Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

УРОК ПО УЧЕБНИКУ ДАЛЬНИХ ДОРОГ


Семенова Надежда

С классом в другой город

Организовать замечательное образовательное путешествие можно и без традиционных экскурсий

Лето – время путешествий, иногда почти случайных, состоявшихся благодаря удачному стечению обстоятельств, внезапно возникшей идее. К тому же импровизированное путешествие, не слишком подготовленное, дает и взрослым, и детям шанс на открытие нового города, окружающих людей и самого себя…

Практически без подготовки

Мы планировали ехать в Старую Ладогу, место, связанное со Средневековьем, но билеты купить не удалось, а в Ярославле, куда билеты были, дружественная школа гостеприимно согласилась нас принять, и мы поехали.
Правду сказать, ходить с шестиклас­сниками по музеям за суровым гидом не хотелось, а как сделать, чтобы дети в поездке были заняты делом, чтобы столкнулись с выбором, возможностью проявить инициативу, самостоятельность? Как это осуществить, когда ходишь толпой по улицам и залам?
Накануне поездки дети поделились на команды в зависимости от сферы интересов. Правда, сферы эти были им слегка навязаны (потом мы поняли, что без этого можно было обойтись), но все же выбор осуществился. Родились четыре команды с заданиями: средневековый город; люди и быт Средневековья; рукописи, книги; природа Ярославля. С командами заранее обсудили, где и какую информацию можно найти, как общаться с местными жителями, если придется что-то выяснять. И сразу же определились с формами отчета. Группы выбрали плакат, презентацию с видеосюжетами, рукописную книгу, буклет.

День первый: исследовательский азарт

Первый день оказался для всех непростым. Начали мы его все-таки с музея. Заказали экскурсию скорее от страха: как же совсем без этого, хотя можно было и самим зайти в Музей истории Ярославля и собрать нужную информацию, ведь задание-то у каждой группы было на руках. И всем было тяжело: ребят сбивала информация не по теме и вообще не о том, что интересует.
Тем не менее каждой группе удалось что-то для себя в музее найти: сфотографировать макет средневекового города, зарисовать предметы быта, записать историю возникновения города и его герба. Даже интервью взяли у экскурсовода.
Во второй половине дня мы отправились в слободу Коровники. Нас пустили на территорию храмового комплекса и в реставрируемую церковь с чудесными фресками и резным иконостасом. Именно здесь у детей наконец-то появилась возможность утолить страсть к исследованию полузаброшенного и не исхоженного туристами места. Пустынность, удивительно красивые храмы из красного кирпича с зелеными и синими изразцами, холод внутренних помещений, высвеченная фонариком фреска в алтаре – это запомнилось.
Остаток дня бродили по ярославским улицам, по набережной – долгое хождение физически далось многим тяжело, но и стало опытом преодоления себя и просто задачей не потеряться в темноте и многолюдности набережной.

День второй: свободный маршрут

На следующий день основная работа была запланирована в Спасо-Преображенском монастыре, играющем в городе роль Кремля: именно там сосредоточено большинство местных музеев, связанных с историей. Мы, учителя, оказались в Ярославле впервые, поэтому придумать заранее конкретные задания не смогли.
И тогда у нас родилась идея свободного маршрута. Накануне вечером для каждой группы был составлен маршрутный лист, в который входили шесть обязательных для посещения точек (музеи, звонница, медведица Маша…). Эти точки мы соединили на рисунке в круг и подписали. Дети отправлялись в «свободное плавание» по монастырю, очередность посещения объектов они выбирали сами. Половина объектов у групп совпадала, но у каждой были три точки, куда остальным зайти не предлагали: свои музеи, связанные с выбранной темой – город, быт, книги или природа.
Задание к маршруту прилагалось разноплановое: во-первых, сбор информации по теме; во-вторых, фотографирование; в-третьих, нужно было составить по два вопроса к каждому объекту. А еще следить за временем и ориентироваться на местности, ведь где какая точка, никто не знал, да и указателей не было видно.
Единственной сложностью, с которой пришлось столкнуться взрослым, была покупка билетов. Их нужно было покупать поштучно, поскольку маршруты у всех детей были разные!
Хорошо, что договорились хотя бы в двух музеях: мы возьмем групповой билет и попросим смотрителя на входе, чтобы пускали команды детей, бегающих с листочками. Ну почему нельзя сделать везде так? Вопрос риторический.
Как только личные билеты оказались у детей на руках, куда только подевалась их неорганизованность. Оказалось, что личный билет для ребенка, даже такого, который терпеть не может музеи, – это что-то особенное. Мало того, что ребята ни одного не потеряли, но еще, найдя кем-то потерянные билеты, побывали в некоторых музеях по второму разу. Все это заняло около двух часов.
Роль учителей сводилась к следующему: встречать ребят у тех объектов, где нужно было обратить внимание на что-то особенное. Например, в Музее «Слова о полку Игореве» – на новгородские грамоты, рукописные книги и копию «Слова».
Работа с собранной информацией продолжилась во второй половине дня, после веселой прогулки по Волге на речном трамвайчике. Хороший отдых после работы необходим.
Вечером ребята переписали и сдали составленные в музеях вопросы, начали оформлять итоговые работы по своим темам.

