Научите нас спонтанности...
У мам-отличниц получается все, кроме воспитания
Сегодня 30% молодых мам не работают, занимаются домом и
детьми. В большинстве образованные девушки с психологией отличниц, они
основательно подходят к воспитанию детей.
На первом месте, конечно, тайм-менеджмент. Семейный календарь,
план-минимум и план-максимум, расписание занятий с ребенком, умные
доски. Второе – поиск обучающих материалов в интернете: картинок,
графических диктантов, контурных картинок, а также игр и развлечений,
ссылок на видео. Благо папка «Избранное» безразмерная. Но превыше всего
– идеальное исполнение, ведь все должно быть отполировано до блеска!
– Я всегда планирую занятие с ребенком, всегда тщательно готовлюсь:
раскладываю книжки по темам, распечатываю раздатки, в блокноте у меня
записаны подходящие истории, иногда даже репетирую. Поверьте, все это
очень интересно. А он ни в какую не идет заниматься. Сидит на ковре и
что-то перебирает, – рассказывает мне знакомая мама. И добавляет: а вот
когда она со стола уберет, займется другими делами, ребенок тут как
тут, лезет со своими вопросами и предложениями.
Не странно ли, модель, уже отслужившая свое в школе, вдруг востребована
в семье. Сама мысль о том, что развитие – это специальное время, место,
действие, почему-то греет материнское сердце. А не греет – кавардак в
детской, кухонный стол, заваленный бумагой и залитый краской, ящик
комода, вывернутый в поисках нужной для игры накидки. И вот домашняя
игра есть, но высушена до состояния мумии, идет спектакль с игрушками,
но обрывается ссорой.
– Почему? – спрашивают мамы-отличницы психологов. – Научите нас
спонтанности!
И тут начинается самое интересное: «Сейчас, – говорят специалисты, –
научим всему, вы только слушайтесь». И говорят: а вы не учите наизусть
готовые сценарии… а вы не повторяйте за нами те же слова… а не надо
заставлять так уж тщательно выполнять задания...
Такие советы, я уже сказал, греют: подкрутите вот это колесико, и все
заработает, оживет. Или на ту кнопку нажмите. Ах, нет? Тогда на эту.
Или опять на ту. Чисто механическое отношение к проблеме. Главное – на
это есть спрос.
Спрос на «гаджество», как сказал один мой знакомый, имея в виду эту
особенность сознания: все обновления поступают извне, в готовом виде,
главное – правильно приторочить. И хотя сами видим, что перенос
технического представления на детско-родительские отношения не
работает, естественному продолжаем не доверять.
Эмоции, настроение, включенность в ребенка, интерес к миру, живое
взаимодействие – ну не может эта органика даваться родителям сложнее,
чем тайм-и-прочий менеджмент. Хотите спонтанности – вернитесь к
целостности.