Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Четвертая тетрадь
Идеи. Судьбы. Времена

Лебедушкина Ольга

«Мы все рождены свободными и равными...»

Можно ли сделать так, чтобы эти слова вызывали у школьников воодушевление, а не горькую усмешку?

Осознание своих прав или своего бесправия начинается с самого раннего детства. Именно поэтому права человека стоило бы превратить в отдельный школьный предмет и начинать изучать вместе с азбукой. Особенно это важно в нашей стране.

Когда на уроках обществознания в старших классах наших школ начинают изучать Всеобщую декларацию прав человека, каждый подросток приходит на эти уроки со своим собственным опытом бесправия. Это уже солидный опыт, подкрепленный личными наблюдениями и утверждениями взрослых, что есть, конечно, золотые правила, записанные на бумаге (да хоть бы и высеченные в камне или запечатленные на скрижалях!), а есть жизнь. И в жизни все по-другому.
В жизни тебе поставят четверку, а какой-нибудь Маше или Кате, которая отвечала хуже, – «пять», потому что ее мама – завуч. Тебя могут травить в классе за то, что ты толстый, или длинный, или не так одет, или не той национальности, или волосы у тебя не того цвета, или ты «двоечник» или «ботаник». И когда тебя дружно пинают где-нибудь на школьных задворках за одно или сразу несколько из этих «или», ты понимаешь, что абсолютно одинок и беззащитен и деваться тебе некуда: если обратишься за помощью к старшим, назовут «стукачом», а не обратишься – так ведь и будут бить.
А может быть, ты сам один из тех, кто учит жизни очередного изгоя во дворе, но потом ты идешь домой, и тебя там лупит пьяный отец. Или ты – та самая Катя или Маша и тоже возвращаешься после шести уроков, а дома тебя ждет репетитор по английскому, а потом надо ехать на тренировку по гимнастике, а с тренировки на музыку, а потом ты вернешься и до часу ночи будешь учить уроки, потому что ты должна быть лучшей любой ценой...
В общем, вот тебе такому лет в пятнадцать учитель на уроке расскажет про то, что ты имеешь право на человеческое достоинство, индивидуальность, безопасность и отдых, что тебя нельзя бить, над тобой нельзя издеваться, и все это записано во Всеобщей декларации прав человека, которая была принята ООН 10 декабря 1948 года. А есть еще специально для тебя Конвенция по правам ребенка, и она сто процентов вывешена на стенде в школьном коридоре рядом с доской почета и историей школы, но это не повод, Иванов, олух ты такой, торчать в коридоре после звонка…

* * *

Здесь еще неизбежно добавляются национальное своеобразие и «особый путь», потому что так у нас сложилось исторически, что человек всегда признавался наименьшей ценностью – и в душной теплоте крестьянской общины, и на бескрайних просторах империи, и в монолитных рядах советского государства. И до сих пор права человека, декларированные Конституцией, воспринимаются у нас как что-то второстепенное и даже подозрительное, «не наше», не случайно сегодня именно правозащитникам пытаются приклеить обидную кличку «иностранный агент». Очень многим кажется, что есть вещи поважнее. Для одних это – идея. Для других – государственные интересы. И это не важно, что и идея, и государственные интересы, если они идут вразрез с человеческими правами, как минимум бессмысленны, а вообще-то преступны.
У нас все это, конечно, не со зла. Можно даже сказать, от любви. Просто любовь у нас такая. И права нарушаются по-свойски, по-домашнему, по привычке.
Вот детсадовская воспитательница рассказывает вдохновенно: «А я как увижу, что девочки у мальчиков машинки и пистолеты берут поиграть, а мальчики у девочек – кукол, я их сразу – по рукам, по рукам!» «По рукам» повторяется несколько раз и с особенным удовольствием. Детей она, конечно, любит и совершенно искренне заботится об их будущем, прививает традиционные ценности и гендерные роли, чтобы росли солдаты и хранительницы домашнего очага.
Вот главная претендентка на победу в конкурсе будущих учителей, тоненькая девочка с модельной внешностью и модельным же макияжем, отвечает на вопрос профессионального жюри: «Представьте себе, что в вашем классе есть ребенок из семьи, принадлежащей к одной из нетрадиционных конфессий. Ваши действия?» О действиях сообщается незамедлительно: «Ну, я его оставлю после уроков, может быть, и вместе с родителями, и объясню им преимущества православия». Жюри аплодирует. В громе оваций тонут тихие протесты местного батюшки (а как же теперь без него в жюри!), который что-то пытается втолковать про свободу совести и вероисповедания.
Или вот еще такая сцена в кафе: громкий детский плач перекрывается женским визгом: «А я тебе сказала – ешь, сволочь, ешь!» На крики подтягиваются официанты, менеджер, а потом и публика из-за соседних столиков. Мама орет на дочку лет семи. Оказывается, ребенок попросил дорогой фирменный десерт, но его оказалось слишком много. «Я же тебя предупреждала, что так будет и тебе не понравится! Ты что мне ответила? «Я это съем»? Вот и ешь теперь!» «Сволочь» давится десертом и слезами, а мама спокойно объясняет собравшимся: «Я ее воспитываю. Она уже большая девочка и должна отвечать за свои поступки, а если не может правильно выбрать, должна меня слушаться. Я ей предлагала заказать другой десерт, вот теперь пусть ест». Мама тоже любит свою дочку. Очень.

