Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Мусина Лилия

Окрыляющие уроки

Чтобы ученики не считали ворон, а вдохновлялись птичьими голосами!

Пока в СМИ кипят дискуссии о ЕГЭ – в этом году в особых выражениях: «дана установка по району»… «слишком большой объем детей»… «стоп-фальсификация» и подобных, – наши читатели, оказывается, откликаются вовсе не на горячие темы, даже не на методические, а на нравственные, человечные.
Потребность есть в них потому, что какие бы призывы ни гремели, все решается в плоскости отношений. И преуспеет тот, кто не препятствует проявлению свободы и жизни в ребенке. Кто воспитывает жизнелюбие.
Нам пришло письмо:
«Очень хочу, чтобы мои дети не были бездушными, черствыми, а как этого добиться? Добиться нельзя, но я точно знаю, что добрые чувства зарождаются при общении с живым миром. И сколько радостных эмоций доставило мне чтение заметки Дмитрия Шеварова «Птичьи голоса за апельсиновыми окнами»!
Я уже несколько лет стараюсь развивать у детей эмоциональную чувствительность при общении с природой. Когда я выбирала эту тему для самообразования, многие меня не понимали, говорили, что тема какая-то непонятная, но я знала, чего хочу добиться.
Материала по теме встречаю действительно не много. Но я сама всегда учу детей быть внимательными к окружающему нас чудесному миру, замечать необычное в обычном, вслушиваться, вглядываться. Не всем детям это дано изначально, но какие-то сдвиги происходят.
Часто рассказываю своим ученикам интересные истории из жизни птиц, животных. Стараюсь все это подкрепить эмоциями, пытаюсь вызвать отклик в душах детей. Я рассказываю о том, что меня саму удивило в различных ситуациях.
Однажды я долго смотрела в окно, наблюдая за большой стайкой воробьев на ветках шиповника. Гомон стоял такой, что заглушал шум проезжающих машин. И мне было весело наблюдать за громкобеседующими пернатыми – ощущение было такое, что они действительно о чем-то спорят. Никто не улетал, не покидал место общего собрания, видимо, речь там шла о чем-то очень важном. Блаженная улыбка расплывалась на моем лице. И вдруг все в одну секунду замолкли. Над кустом шиповника пролетела ворона. И кто-то ведь дал сигнал: всем замолчать! Через несколько секунд спор возобновился.
В таких разговорах о живом мире дети не остаются равнодушными, разве один-два человека. Обычно спонтанный интерес переходит в осознанный, и ребята тоже начинают замечать и рассказывать о том, как живет природа. И я вижу, как они преображаются.
…Сейчас детей в школе уже нет, но я им обязательно прочту заметку о птицах в начале нового учебного года – она здорово поддержит наши разговоры.
 Всем я желаю отдохнуть летом так, чтобы накопить побольше положительных эмоций!»

Рейтинг@Mail.ru