ФАКТЫ. СОБЫТИЯ ТЕНДЕНЦИИ
Встретятся ли музей и школа?
Желание есть, условий пока нет...
«Я глубоко убежден, что не должно быть школьника и студента,
который бы добровольно или добровольно-принудительно хотя бы раз в
четверть не посетил музей». Такими словами министр культуры РФ Владимир
Мединский открыл международный фестиваль Интермузей-2013, посвященный –
впервые за всю историю фестиваля – взаимодействию музеев и системы
образования.
Слова Мединского вызвали бурную дискуссию участников
фестиваля, среди которых был и замминистра образования РФ Игорь
Реморенко. Обсуждалась тема «Нужно ли внести обязательное посещение
музея в стандарт?». Впрочем, для того, чтобы внести посещение
музея в стандарт, музей должен быть доступен для большинства
школьников. Как показали встречи на «Интермузее-2013», доступностью
культурного наследия на сегодняшний день России похвастаться трудно.
Для того чтобы музей и школа встретились, требуются почти героические
усилия…
Можно погладить!
«Не следует водить руку слепого по осматриваемому предмету…
Будет правильно в процессе рассказа называть цвета экспонатов. У многих
есть остаточное зрение или представление о цвете. Вполне уместно
пользоваться глаголом «посмотрите». Не следует подменять его глаголом
«пощупайте».
Это рекомендация из методического пособия для музейных
работников. Издал ее государственный Дарвиновский музей совместно с
правительством Москвы.
Сегодня этикетки в залах Дарвиновского музея можно «смотреть»
руками. И это очень приятно. Вот кусочек шерсти белого медведя и
тюленя. Надпись советует: «Можно погладить».
…Первый тактильный музей (с рельефными копиями известных
картин) появился в 1999 году в Италии, в Болонском институте им.
Кавассо. Сегодня можно «смотреть» экспонаты руками в парижском Лувре, в
музеях Германии, Великобритании, США. И в России – тоже. Не только в
Литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Петербурге или в
Центральном музее вооруженных сил в Москве. Появился тактильный фонд и
в Саратовском музее изобразительных искусств им. Радищева.
«В нашем музее действует уникальная программа: слепые и
слабовидящие дети учатся рисовать, – рассказывает завцентром музейной
педагогики Анна Довгаленко. – Мы держим для них отдельный фонд, который
они могли бы изучать руками».
Впрочем, даже в крупных городах (в Москве или
Санкт-Петербурге) слепых или слабовидящих школьников немного: от 150 до
800 человек всех возрастов. Музейные занятия затрагивают и того меньше.
Это одна из попыток музеев раскрыться окружающему миру. Расширяется
перечень посетителей, с которыми готовы работать российские музеи: это
люди с болезнью Альцгеймера, аутисты, дети с задержками в развитии…
Появилась специальность музейный педагог.
Правда, местные власти далеко не всегда готовы помочь музею в
работе – даже построив пандус для инвалидных колясок.
«Вот уже 17 лет мы сотрудничаем с Владимиро-Суздальским
музеем-заповедником, – рассказывает Любовь Кац, председатель
владимирской областной общественной организации Ассоциации родителей
детей-инвалидов «Свет». – Это целый комплекс музеев с замечательными
выставками. По решению музея – бесплатное посещение для инвалидов. Но…
только в одном из зданий есть пандус!»
«Здания музеев для учеников нашей школы недоступны. Ни у кого
в районе нет пандуса», – говорит Елена Митякина, директор гимназии № 1
города Удомля Тверской области.
Одной из первых в России ее школа включилась в проект
«Доступная среда», создающий комфортные условия для людей с
ограниченными возможностями. Некоторые ученики Елены Митякиной никогда
и не смогут переступить (переехать?) порог музея.
Но важно отметить: их здоровые одноклассники в таком же
положении.
Удомля расположена в нескольких часах езды от Твери. Ближайший
город – Вышний Волочёк. Дороги плохие. Поездка в Тверь – приключение.
А для того чтобы поехать с родителями в музеи Москвы, семьям
надо накопить денег. И много.
Всей cемьей в
музей? Только по ночам!
Дело в том, что в российских музеях до сих пор нет понятия
«семейного билета». Увлекательная практика «ночь в музее», когда
посетителей пускают, как правило, бесплатно, захватила уже самые
отдаленные и сонные городки России (а ведь и там есть музеи – и
какие!).
Жители провинции могут облететь «ночным» образом только свой
собственный музей. Если они заходят повезти детей в крупный город, им
приходится раскошеливаться у любой музейной кассы.
– Знаете, я, например, не могу вспомнить ни одной «школьной»
экскурсии в музеи, а те, куда ходил с семьей, помню отлично. От таких
походов в музеи образовательный эффект куда больше, чем от «школьных».
Это же совсем иначе воспринимается! – говорит Павел Парфентьев,
генеральный директор аналитического центра «Семейная политика РФ»,
председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи»,
которая консультирует родителей, взявших детей на семейное обучение. –
Дети, получающие семейное образование, как правило, имеют собственный,
индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому в большинстве случаев
стандартные, «школьные», экскурсии по музеям просто не могут вызвать у
наших семей и их детей особого интереса – они никак не учитывают
реальные образовательные потребности семей».
Почему же в России нет семейных билетов в музей?
«Разработанные в музеях занятия обычно рассчитаны на группу
детей в среднем до 15 человек, – пытаются оправдаться музейные
педагоги. – Как вписать сюда отдельную семью? Можно предложить выход:
несколько семей могут договориться между собой и привести детей. Если
же семья приходит как отдельные посетители – они и платят как отдельные
посетители».
