Окрыляющие уроки
Чтобы ученики не считали ворон, а вдохновлялись птичьими голосами!
Пока в СМИ кипят дискуссии о ЕГЭ – в этом году в особых
выражениях: «дана установка по району»… «слишком большой объем детей»…
«стоп-фальсификация» и подобных, – наши читатели, оказывается,
откликаются вовсе не на горячие темы, даже не на методические, а на
нравственные, человечные.
Потребность есть в них потому, что какие бы призывы ни гремели, все
решается в плоскости отношений. И преуспеет тот, кто не препятствует
проявлению свободы и жизни в ребенке. Кто воспитывает жизнелюбие.
Нам пришло письмо:
«Очень хочу, чтобы мои
дети не были бездушными, черствыми, а как этого добиться? Добиться
нельзя, но я точно знаю, что добрые чувства зарождаются при общении с
живым миром. И сколько радостных эмоций доставило мне чтение заметки
Дмитрия Шеварова «Птичьи голоса за апельсиновыми окнами»!
Я уже несколько лет
стараюсь развивать у детей эмоциональную чувствительность при общении с
природой. Когда я выбирала эту тему для самообразования, многие меня не
понимали, говорили, что тема какая-то непонятная, но я знала, чего хочу
добиться.
Материала по теме
встречаю действительно не много. Но я сама всегда учу детей быть
внимательными к окружающему нас чудесному миру, замечать необычное в
обычном, вслушиваться, вглядываться. Не всем детям это дано изначально,
но какие-то сдвиги происходят.
Часто рассказываю своим
ученикам интересные истории из жизни птиц, животных. Стараюсь все это
подкрепить эмоциями, пытаюсь вызвать отклик в душах детей. Я
рассказываю о том, что меня саму удивило в различных ситуациях.
Однажды я долго смотрела
в окно, наблюдая за большой стайкой воробьев на ветках шиповника. Гомон
стоял такой, что заглушал шум проезжающих машин. И мне было весело
наблюдать за громкобеседующими пернатыми – ощущение было такое, что они
действительно о чем-то спорят. Никто не улетал, не покидал место общего
собрания, видимо, речь там шла о чем-то очень важном. Блаженная улыбка
расплывалась на моем лице. И вдруг все в одну секунду замолкли. Над
кустом шиповника пролетела ворона. И кто-то ведь дал сигнал: всем
замолчать! Через несколько секунд спор возобновился.
В таких разговорах о
живом мире дети не остаются равнодушными, разве один-два человека.
Обычно спонтанный интерес переходит в осознанный, и ребята тоже
начинают замечать и рассказывать о том, как живет природа. И я вижу,
как они преображаются.
…Сейчас детей в школе
уже нет, но я им обязательно прочту заметку о птицах в начале нового
учебного года – она здорово поддержит наши разговоры.
Всем я желаю
отдохнуть летом так, чтобы накопить побольше положительных эмоций!»