Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

СТРАНА - КАНИКУЛЫ!


Витковский Анатолий, Тыртышная Марина

Пришкольный лагерь: игра длиною в смену

Здесь никто не останется в стороне – сюжетно-ролевой формат ставит всех детей в активную позицию участника событий

С приходом лета открываются детские пришкольные лагеря. Как организовать в них по-настоящему увлекательную жизнь детей? Задача непростая. Не секрет – нередко план работы на смену превращается в набор рутинных досуговых мероприятий. Или наоборот: блещущие инициативой взрослые с азартом проводят капустники, концерты, обрекая детей на роль пассивных зрителей… Пожалуй, один из лучших способов сделать жизнь в лагере интересной для всех – проведение смены в игровой форме. Конечно, при условии удачного выбора сценария и его грамотной реализации. Об этом наш разговор с заместителем генерального директора по инновациям и развитию «Лицея Бауманский» (г. Йошкар-Ола) Мариной ТЫРТЫШНОЙ.

Марина Алексеевна, очевидно, что игровой формат делает жизнь в лагере привлекательной для детей. А какие еще значимые эффекты могут быть достигнуты за счет обращения к этому формату?

– Игровая смена ставит детей в активную позицию участника событий, которые заложены в самом сюжете игры. Это – во-первых. Во-вторых, игровой сюжет позволяет по-другому реализоваться и педагогам: они могут попробовать новые формы работы, изменить привычный способ общения с детьми. В-третьих, тематическая игровая смена в большей степени упорядочивает жизнь лагеря и позволяет избежать некоторых организационных и педагогических проблем за счет вовлеченности и взрослых, и детей в общую деятельность. Ведь ход сюжетно-ролевой игры зависит от вклада каждого, и значит, этот формат уже сам по себе мотивирует всех к творчеству.

На что стоит обратить внимание при выборе конкретного игрового сюжета?

– Очень важно, чтобы сюжет был наполнен понятными всем смыслами, интересен и эмоционален. К примеру, правила игровой смены «Семь ларцов Марьи Моревны» основаны на русских сказках, хорошо знакомых и взрослым, и детям. Марья Моревна загадывает участникам семь загадок, разгадав которые ребята заполнят ларец волшебницы драгоценностями новых знаний и умений. Чтобы справиться с заданиями, детям надо познакомиться с обрядами, связанными с природой, со стихиями воздуха и воды, освоить умения, применяющиеся в народных промыслах. Помогут им герои сказок и былин. В мастерской Данилы-мастера и Алены-мастерицы ребята, например, могут научиться лозоплетению, вышивке, резьбе по дереву.
При выборе сюжета важно учитывать возраст участников смены. Если игра «Семь ларцов…» подойдет для младшеклассников, то для детей 12–15 лет лучше выбрать сюжет «Приключения в школе Хогвардс». Почти все либо читали книгу про Гарри Поттера, либо смотрели фильм, и, конечно же, каждому хочется хотя бы на несколько минут стать волшебником. Так что, согласно сюжету игры, ребята поступают в спецшколу Волшебства, где им предстоит научиться колдовать, находить то, что давно потеряно, предсказывать будущее, читать мысли на расстоянии… И все для того, чтобы в конце игры найти Философский камень.
Кроме того, следует принимать в расчет и условия проведения смены – территориальные, бытовые и другие. Скажем, для смены «Семь ларцов Марьи Моревны» надо, чтобы рядом были семь полян или хотя бы возможность их обозначения.
Отмечу, что брать готовый сценарий и в точности его придерживаться не обязательно. Сценарий можно трансформировать под свои педагогические задачи либо придумать самим. Источники сюжета самые разные: фольклор и сказания народов мира, любая книга (чаще всего сказочная или в стиле фэнтези), философский сюжет (библейские притчи, восточная мудрость), компьютерная игра, художественный или анимационный фильм, исторические события, собственная идея. Чаще всего в основу игровой деятельности бывает положена одна из трех сюжетных линий: поиск волшебной (заветной, важной кому-то и для чего-то) вещи (предмета, артефакта, амулета, книги), путешествие за чем-то или с кем-то, накопление чего-то (обучение способам деятельности).

– Что необходимо изменить в программе лагеря, чтобы она стала игровой по своей сути, а не только по формальным критериям?

