ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Школьная травля: перезапуск отношений
Методика, позволяющая уйти от наших привычных и неэффективных стратегий
Одна из самых тяжелых школьных проблем — травля группой детей
одного несчастного. Здесь даже опытный педагог подчас не представляет,
как подступиться к решению проблемы. Мы ругаем виновных, выясняем
подробности, пресекаем каждый случай в режиме «ручного управления».
Но все повторяется вновь...
На организованной Центром «Перекресток» в апреле конференции «Подростки
в мегаполисе: технологии интеграции и адаптации» одним из самых
востребованных был мастер-класс
«Метод работы со школьной травлей: Группа поддержки», где социальные
педагоги Центра диагностики и консультирования РОСТ Вероника Почтарева
и Мария Тутушкина рассказывали о методике, успешно опробованной в
российских школах.
Не борьба, а созидание
Методика разработана психологом из Великобритании Сью Янг,
которая предлагает довольно неожиданный подход к проблеме. Начать
с того, что, приступая к работе, нужно отказаться от привычных терминов
«жертва», «агрессор», «травля», ибо весь процесс направлен не на борьбу
с травлей, а на создание дружелюбной, поддерживающей атмосферы в школе.
На конструирование нормальных, доброжелательных отношений, с травлей
несовместимых. Поэтому негативные проявления лучше вообще не упоминать,
мы заняты другим.
Для учителей это, конечно, непросто, ведь весь прежний опыт заставляет
выявить сначала «объект борьбы», а здесь он остается за скобками. Почти
так же сложно отказаться и от санкций по отношению к обидчикам, от
выяснения причин.
Секретная встреча
«Группа поддержки», пять–девять человек, формируется на
основании беседы с тем ребенком, которого часто обижают. Во время
собеседования его просят назвать нескольких своих друзей (если говорит,
что друзей нет, то с кем хотел бы дружить); тех, с кем сохраняются
нейтральные отношения; и ребят, в обществе которых он чувствует себя
некомфортно (их мы назвали бы «обидчиками», но методика накладывает
запрет на это слово).
Взрослые, организующие процесс, приглашают по два-три человека из
каждой группы – друзей, нейтралов и тех, кто создает дискомфорт, – на
общую «секретную» встречу. Заводят разговор о том, как часто мы
помогаем другим или сами нуждаемся в помощи. И сообщают, что одному
человеку из их класса хорошо бы помочь, чтобы он чувствовал себя
спокойнее и счастливее.
Разумеется, это должно происходить по доброй воле. На первый взгляд
кажется, что дети, сами же создавшие проблему, вряд ли согласятся. Об
этом на мастер-классе спрашивали больше всего. С какой стати маленькие
мучители откажутся от привычного жестокого развлечения и немедленно
станут гуманистами? Но опыт показывает: когда остальные участники
встречи начинают высказываться в пользу поддержки, они тоже
соглашаются. На первых порах за компанию. За все время работы Центра
РОСТ с группами поддержки отказался только один подросток.
Взрослые напоминают, что поддержка должна быть деятельной и
легкоосуществимой. Идеи, высказываемые участниками группы,
записываются. И сразу обсуждаются: «Ты предлагаешь больше общаться? Как
можно это делать?» Например, вступить в переписку в социальной сети.
Или пойти вместе домой после школы или на перемене в столовую. Можно
просто здороваться, узнавать, как дела. Даже малейшее участие в
обсуждении подкрепляется похвалой, особенно нужно поддерживать
экс-агрессоров.
Все, что предлагают ребята, должно быть осуществлено, например, за
ближайшую неделю.
Первые результаты
По прошествии намеченного срока происходит разговор психолога
с ребенком, для которого организована «группа поддержки». Почувствовал
ли он, как изменилось отношение одноклассников? Стал ли чувствовать
себя комфортнее?
Нередко ребенок настолько погружен в свои обиды и переживания, что ему
приходится с помощью наводящих вопросов напоминать о положительных
переменах. Увеличилось ли количество друзей в социальной сети?
Предлагал ли кто-то из ребят помощь?
Последующие встречи (всего не больше пяти) проходят и с «группой
поддержки». Взрослые обсуждают дальнейшие шаги, спрашивают мнение ребят
об изменении обстановки в классе, благодарят детей за то, что они
сделали.
Обсуждение ни в коей мере не напоминает отчет: ты сделал то, что
предлагал в прошлый раз? Наоборот, взрослые просят детей вспомнить все
случаи поддержки. И очень часто ребята рассказывают не о своих
действиях, а о поступках «коллег» по группе.
Те слова и действия, которые даются легко и имеют положительный эффект,
не отменяются на следующую неделю, а наоборот, их предлагается
повторить.
Эффективность и
возможные трудности
По опыту автора методики Сью Янг главное достоинство
заключается в том, что в 80% случаев травля прекращается сразу. Из
пятидесяти организованных ею групп в сорока семи был достигнут успех. В
сорока – быстро, в семи группах потребовалась более длительная работа.
В трех случаях преследование не прекратилось совсем, но положение
улучшилось.
Как правило, дети, входящие в «группу поддержки», меняют свое отношение
к ребенку, которого раньше обижали. Если случаются рецидивы конфликтов,
агрессию проявляют те, кто не принимал участия в поддержке.
К положительным эффектам можно отнести и длительный, устойчивый
результат. Доброжелательная атмосфера, исключающая травлю, сохраняется
и после того, как «группа поддержки» прекращает свою работу.
Кроме того, группа часто становится ядром новых, более спокойных и
доброжелательных отношений. Дети, входящие в нее, начинают поддерживать
друг друга, более внимательно относиться к другим одноклассникам.
Если вы решили попробовать, то
...надо учитывать, что чем дольше продолжался конфликт, тем
труднее проходит процесс. Обе стороны привыкают к ненормальному
положению вещей, роли закрепляются. Ребенок, которого долго обижали,
уже просто не обращает внимания на улучшение отношений. Да и обидчикам
труднее отказаться от привычной расстановки сил.
...для начала группа психологов, педагоги и родители
договариваются о сотрудничестве. Все стороны должны быть информированы
о методике. Поскольку участником группы поддержки может оказаться любой
ученик класса, у родителей нужно попросить письменного согласия.
Бывает, что семья отказывается, не хочет, чтобы их ребенок принимал
участие в «группе поддержки». Это трудно понять, но нужно
уважать их решение. И учитывать при формировании группы.
...следует помнить, что иногда ребенок сам провоцирует
агрессию по отношению к себе. Эти случаи требуют отдельной параллельной
работы с психологом.
...двое взрослых, берущихся за подобную работу, должны быть
вне ситуации, сложившейся в классе. То есть не учителя, ежедневно
работающие с этими детьми, и не родители. Ведь им придется строить
ситуацию с чистого листа и не переносить из прошлого предубеждения,
упреки и стереотипы.
...во время встреч с «группой поддержки» дети не должны
испытывать неловкости или вины за то, что ничего пока не сделали.
Звучат только похвалы и благодарности, взрослые демонстрируют
подчеркнуто уважительное отношение. Ведь именно в группе повышается
самооценка, зарождается та атмосфера доброжелательности и уважения,
которая исключит возможность травли в дальнейшем.
...развивать первоначальный успех нужно, учитывая
педагогическую ситуацию. Иногда происходит цепная реакция во всем
классе. Порой необходимо подольше поиграть в «тайное общество».
...учитывайте, что методика эффективна для работы с младшими
школьниками и младшими подростками. Старшие подростки не так охотно
идут на сотрудничество.