ВСТРЕЧНЫЙ КУРС
Педагогический клуб – точка роста
Если вы ищете ресурсы для поддержки и развития – создавайте пространство неформального общения!
Последние рабочие недели кажутся бесконечными. Усталость
усугубляется чувством профессионального одиночества. Не предусмотрено в
школе ни места, ни повода для того, чтобы со вкусом перебирать
достижения и честно анализировать ошибки, пожаловаться на проблемы
и попросить совета. Понимая, насколько это необходимо, педагоги
Ульяновской области придумали себе Клуб организаторов воспитания
«Им-пульс».
Прежде всего это неформальная организация, хоть и родилась с
подачи
губернатора Ульяновской области С.Морозова. Сейчас, когда пройден
трудный этап становления, когда уже понятно, что «ура, заработало!»,
организаторы уверенно могут сказать, что поддержка официальных структур
очень и очень желательна. Для привлечения ресурсов при проведении
конкурсов, выездных сборов, летних школ, форумов. Даже для того, чтобы
направить официальные письма администрации школ, без которых педагогов
могут не отпустить на клубные встречи. С предложением губернатора
сотрудники кафедры воспитательных
проблем образования Ульяновского ИПКиПРО согласились, но только «если
захотят сами педагоги». Объявили на августовском совещании о такой
возможности и предложили обсудить, нужен ли клуб и чем он мог бы
заниматься. Действительно, чем? Воспитательная работа все больше
оттесняется на задний план результатами ЕГЭ. Между тем она требует не
только знания приемов и технологий, но и воздуха: притока новых идей,
иных взглядов, споров с коллегами, признания, дружеских советов. Те,
кто ощущал потребность в подобной профессиональной и эмоциональной
поддержке, сказали клубу «да».
Принцип добровольности
Чтобы убедиться в полезности объединения, достаточно
посмотреть, как педагоги во время летней научной школы азартно готовят
выступление, делают газету, обсуждают поздним вечером то, что услышали
и прочувствовали на семинарах и мастер-классах. Это большой выезд с
приглашением ученых и практиков из других регионов; напряженная работа
с утра до глубокой ночи; знакомства и профессиональные контакты;
осознание новых ресурсов и перспектив.
Такая атмосфера и интенсивность работы возможны лишь в
сообществе людей, каждый из которых принял добровольное и осознанное
решение о своем участии. Это вообще принцип клуба. Вход и выход —
свободные. Елена Петренко, один из организаторов и вдохновителей
работы, отправляет рассылку о предстоящих клубных событиях, а педагоги
отвечают, кто примет участие. При этом Елена как об одном из самых
больших достижений говорит о том, что члены клуба стали активно
общаться не только через нее, а непосредственно друг с другом:
созваниваются, переписываются, советуются, приглашают друг друга в свои
школы. Впрочем, ей тоже частенько звонят, когда гордятся удачно
проведенной игрой, классным часом, праздником или хотят обсудить планы
предстоящего события.
В расписании работы клуба помимо научно-методических сборов и
регулярных ежемесячных встреч числятся конкурсы. Например, «Самый
классный классный». Разработку программы, организацию и проведение
стали брать на себя члены клуба. Отечественные педагогические конкурсы
за последние годы отчасти дискредитировали идею, превратившись в
далекое от педагогики шоу. Но организаторы сразу решили: «У нас этого
не будет!» – и стали разрабатывать свои критерии, придумывать
осмысленные задания. Курсы, предваряющие конкурс, направлены не на то,
как выгоднее презентовать себя, а на осознание педагогических
ценностей: что для меня самое важное и как я это делаю, насколько
средства эффективны и адекватны педагогической задаче.
Обмен опытом: приобретаешь
больше, чем отдаешь
В клубе очень разнообразный состав. По общему мнению, это
большое преимущество – палитра опыта, взглядов, позиций дает объемную
картину и расширяет возможности каждого.
Например, педагоги ульяновской гимназии, давно разрабатывающие
идею событийной педагогики (ПС №16 от 2012 г.), пригласили всех
желающих к себе на очередной сбор. Некоторые члены клуба приехали с
детьми из своих школ. Теперь пробуют запустить подобную практику у
себя, а педагоги 33-й гимназии выступают в роли консультантов при
планировании и подготовке. Берут идею, структурные элементы и
проектируют событие под свои педагогические задачи.
Клуб становится авторитетным участником на образовательном
поле области, к нему обращаются за практической развернутой
консультацией. Например, педагоги Ульяновского суворовского училища
попросили помочь: воспитатели никак не могут наладить конструктивное
взаимодействие с учениками. Чтобы помочь коллегам, «Им-пульс»
организовал выездной семинар. С обсуждением педагогических ценностей и
целей, с демонстрацией приемов, с интерактивными мастер-классами.
Воспитатели сначала слушали с недоверием, в дискуссии
отстаивали необходимость субординации в отношениях. И были слегка
растеряны во время мастер-класса Светланы Солодовниковой, которая
предложила самому смелому побыть в роли ребенка. Она вооружилась
несколькими шарфами и со словами «ты не должен вставать или уходить,
пока не разрешат» связала остолбеневшему «ребенку» ноги. За ними
последовали руки – «не делай того, что не положено», глаза – «не
смотри...», уши – «не слушай...». «И как вы себя теперь чувствуете?» –
спросила Светлана.