– Для начала хочу сказать, что в игровой смене сохраняются все задачи, этапы и «оргмоменты» традиционной смены. Но они меняют свое содержание, приобретают другую окраску, поскольку при запуске игры создается особое пространство или особый мир игры. Он выстраивается за счет того, что намечается общая цель и способы ее достижения, распределяются роли, особым образом оформляется территория смены, вводится новая «терминология».
Так, для проведения смены «Семь ларцов Марьи Моревны» школа оформляется в народном стиле. План смены подготавливается в виде семи ларцов (что это будут за ларцы – нарисованные либо «всамделишные» деревянные, – зависит только от возможностей и фантазии организаторов). На каждом ларце название тайны. Ларцы должны открываться по мере разгадывания тайн (отряды наполняют ларцы мнениями и впечатлениями о прошедшем деле, здесь же записываются имена и фамилии отличившихся ребят).
Лагерь становится Городищем, каждый отряд живет в игровой комнате – «тереме», актовый зал называется «палатой», столовая – «трапезной».
Старшая вожатая (или один из педагогов) играет роль мудрой волшебницы Марьи Моревны. Остальные взрослые – Мудрецы (советники, воеводы).
Отряды выбирают себе название, девиз, символику в народном стиле. Можно предложить выбрать покровителя – героя русских сказок или легенд. Проверяет санитарное состояние палат Домовой.
Для подведения итогов отряды собираются на «завалинках» – отрядных местах, оформленных в соответствующем сказочном стиле.
В логике игровой деятельности традиционные дела превращаются в приключения либо испытания. Очень хорошо, если сразу в рамках сюжета эти новые формы будут иметь свои названия. Например, на время смены «Приключения в школе Хогвардс» традиционные кружки превращаются в уроки по изучению магических танцев, песенных заклинаний. А кружки по вышивке, бисероплетению, резьбе или выжиганию по дереву могут стать Волшебными занятиями по Сотворению Красоты и Подарков. Можно придумать и ввести специальные «магические» занятия – зельеварения (сбор лекарственных трав), оживления (с помощью рисования) и другие.

– А как вводятся правила игрового взаимодействия? Надо ли специально их где-то прописывать?

– Правила игры вводятся через сюжет – легенду игры. Легенда – это завязка всего будущего действа, которая должна прозвучать уже в первый день смены. С озвучивания легенды начинается погружение всех участников в деятельность, связанную этим сюжетом. Подчеркиваю – всех участников, и директора лагеря в том числе. Конечно, у каждого взрослого остаются свои обязанности в лагере, но и в игровом сюжете смены у них должны быть своя роль и свое место.

– Что еще необходимо для успешного проведения игровой смены?

– Уже на этапе планирования четко должны быть определены задачи игры, содержание игровой деятельности, роли детей и взрослых, условия взаимодействия участников. Эти вещи с самого начала должны быть поняты и приняты всеми участниками смены. Желательно, чтобы все представляли, как проходит руководство игрой и отслеживание правил, разрешение споров и непонятностей, а также как и когда завершится игра.
Из сюжета игры должны вытекать и задачи смены, и общие дела. Например, согласно замыслу смены «Семь ларцов Марьи Моревны», каждое дело должно начинаться и заканчиваться именно на одной из семи полян – тайных мест. Это может быть любая часть школьной территории или самой школы. Поляны должны быть оформлены в соответствии с тайной, которую предстоит разгадать. В качестве основных дел смены «Приключения в школе Хогвардс» можно предложить встречи учеников школы Хогвардс, знакомство с факультетами, соревнования между ними, соревнования по квиддичу, вечера волшебных изобретений и историй, игровые программы «Заклятье мага» и «Узники Азбакана».
Вообще подбор общих дел в рамках игровой смены имеет чрезвычайно важное значение для жизнеспособности смены и конечного успеха игры. Здесь я бы рекомендовала ориентироваться на то, чтобы каждое дело было всякий раз уникальным событием, в том числе для вожатского коллектива, так как новизна действа открывает простор фантазии и творчества.
Что еще важно? Возможные баллы (очки, денежные эквиваленты) нужно начислять очень осторожно – через некоторое время их получение может затмить саму игру и превратиться в куплю-продажу дел и деятельности (иду на уборку территории потому, что начисляют очки, а не потому, что это важно для отряда или для игровой цели).

– В каких случаях стоит вносить коррективы в ход игры?

– Чтобы своевременно понять, что что-то пошло не так, и внести необходимые коррективы, надо обеспечить регулярный анализ деятельности – также в рамках сюжета игры. Например, в игре, связанной с рыцарскими турнирами, рыцари могут собираться за еженедельный «круглый стол» при дворе короля Артура, чтобы скорректировать игру, свои действия (такой «круг­лый стол» может проводиться вместо вечерней рефлексии дня).
При этом нужно анализировать не только саму игру (и не столько ее антураж, внешний ход), а более глубокие педагогические смыслы и результаты (игра в любом случае решает именно педагогические задачи развития детей). И ход игры вполне может быть трансформирован (даже изменением правил игры), если видны проблемы и промашки.
С какими проблемами здесь можно столкнуться? Очень часто дела в лагере построены на соревновательной основе. Есть побежденные и победители. В отдельных делах такая ситуация возможна, но саму игру в целом нужно выстроить так, чтобы победа или возможное поражение воспринимались как часть игровой задачи, как этап движения к общей победе.
Если в игре начал преобладать соревновательный дух, важно вовремя это понять и найти способы изменить ситуацию. Не стремление обыграть других, не зависть к победившим, не злорадство по отношению к побежденным, а желание поддержать друг друга – вот один из главных педагогических ориентиров, который следует принимать во внимание в процессе анализа игры. Самый главный показатель успеха игровой смены в том, что она дойдет до своей цели, и при этом все участники разделят общую радость успеха.

Рейтинг@Mail.ru