик спрашивает, умеет ли плакать
супермен из комикса. Отвечать необходимо, ведь ребенок осваивает еще и
психическое пространство жизни, наполняет свой внутренний мир. Хотим ли
мы получить такой портрет: на уроках ответы потрясающие,
энциклопедические мозги, а при любом удобном случае он садится в угол с
электронной игрой – заполнять внутреннюю пустоту.
Что такое внутреннее наполнение? Личность, характер, воображение.
Правильно – когда читательский опыт растущего человека идет впереди
опыта жизни. Значит, однозначные герои, морализаторские сюжеты никому
не хороши. Значит, метка «+5» еще не критерий правильного выбора книги
для ребенка.
Теперь про картинки. Из всего спектра характеристик иллюстрации
родители выбирают «ярко» и «крупно». Мало кто купит ребенку книжку с
гравюрами. В общем, когда «эксперты» – родители, которые голосуют
кошельком, получается грустно. Детям достаются какие-то книжные уродцы,
причем в самое важное время – до двенадцати лет. А надо как раз
наоборот.
Ценность Детской площадки Открытого книжного фестиваля еще и в том, что
она дает родителям шанс удостовериться: даже самым маленьким детям надо
давать сложное, но высшего качества; понемногу, но со всей
искренностью.