«Мы все рождены свободными и равными...»
Можно ли сделать так, чтобы эти слова вызывали у школьников воодушевление, а не горькую усмешку?
Осознание своих прав или своего бесправия начинается с самого
раннего детства. Именно поэтому права человека стоило бы превратить
в отдельный школьный предмет и начинать изучать вместе с азбукой.
Особенно это важно в нашей стране.
Когда на уроках обществознания в старших классах наших школ
начинают изучать Всеобщую декларацию прав человека, каждый подросток
приходит на эти уроки со своим собственным опытом бесправия. Это уже
солидный опыт, подкрепленный личными наблюдениями и утверждениями
взрослых, что есть, конечно, золотые правила, записанные на бумаге (да
хоть бы и высеченные в камне или запечатленные на скрижалях!), а есть
жизнь. И в жизни все по-другому.
В жизни тебе поставят четверку, а какой-нибудь Маше или Кате, которая
отвечала хуже, – «пять», потому что ее мама – завуч. Тебя могут травить
в классе за то, что ты толстый, или длинный, или не так одет, или не
той национальности, или волосы у тебя не того цвета, или ты «двоечник»
или «ботаник». И когда тебя дружно пинают где-нибудь на школьных
задворках за одно или сразу несколько из этих «или», ты понимаешь, что
абсолютно одинок и беззащитен и деваться тебе некуда: если обратишься
за помощью к старшим, назовут «стукачом», а не обратишься – так ведь и
будут бить.
А может быть, ты сам один из тех, кто учит жизни очередного изгоя во
дворе, но потом ты идешь домой, и тебя там лупит пьяный отец. Или ты –
та самая Катя или Маша и тоже возвращаешься после шести уроков, а дома
тебя ждет репетитор по английскому, а потом надо ехать на тренировку по
гимнастике, а с тренировки на музыку, а потом ты вернешься и до часу
ночи будешь учить уроки, потому что ты должна быть лучшей любой ценой...
В общем, вот тебе такому лет в пятнадцать учитель на уроке расскажет
про то, что ты имеешь право на человеческое достоинство,
индивидуальность, безопасность и отдых, что тебя нельзя бить, над тобой
нельзя издеваться, и все это записано во Всеобщей декларации прав
человека, которая была принята ООН 10 декабря 1948 года. А есть еще
специально для тебя Конвенция по правам ребенка, и она сто процентов
вывешена на стенде в школьном коридоре рядом с доской почета и историей
школы, но это не повод, Иванов, олух ты такой, торчать в коридоре после
звонка…
* * *
Здесь еще неизбежно добавляются национальное своеобразие и
«особый путь», потому что так у нас сложилось исторически, что человек
всегда признавался наименьшей ценностью – и в душной теплоте
крестьянской общины, и на бескрайних просторах империи, и в монолитных
рядах советского государства. И до сих пор права человека,
декларированные Конституцией, воспринимаются у нас как что-то
второстепенное и даже подозрительное, «не наше», не случайно сегодня
именно правозащитникам пытаются приклеить обидную кличку «иностранный
агент». Очень многим кажется, что есть вещи поважнее. Для одних это –
идея. Для других – государственные интересы. И это не важно, что и
идея, и государственные интересы, если они идут вразрез с человеческими
правами, как минимум бессмысленны, а вообще-то преступны.
У нас все это, конечно, не со зла. Можно даже сказать, от любви. Просто
любовь у нас такая. И права нарушаются по-свойски, по-домашнему, по
привычке.
Вот детсадовская воспитательница рассказывает вдохновенно: «А я как
увижу, что девочки у мальчиков машинки и пистолеты берут поиграть, а
мальчики у девочек – кукол, я их сразу – по рукам, по рукам!» «По
рукам» повторяется несколько раз и с особенным удовольствием. Детей
она, конечно, любит и совершенно искренне заботится об их будущем,
прививает традиционные ценности и гендерные роли, чтобы росли солдаты и
хранительницы домашнего очага.
Вот главная претендентка на победу в конкурсе будущих учителей,
тоненькая девочка с модельной внешностью и модельным же макияжем,
отвечает на вопрос профессионального жюри: «Представьте себе, что в
вашем классе есть ребенок из семьи, принадлежащей к одной из
нетрадиционных конфессий. Ваши действия?» О действиях сообщается
незамедлительно: «Ну, я его оставлю после уроков, может быть, и вместе
с родителями, и объясню им преимущества православия». Жюри аплодирует.