* * *

Может показаться, что это все не о том в стране, где всего лишь в прошлом веке были ГУЛАГ, раскулачивания, насильственные переселения целых народов. Про какие десерты и кукол с машинками мы говорим, если сегодня едва ли не каждый день приносит новый закон, ограничивающий фундаментальные человеческие права, и уж точно каждый день приходится узнавать о зверских убийствах, межнациональных конфликтах, полицейском произволе.
На самом деле это все о том же, о первопричинах, о том, как готовность к бесправию просачивается в каждую клеточку, впитывается с молоком матери, оседает в подсознании еще до того, как человек начинает себя помнить.
Каждый человек на планете Земля с момента своего рождения наделен правами. В этом году исполняется 20 лет Венской декларации, которая подтвердила их основные признаки:

«– права человека носят всеобщий характер;
– права человека неотчуждаемы;
– права человека неделимы и взаимозависимы».

Это значит, что эти права – общие для всех, независимо от страны проживания, и не могут быть внутренним делом отдельных государств, их нельзя отнять у человека, нельзя соблюдать права человека частично, например, ограничить свободу передвижения или выражения собственного мнения, но свято соблюдать право на образование или охрану здоровья.
При этом все это опять-таки конвенции и декларации. Не приходится надеяться на то, что если кто-то их нарушает, то жертв немедленно придет защищать ООН или Европейский суд по правам человека немедленно вынесет суровое решение. Да и вообще на каждого нарушителя и на каждого взрослого, нарушающего права ребенка, своего или чужого, не хватит никаких «голубых касок», если бы даже и вправду была такая грозная возможность.
Осознание своих прав тоже нужно взращивать и прививать, не задумываясь о том, не рано ли. На самом деле не рано никогда. Даже младенец будет потихоньку учиться взаимоуважению и достоинству, просто наблюдая за поведением взрослых.
Недавно в издательстве «КомпасГид» вышла замечательная книга для учителя «Наш мир и наши права. Что нужно знать о правах человека школьникам младших и средних классов». Ее подготовила правозащитная организация «Amnesty International». Это разработки уроков, игры, образцы раздаточного материала – открыток, плакатов, карточек. Так что разговор о правах можно начинать прямо в первом классе, вместе с азбукой. Жаль, только на классных часах. В средних классах полегче – там уже есть предметы, которые по-разному называются, но как-то знакомят ребенка с устройством общества.
Вообще, конечно, было бы неплохо, если бы права человека превратились в отдельный обязательный предмет. Необычный и не занудный, такой маленький гайд-парк в классе, где каждый мог бы высказать свое мнение и выслушать других, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», которым может стать что угодно – мяч, чашка, мягкая игрушка. А вместе с детскими стихами из букваря и правилами правописания на всю жизнь запоминалось бы и это:

«Мы все рождены свободными и равными и должны так же рассматривать других людей.
Мы обладаем всеми правами, провозглашенными в Декларации, независимо от того, кто мы, откуда и во что мы верим.
Мы имеем право на жизнь, а также право быть свободными и чувствовать себя в безопасности.
Мы все имеем право на собственные мысли, а также право исповедовать любую религию.
Мы все можем думать, что хотим, говорить то, что думаем, и обмениваться идеями и информацией с другими людьми…»

Это всего лишь несколько статей из Всемирной декларации прав человека в изложении для детей. Всего их тридцать. Не так уж и много.

Рейтинг@Mail.ru