Что мы ответим нашим ученикам, когда они спросят нас о жизни?
Размышления накануне выпускного
Время, когда выпускающие классные руководители готовятся к
напутственному слову. Хочется так сказать, чтобы легло на сердце, но
искренность рождается из глубины, из сосредоточенности – и вот
ходит-думает учитель о жизни, о себе, о мере всего. И нам время
публиковать учительские раздумья на вечные темы.
…Мы все сокрушаемся, что многие подростки не имеют
нравственных ориентиров, не ценят жизнь, культуру, образование; сетуем,
что нет никаких новых идеалов взамен рухнувших. Но если я, учительница,
на вопрос подростка: «А в чем смысл жизни, зачем жить?» – отвечу: «Не
знаю… просто жить», – он расценит это как предательство, как нежелание
или неумение помочь. А возможно, пойдет к тем, кто ответ ему даст. И
ответ этот может быть отнюдь не безобидным. Я знала подростка, который
примкнул к националистам экстремистского толка потому, что «у них есть
идея». Дети бегут от бесцельности, ищут смысл.
А нам что же, нечего сказать?
Да, нам предлагаются то «семья и дети», хотя не у всех есть семья и
дети, и не всем этого достаточно. То «патриотизм», хотя это все-таки не
цель, а естественное чувство, если, конечно, говорить о любви к Родине,
ее людям, традициям, культуре, языку, природе, а не к тому или иному
государственному устройству, которое, ко всему прочему, изменчиво. То
«духовная культура», хотя наша страна состоит преимущественно из
верующих и неверующих агностиков.
И вообще – навязывание народу придуманной, искусственно
сконструированной «национальной идеи» успеха не принесет, разве закрыть
все источники неофициальной информации и опять вывесить железный
занавес.
Любая единая государственная идеология выгодна властям: так легче
управлять людьми, отвлекать их от насущных проблем. Отсюда, например, и
попытки сделать главной идеей «величие страны» и ее «особый путь».
Но спросите у любой матери – ей нужна великая страна или человеческая
жизнь, когда работающий человек элементарно обеспечен, быт не подрывает
его здоровье, нет проблем с детскими садами, а в случае болезни дети
смогут получить бесплатно современную медицинскую помощь у нас или за
границей? Спросите любого обычного человека, что он предпочтет –
«величие» или правопорядок, уверенность в том, что полицейские не
подложат ему наркотики ради «галочки» в отчете?
А о великой культуре России, ее уникальной классической литературе,
какой нигде в мире нет, мы и без общей идеи знаем. Какое еще нам нужно
«величие»? И зачем? Нам бы надо из всех новомодных «-аций» вроде
«оптимизации» провести канализацию для всей страны. Обычным людям нужна
не «великая» страна, а страна, которая не ведет никаких войн, где
удобно и спокойно жить, где есть правопорядок и демократия.
А общая национальная идея проявляется сама во времена всенародных
бедствий. Но никакого такого отдельного национального смысла жизни быть
не может. Он может быть только всечеловеческим. И тут не нужно
изобретать велосипед. Ответ о том, как жить, давно дан человечеству
великими философами и религиозными учителями: авторы Вед и Упанишад,
Будда, Лао-Цзы, Конфуций, библейские пророки, Сократ, Христос – их
общая великая мысль из тысячелетия в тысячелетие, из века в век
поддерживается, отстаивается, дополняется новыми поколениями мыслителей.
Она проста и внятна каждому: смысл человека в том, чтобы делать добро,
вносить в жизнь что-то нужное людям, хорошее, доброе, светлое. Каждому
– теми способами, которые ему свойственны и доступны. Потому что без
этого человечество просто не выживет. Это закон мироздания. Современная
наука находит тому все больше подтверждений. Так, наш известный биолог
Владимир Эфроимсон в своем труде «Родословная альтруизма» убедительно
показал, что выживают преимущественно те виды животных, у которых
развиты взаимопомощь и альтруизм. Иными словами, альтруизм – не выдумка
прекраснодушных интеллигентов, а закон природы. Некоторые ученые
считают его законом Вселенной.
Такая мысль: главное в жизни – делать добро, вносить в жизнь свет –
доступна каждому: и размышляющему об этом человеку, и тому, кто не
задумывается над абстрактными вопросами, но в душе своей ощущает это.
Примеры я встречаю на каждом шагу. Старушка, продающая зеленый лук со
своего огорода, огорченно-строго выговаривает мне: «Нельзя лук так
ломать! Он у тебя завянет быстро!» Вроде бы – ей-то что, за лук уже
заплачено. А надо еще, чтобы покупателю было вкусно. Театральная
кассирша на мой вопрос, устраивает ли ее работа, говорит: «Да, приятно,
что людям радость приносишь». Техник, который на вопрос, почему он
усыновил тяжелобольных детей, ответил: «Надо нести любовь туда, где ее
нет».
Я не говорю здесь о фактах общеизвестных: о наших замечательных
волонтерах, многодетных усыновителях, благотворителях, защитниках тех,
кто пострадал от несправедливости.
Что-то не слышно, чтобы кто-нибудь из них задавался вопросом о смысле
жизни. Вряд ли кто-нибудь из них чувствует себя несчастным или
«несостоявшимся», это очевидно.
Вот эту-то очевидность и должны мы, педагоги, постараться донести до
наших детей-подростков. Как и мысль о единстве человечества, о единых
глобальных ценностях и задачах.