День третий: самостоятельное путешествие

Третий день стал тренировкой умения ориентироваться в городе. Если в первый день задача состояла в том, чтобы сориентироваться в группе, во второй пришлось самостоятельно работать в музейном пространстве, то в третий день состоялся самостоятельный выход в город.
Каждой команде выдали по карте еще по прибытии. Кто-то изучал ее, кто-то нет, но когда пришлось самим прокладывать самый короткий маршрут до последнего музея, включились все. Музей «Музыка и время» хотя и не относился напрямую к нашей исторической теме, оказался по-настоящему интересным. Здесь мы услышали звуки шарманки, патефона, разно­образных колокольчиков.
И уже отсюда, от музея, каждая команда отправилась в самостоятельный путь по центру Ярославля. Нужно было отыскать отмеченные на карте места и просто сфотографироваться на их фоне всей командой. Ориентироваться по карте оказалось непросто. Кто-то не уложился по времени, кто-то ушел в ошибочном направлении. Однако на финише встретились все, рассказывая, как спрашивали дорогу у прохожих. Когда шли обратно в школу, прощаясь с городом, дети то и дело вспоминали: «А, вот тут мы пробегали… А это училище… А сюда мы зашли и испугались». Этого не было в предыдущие два дня, когда ребят по городу водили мы.
Конечно, отпускать детей в самостоятельное путешествие не всегда получается. Но в Ярославле это оказалось возможным благодаря наличию достаточно большой пешеходной зоны и зоны с ограниченным движением транспорта. И если вычеркнуть один минус – количество съедаемого мороженого, то самостоятельная прогулка – это большой плюс.
В ярославской школе нас ждало последнее событие – викторина по составленным накануне вопросам. Изначально мы договаривались, что эти вопросы будут использованы следующими поколениями школьников, которые отправятся сюда по нашим следам. У них уже будет готовая игра. Но сначала мы должны проверить все детали и попробовать сыграть самим, заодно посмотреть, что осталось в памяти у ребят. Победителям вручили призы.
Поездка завершилась проливным дождем после тридцатиградусной жары. И никто не заболел.


Может пригодиться

Походы, экскурсии, экспедиции – любое путешествие начинается и заканчивается поездкой на транспорте. И это не обязательно самый скучный эпизод каникул. У каждого педагога в запасе множество подходящих игр для развлечения и просвещения детей. Но и пополнить запасы не помешает.

Слово на рубль

Игра, придуманная одним из героев хорошего подросткового романа «Все из-за мистера Террапта» Роя Буйе, увлекает ребят разного возраста. На листе бумаги записываем все буквы алфавита. Каждой присваиваем некую стоимость. Можно просто по порядковому номеру. Можно редкие буквы (ъ, э) оценить подороже, а часто встречающиеся (а, о) – подешевле. Игроки тоже берут в руки листочки и ручки. Их задача – придумать слово на рубль. То есть такое, чтобы сумма баллов всех букв в нем составляла ровно сотню.
Заранее обговариваются некоторые правила: принимается любая форма слова или только начальная, любая часть речи или только некоторые…
Взрослым стоит запастись призами (конфетами или смешными наклейками): первому игроку, достигшему цели; самым результативным гражданам (авторам трех-четырех слов); тем, кто ошибся на чуть-чуть (получил сумму в 99 или 101 балл).
Игра особенно хороша во время долгого путешествия в поезде или в автобусе, когда есть возможность собраться маленькими группами или уединиться. И даже не скажешь, кому больше понравится играть – гуманитариям или математикам. А может, это хороший повод объединить усилия?

Театральное училище на выезде

Играть можно только в ситуации, когда шуметь позволено, потому что в итоге наверняка будет шумно. Все рассаживаются так, чтобы не только слышать, но и видеть друг друга, и начинают по очереди произносить одну из сакраментальных фраз, обычно предваряющих ссору, грозящую стать дракой: «Ты кто такой (ая)?» Фразу надо произнести так выразительно (с необыкновенной интонацией, потрясающей мимикой и даже пластикой), чтобы кто-то из игроков хотя бы хихикнул. Несдержанный весельчак должен ответить на предложенный вопрос сначала односложно: «Я человек (ужас, мартышка, ребенок…)». Если засмеется снова, в исходную формулировку обязан добавить подробности: «Я веселый (нервный, прекрасный) человек (в автобусе, на свете…)».
Игра, разумеется, недолгая, минут через пятнадцать все отхохочутся. Но побочный эффект сохранится надолго: вопрос «Ты кто такой?» у всех присутствующих вместо агрессивной реакции будет вызывать невольную улыбку. Так и драки, глядишь, прекратятся.

Непривычные города

Игра в города всем известна, и ребятам постарше успела наскучить. По новым правилам называем города просто по алфавиту: первый человек – «Амстердам», к примеру, второй – «Барнаул», третий – «Владимир». Но в придачу каждый должен ответить на вопрос, зачем нужно ехать в этот город. Причем все слова в ответе (минимум оговаривается) будут начинаться с той же буквы, что и город. Окажется, что в Амстердам едут, чтобы «ассимилировать арбузы», в Барнаул – «бить баклуши», а во Владимир – «вовсю веселиться». Долой логику и правдоподобие. Чем необычнее и смешнее, тем лучше. Может, новый вариант не слишком развивает географические познания, зато точно поднимает настроение.

Рейтинг@Mail.ru