Конечно, трудно ожидать, что однодневным семинаром можно
изменить педагогические установки десятков взрослых людей. Но по
прошествии времени воспитатели стали спрашивать, «когда еще придут эти
необычные люди?». Надо ли говорить, что ведущие мастер-классов тоже
получили немало: опыт командной работы с заинтересованными коллегами,
подтверждение собственной компетентности и ценности своего небольшого
сообщества.
Для меня
«Им-пульс» – это...
Реплики членов клуба
– ...ресурс! И для профессионального роста, и для личностного
(Марина Потапова).
– ...расширение круга знакомых, единомышленников. Я встретила людей, с
которыми «на одной волне». Расширился мир, он насыщен новыми делами
(Лариса Фирулина).
– Мне важно, что в «Им-пульсе» ценят то, что я делаю, понимают и
принимают меня (Татьяна Ванько).
– Здесь я могу научиться чему-то новому и еще раз убедиться в том, что
у меня самая интересная работа! (Галина Зотова).
– ...возвращение в детство, переосмысление всего, что делала до этого.
Это позитивный водоворот событий, где моментально забывается физическая
усталость (Лидия Ляхова)
– ...объединение однонаправленных, «одноповернутых» в сторону ребенка
людей, которые еще сами не вышли из детства и совсем не собираются
оттуда выходить! (Татьяна Капкаева).
–...близкие, родные люди, с которыми легко и спокойно можно обсудить
разные проблемы, порой касающиеся не только воспитания. Меня всегда
удивляет, насколько мои коллеги разносторонние, сколько они знают
интересного, нового. Всегда с нетерпением жду встречи с
«импульсовцами»! (Елена Котельникова).
– ...люди, с которыми мне интересно, которые учат меня, учатся у
других. Они как источник энергии, который помогает не потухнуть вере и
надежде на лучшее. Спасибо Елене Леонтьевне, что объединила всех и дала
возможность общаться (Ирина Борисова).
– ...это команда единомышленников, неравнодушная к проблеме воспитания
в современной школе, которая находится в постоянном движении вперед:
обмен опытом, поиск новых идей, реализация проектов, конференции и
семинары. «Им-пульс» – это пульс, от активности которого зависит
будущее воспитания в Ульяновской области (Ольга Виряскина).
– ...это тепло встреч, искренность общения, заразительный оптимизм,
бесконечный креатив, надежное плечо, неисчерпаемый оптимизм,
взаимозаменяемость и взаимопомощь, бесконечный обмен идеями и опытом,
настоящая команда единомышленников (Ольга Демина).
На всякий случай
В момент создания ульяновского клуба один из его
«отцов-основателей» Сергей Поляков сочинил Положение, в соответствии с
которым «Им-пульс» живет и по сей день. Предлагаем вам фрагменты. Не
для копирования, конечно, а для создания своего варианта.
Областной Клуб организаторов воспитания «Им-пульс» – добровольное
сообщество педагогов, считающих дело содействия развитию человека
важным, приоритетным в образовании.
Цель клуба – способствовать успешности дела социального
воспитания в области.
Задачи: объединить педагогов, заинтересованных в успешном
воспитании; распространять идеи и опыт успешных воспитателей; создавать
возможности для профессионального роста организаторов воспитания;
защищать интересы социального воспитания.
Смысл названия клуба «Им-пульс»: нашу энергию, наш ритм, наш
«пульс» – детям, коллегам, родителям наших детей, общественным и
государственным организациям и структурам.
Членом клуба может быть любой человек не моложе18 лет,
разделяющий его цель, задачи и идеи: классный руководитель, директор
образовательных учреждений, заместители директора, педагог
дополнительного образования, организатор детского движения,
вожатый, воспитатель, руководитель внеучебных объединений
(кружков, секций, музеев, клубов), член молодежных объединений и
организации, управленец – все, кто заинтересован в деле социального
воспитания.
Клуб «Им-пульс» объединяет школьные и нешкольные творческие
группы, сообщества, объединения педагогов, отдельных воспитателей, для
которых дело воспитания является приоритетным в образовании.
Друзьями клуба могут быть общественные и профессиональные
объединения, а также ученые, журналисты, педагоги, руководители
образования, государственные деятели, помогающие его деятельности.
Клуб может вводить знаки, дипломы общественного признания и
отмечать ими людей и организации, внесшие больший вклад в дело
социального воспитания в Ульяновской области.
Организует деятельность клуба Совет, избираемый на ежегодной
Большой встрече членов клуба.
Руководит деятельностью Совета Координатор, избираемый на
заседании Совета сроком на один год простым большинством голосов.
Форма вступления в клуб – письменно или электронно оформленная
просьба.
Формы выхода из клуба – письменное заявление или неучастие в
работе клуба в течение трех лет. Право пересмотра данного положения
принадлежит Совету клуба и производится не чаще, чем раз в год. Решение
Совета об изменении Положения утверждается на ближайшей Большой встрече
клуба.
Участие в деятельности клуба «Им-пульс» не даёт его членам
никаких привилегий.
Клуб будет рад откликнуться на предложения коллег о взаимодействии,
направленных по адресу:
elpet31@yandex.ru.