Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Кленицкая Инна

Что мы ответим нашим ученикам, когда они спросят нас о жизни?

Размышления накануне выпускного

Время, когда выпускающие классные руководители готовятся к напутственному слову. Хочется так сказать, чтобы легло на сердце, но искренность рождается из глубины, из сосредоточенности – и вот ходит-думает учитель о жизни, о себе, о мере всего. И нам время публиковать учительские раздумья на вечные темы.

…Мы все сокрушаемся, что многие подростки не имеют нравственных ориентиров, не ценят жизнь, культуру, образование; сетуем, что нет никаких новых идеалов взамен рухнувших. Но если я, учительница, на вопрос подростка: «А в чем смысл жизни, зачем жить?» – отвечу: «Не знаю… просто жить», – он расценит это как предательство, как нежелание или неумение помочь. А возможно, пойдет к тем, кто ответ ему даст. И ответ этот может быть отнюдь не безобидным. Я знала подростка, который примкнул к националистам экстремистского толка потому, что «у них есть идея». Дети бегут от бесцельности, ищут смысл.
А нам что же, нечего сказать?
Да, нам предлагаются то «семья и дети», хотя не у всех есть семья и дети, и не всем этого достаточно. То «патриотизм», хотя это все-таки не цель, а естественное чувство, если, конечно, говорить о любви к Родине, ее людям, традициям, культуре, языку, природе, а не к тому или иному государственному устройству, которое, ко всему прочему, изменчиво. То «духовная культура», хотя наша страна состоит преимущественно из верующих и неверующих агностиков.
И вообще – навязывание народу придуманной, искусственно сконструированной «национальной идеи» успеха не принесет, разве закрыть все источники неофициальной информации и опять вывесить железный занавес.
Любая единая государственная идеология выгодна властям: так легче управлять людьми, отвлекать их от насущных проблем. Отсюда, например, и попытки сделать главной идеей «величие страны» и ее «особый путь».
Но спросите у любой матери – ей нужна великая страна или человеческая жизнь, когда работающий человек элементарно обеспечен, быт не подрывает его здоровье, нет проблем с детскими садами, а в случае болезни дети смогут получить бесплатно современную медицинскую помощь у нас или за границей? Спросите любого обычного человека, что он предпочтет – «величие» или правопорядок, уверенность в том, что полицейские не подложат ему наркотики ради «галочки» в отчете?
А о великой культуре России, ее уникальной классической литературе, какой нигде в мире нет, мы и без общей идеи знаем. Какое еще нам нужно «величие»? И зачем? Нам бы надо из всех новомодных «-аций» вроде «оптимизации» провести канализацию для всей страны. Обычным людям нужна не «великая» страна, а страна, которая не ведет никаких войн, где удобно и спокойно жить, где есть правопорядок и демократия.
А общая национальная идея проявляется сама во времена всенародных бедствий. Но никакого такого отдельного национального смысла жизни быть не может. Он может быть только всечеловеческим. И тут не нужно изобретать велосипед. Ответ о том, как жить, давно дан человечеству великими философами и религиозными учителями: авторы Вед и Упанишад, Будда, Лао-Цзы, Конфуций, библейские пророки, Сократ, Христос – их общая великая мысль из тысячелетия в тысячелетие, из века в век поддерживается, отстаивается, дополняется новыми поколениями мыслителей.
Она проста и внятна каждому: смысл человека в том, чтобы делать добро, вносить в жизнь что-то нужное людям, хорошее, доброе, светлое. Каждому – теми способами, которые ему свойственны и доступны. Потому что без этого человечество просто не выживет. Это закон мироздания. Современная наука находит тому все больше подтверждений. Так, наш известный биолог Владимир Эфроимсон в своем труде «Родословная альтруизма» убедительно показал, что выживают преимущественно те виды животных, у которых развиты взаимопомощь и альтруизм. Иными словами, альтруизм – не выдумка прекраснодушных интеллигентов, а закон природы. Некоторые ученые считают его законом Вселенной.
Такая мысль: главное в жизни – делать добро, вносить в жизнь свет – доступна каждому: и размышляющему об этом человеку, и тому, кто не задумывается над абстрактными вопросами, но в душе своей ощущает это.
Примеры я встречаю на каждом шагу. Старушка, продающая зеленый лук со своего огорода, огорченно-строго выговаривает мне: «Нельзя лук так ломать! Он у тебя завянет быстро!» Вроде бы – ей-то что, за лук уже заплачено. А надо еще, чтобы покупателю было вкусно. Театральная кассирша на мой вопрос, устраивает ли ее работа, говорит: «Да, приятно, что людям радость приносишь». Техник, который на вопрос, почему он усыновил тяжелобольных детей, ответил: «Надо нести любовь туда, где ее нет».
Я не говорю здесь о фактах общеизвестных: о наших замечательных волонтерах, многодетных усыновителях, благотворителях, защитниках тех, кто пострадал от несправедливости.
Что-то не слышно, чтобы кто-нибудь из них задавался вопросом о смысле жизни. Вряд ли кто-нибудь из них чувствует себя несчастным или «несостоявшимся», это очевидно.
Вот эту-то очевидность и должны мы, педагоги, постараться донести до наших детей-подростков. Как и мысль о единстве человечества, о единых глобальных ценностях и задачах.

Рейтинг@Mail.ru