В громе оваций тонут тихие протесты местного батюшки (а как же теперь
без него в жюри!), который что-то пытается втолковать про свободу
совести и вероисповедания.
Или вот еще такая сцена в кафе: громкий детский плач перекрывается
женским визгом: «А я тебе сказала – ешь, сволочь, ешь!» На крики
подтягиваются официанты, менеджер, а потом и публика из-за соседних
столиков. Мама орет на дочку лет семи. Оказывается, ребенок попросил
дорогой фирменный десерт, но его оказалось слишком много. «Я же тебя
предупреждала, что так будет и тебе не понравится! Ты что мне ответила?
«Я это съем»? Вот и ешь теперь!» «Сволочь» давится десертом и слезами,
а мама спокойно объясняет собравшимся: «Я ее воспитываю. Она уже
большая девочка и должна отвечать за свои поступки, а если не может
правильно выбрать, должна меня слушаться. Я ей предлагала заказать
другой десерт, вот теперь пусть ест». Мама тоже любит свою дочку. Очень.
* * *
Может показаться, что это все не о том в стране, где всего
лишь в прошлом веке были ГУЛАГ, раскулачивания, насильственные
переселения целых народов. Про какие десерты и кукол с машинками мы
говорим, если сегодня едва ли не каждый день приносит новый закон,
ограничивающий фундаментальные человеческие права, и уж точно каждый
день приходится узнавать о зверских убийствах, межнациональных
конфликтах, полицейском произволе.
На самом деле это все о том же, о первопричинах, о том, как готовность
к бесправию просачивается в каждую клеточку, впитывается с молоком
матери, оседает в подсознании еще до того, как человек начинает себя
помнить.
Каждый человек на планете Земля с момента своего рождения наделен
правами. В этом году исполняется 20 лет Венской декларации, которая
подтвердила их основные признаки:
«– права человека носят всеобщий характер;
– права человека неотчуждаемы;
– права человека неделимы и взаимозависимы».
Это значит, что эти права – общие для всех, независимо от
страны проживания, и не могут быть внутренним делом отдельных
государств, их нельзя отнять у человека, нельзя соблюдать права
человека частично, например, ограничить свободу передвижения или
выражения собственного мнения, но свято соблюдать право на образование
или охрану здоровья.
При этом все это опять-таки конвенции и декларации. Не приходится
надеяться на то, что если кто-то их нарушает, то жертв немедленно
придет защищать ООН или Европейский суд по правам человека немедленно
вынесет суровое решение. Да и вообще на каждого нарушителя и на каждого
взрослого, нарушающего права ребенка, своего или чужого, не хватит
никаких «голубых касок», если бы даже и вправду была такая грозная
возможность.
Осознание своих прав тоже нужно взращивать и прививать, не задумываясь
о том, не рано ли. На самом деле не рано никогда. Даже младенец будет
потихоньку учиться взаимоуважению и достоинству, просто наблюдая за
поведением взрослых.
Недавно в издательстве «КомпасГид» вышла замечательная книга для
учителя «Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека
школьникам младших и средних классов». Ее подготовила правозащитная
организация «Amnesty International». Это разработки уроков, игры,
образцы раздаточного материала – открыток, плакатов, карточек. Так что
разговор о правах можно начинать прямо в первом классе, вместе с
азбукой. Жаль, только на классных часах. В средних классах полегче –
там уже есть предметы, которые по-разному называются, но как-то
знакомят ребенка с устройством общества.
Вообще, конечно, было бы неплохо, если бы права человека превратились в
отдельный обязательный предмет. Необычный и не занудный, такой
маленький гайд-парк в классе, где каждый мог бы высказать свое мнение и
выслушать других, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», которым
может стать что угодно – мяч, чашка, мягкая игрушка. А вместе с
детскими стихами из букваря и правилами правописания на всю жизнь
запоминалось бы и это:
«Мы все рождены свободными и равными и должны так же
рассматривать других людей.
Мы обладаем всеми правами, провозглашенными в Декларации, независимо от
того, кто мы, откуда и во что мы верим.
Мы имеем право на жизнь, а также право быть свободными и чувствовать
себя в безопасности.
Мы все имеем право на собственные мысли, а также право исповедовать
любую религию.
Мы все можем думать, что хотим, говорить то, что думаем, и обмениваться
идеями и информацией с другими людьми…»
Это всего лишь несколько статей из Всемирной декларации прав
человека в изложении для детей. Всего их тридцать. Не так уж и много.