В самом деле во многих регионах выход почти нашли:
муниципалитеты производят перерасчет с музеями за бесплатные школьные
экскурсии. В эти расчеты можно было бы включить билеты для семейного
посещения, билеты многодетным и малоимущим семьям.
– Правда, польза от такого шага будет лишь в том случае, если
его не будут окружать глупыми дополнительными формальностями, –
предупреждает Павел Парфеньев. – Взял билет в школе – и иди в музей по
своему выбору!
Большинство россиян продолжают считать: пусть лучше ребенок
посещает музей вместе со школой. Во-первых, возни меньше. Во-вторых,
раз в год это будет бесплатно.
А если чаще?
Эра передвижников
Подсчитаем. Полная стоимость экскурсии московской школы в
Музей изобразительных искусств им. Пушкина в Москве – три тысячи
рублей. В Планетарий – пять тысяч. Не думайте, что это на группу. Это –
на каждого!
И большая часть этой фантастической цены – вовсе не входные
билеты. В России сегодня действуют строгие правила перевозки детей.
Чтобы организованно отправить класс в музей, школе и родителям нужно
арендовать отвечающий всем требованиям безопасности школьный автобус. А
это деньги.
До сказочных дворцов Петергофа, где школьников ждут
интереснейшие программы, ехать от Петербурга недолго: полчаса
маршруткой от последней станции метро. Но… «Кто же разрешит везти детей
в метро и в маршрутке!» – всплескивает руками сотрудница музея.
Этот вопрос можно было бы уладить на уровне муниципалитета:
достаточно передать музею один из школьных автобусов.
Однако после этого предстоит разрешить бюрократический казус:
на чьем балансе будет автобус? В чей гараж его поставить? Кто будет
выписывать путевку? Кто – платить за бензин?
Правила перевозки детей создавались в России как будто для
того, чтобы прикончить школьные экскурсии в музей.
Но случилось иначе.
Теперь не школа едет в музей, а музей приезжает в школу.
«Максимальное расстояние, на которое нам приходилось выезжать,
двести пятьдесят километров от Оренбурга, – рассказывает научный
сотрудник Оренбургского областного музея изобразительных искусств,
куратор программы «Музей и село» Яна Малиночка. – Для нашей области это
недалеко».
Яна и ее коллеги привозят в сельские школы передвижные
выставки работ оренбургских художников и проводят мастер-классы с
детьми.
Самые ценные экспонаты Оренбургского музея – это коллекция
картин художников-передвижников. В 2013 году двигаться сами
передвижники не могут: один сантиметр полотна – на вес золота.
Администрация музея и министерство культуры области нашли
выход – с самых ценных картин коллекции делаются точные репродукции на
холсте. Их и будут привозить в сельские школы.
«Это реальная практика, которая действует и у нас в области, –
соглашается директор гимназии № 1 города Удомля Тверской области Елена
Митякина. – Если наши ребята не смогут посетить музеи в Твери, мы
сможем воспользоваться акцией «Музей приезжает в школу». Возможно
заказать выставку с экспонатами музея».
Параллельно с этим появляется новая музейная специальность:
экскурсовод по виртуальному посещению музея. В отдаленную школу
приезжает научный сотрудник, привозят диск, подают изображение на
большой экран.
И – вперед.
А зачем
экскурсовод?
Не дает покоя мысль, что в этой модели кто-то лишний.
Школьники – если, конечно, власти регионов и впрямь обеспечили
их современными IT- технологиями – могут сами посмотреть ту же самую
экскурсию на диске. Или – в интернете.
CD-romы с коллекциями произведений искусства тех или иных
музеев действительно используются в большинстве школ.
Разве трудно выпустить CD-rom с экскурсиями по областному
музею? Или разместить на сайте этого музея виртуальную экскурсию?
Оказывается, трудно.
Некоторые региональные музеи, участники программы
«Интермузей-2013», до сих пор не имеют работающих сайтов. Они пишут на
своих визитках телефон, а предложения по образовательным программам
рассылают в школы обычной почтой. «Этому как-то больше верят! –
смущенно объясняют они. – И чаще читают!»
Расположенный в Сыктывкаре Национальный музей Республики Коми
– в нем хранятся уникальные коллекции народного искусства – проводит со
школьниками отдаленных территорий занятия по скайпу. Но музейные
сотрудники не уверены в том, что когда-нибудь подобную серию уроков
можно будет разместить на сайте музея.
А как же интернет-ресурсы крупнейших музеев России? В
виртуальный филиал одного только Русского музея вкладывались миллионы.
А ведь есть еще сайты Третьяковской галереи и Эрмитажа, ГМИИ им.
Пушкина и музеев Московского Кремля…
В школах России эти интернет-ресурсы почти не знают. По
простой причине: они не открываются.
По оценкам Счетной палаты РФ, 68% школ России имеют скорость
подключения 128 килобит в секунду. Причем не факт, что у школ есть эти
искомые 128 килобит. Именно эту скорость предусматривали решения по
интернетизации образования. За нее и отчитывалось региональное
начальство. Но даже на этой скорости (не говоря уже о более низкой)
мультимедийные сайты открываться не будут.
Впрочем, в Москве мне тоже не удалось открыть ни одну из
виртуальных прогулок по крупнейшим музеям России.
…Так что вряд ли сельская школа в ближайшем будущем сможет
использовать этот канал для знакомства с мировым художественным
наследием.
Большинству школ остается способ человечный и старый, как мир.
В село или маленький городок приедет передвижная выставка. Учителям и
детям привезут картины. Их будут долго ждать. И потом долго-долго
вспоминать.