О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
У книжной полки
Обозрение педагогической печати
И.Ю.Млодик
Метаморфозы родительской
любви
М.: Генезис, 2013
Подавляющее большинство родителей любят своих детей и желают им добра.
Но сколько же вреда мы можем принести растущему человеку, исходя из
этих самых благих пожеланий. Манипулируем, шантажируем, нарушаем
границы приватности. В ежедневном взаимодействии ребенка и взрослого
можно разглядеть много насилия – «намеренного и неосознанного,
мимолетного или регулярно совершаемого, неявно травматичного или
глубоко токсичного для детской психики».
Книга адресована тем родителям, которые хотели бы заглянуть в то
зеркало, которое покажет им привычные ситуации с точки зрения уважения
прав ребенка. Это может быть неприятным, вызывать раздражение, но
позволит поговорить с самим собой честно. Ведь если не начать «называть
вещи своими именами, то мы навсегда останемся в этом мороке, с иллюзией
того, что мы ни при чем, от нас ничего не зависит».
К счастью, автор никого не уличает и не обвиняет, а помогает
разобраться в себе и найти причины, почему наше воспитание зачастую
строится с позиции силы. Прежде всего мы неосознанно следуем
национальным традициям, воспроизводим схемы действий предыдущих
поколений. Они так или иначе знакомы каждому: принуждение, устыжение,
наказание, угрозы, ограничивание, критика, указания, унижения,
ругательства, похвала, игнорирование. Рассматривая каждую, автор
говорит о возможных последствиях и предлагает альтернативу. Некоторые
выводы довольно неожиданны, но с ними, подумав, можно согласиться.
Например, с тем, что «регулярная похвала отнимает у детей свободу,
свободу быть любым, совершать ошибки, пробовать, учиться и осваивать
постепенно».
Любых ошибок, в том числе родительских, можно избегать, понимая
причины. В книге рассмотрены некоторые. Например, разные типы
эмоциональной незрелости взрослых, смещение ролей в семье.
Проанализировав истоки проблем, автор показывает типичные случаи, в
которых ребенок испытывает негативное воздействие со стороны взрослых
членов семьи.
В.А.Еремин
Отчаянная педагогика
М.: ВЛАДОС, 2013
Мимо подобного названия трудно пройти. Но, открыв книжку, убеждаешься,
что оно оправдано. Это рассказ о действительно смелом эксперименте.
Автор отправился в уличную компанию очень неблагополучных подростков и
организовал на ее основе клуб. Опираясь не на административный ресурс,
а на неистребимые потребности возраста — в общении, поддержке,
романтике. Иными словами, он, не имея практически никакого
педагогического опыта, нарабатывал в таких экстремальных условиях свой.
Как можно было привлечь и удержать уличную шпану, не скатываясь в
блатные отношения? Что противопоставить привычной позиции «кто сильный,
тот и прав»? А добившись первых успехов, доказать окружающим, что это и
есть единственный правильный путь, хоть он и не похож, ну совсем не
похож на официальные педагогические схемы. Чем можно поступиться на
первых порах, чтобы не провалить то, что только стало выстраиваться:
«Мы условились, что у нас будет порядок и дисциплина. Лидеры это общее
решение поддержали, но выполняли своеобразно. Представляете картину:
вице-президент пьет вино, курит и велит дежурным вынести пустые
бутылки. Не подчинишься — выговор. Но у ребят уже не было покорности.
Потому что появился я и группа поддержки. На нас смотрели с
надеждой...» И дальше, что называется, со всеми остановками: поход,
обустройство штаба, бунт, желание все бросить, интриги, уход лидеров,
преодоление блатных установок... И наконец ощущение, что общность
зажила сама, с трудностями, ссорами, бытовыми неурядицами. Почти по
Макаренко, недаром автор так часто проводит параллели и ссылается на
его опыт.