ЗНАНИЯ БЕЗ ШКОЛЬНЫХ ЭТИКЕТОК
Абстрактные понятия на деревьях не растут!
Летняя практика школьной теории
Последние уроки, последние родительские собрания. Лето!
Хочется от всего отдохнуть, но и не потерять нелегким трудом добытые
знания важно. Более того, в счастливые каникулярные месяцы можно
столько интересного узнать, что потом, зимой, очередная программная
тема, сухой материал учебника воскресят в памяти жаркий июльский день,
запах смородины, блеск речной струи. И урок окажется продолжением
личной жизни. Но для этого уже сейчас нужно дать ученикам, их
родственникам точные и вдохновляющие советы на ближайшие месяцы.
Отработка математических
компетенций: магазин и кухня
Длина, площадь, объем, скорость, время, расстояние, цена… На
уроках в начальной школе мы разбираемся в материале, стараемся
запомнить его, учимся решать задачи. Но появляются новые темы – и
базовые понятия, умения словно бы утрачиваются.
А в старшей школе вдруг оказывается, что ребята, успешно справляющиеся
со сложными уравнениями и неравенствами, не могут решить элементарную
практическую задачу: на простейшем плане найти площадь объекта,
разобраться во времени, рассчитать тарифные планы и так далее.
Почему это происходит?
Замечено, что дети, у которых школьные знания соединяются с жизненным
опытом, обучаются быстрее. Их знания глубже и прочнее.
Но взрослые сегодня, делая свою жизнь более комфортной, автоматически
лишают детей возможности участия в той деятельности, которая раньше
была повседневной практикой, прикладываемой к школьной теории.
Ребят, например, часто отправляли в магазин. Продавец на весах
взвешивал нужное количество продукта, называл стоимость, которая
пробивалась в кассе. Сдачу нужно было проверить и, может быть, на
что-то личное потратить (выгадывание семи копеек на мороженое –
отличный тренинг). Это было очень ответственное семейное поручение,
заставлявшее работать память, вычислительные и коммуникативные
способности.
Теперь – мама сложила покупки в тележку и карточкой расплатилась.
Соотношение «цена-количество-стоимость» осталось скрыто от ребенка
внутри кассового аппарата.
Раньше дети участвовали в приготовлении на кухне чего-нибудь
вкусненького. Теперь это редкость. Объясняю тему «Объем». Спрашиваю,
кто видел когда-либо литр. Молчат. Подсказываю: в чем находится молоко?
Говорят – в чашке. А в чашку откуда наливают? – пожимают плечами.
Раньше упоминание пачки сахара исчерпывающе поясняло массу в 1
килограмм. Теперь и упаковки другие, и не все мои ученики ходят по
магазинам с родителями.
Пользуясь электронными часами (мобильным телефоном) вместо часов со
стрелками, дети только в школе узнают, что в часе шестьдесят минут, что
пятнадцать минут – это четверть часа.
Летние возможности
Участие в хозяйственной жизни для маленького ребенка не
нагрузка, а благо: он занимается пока еще интересной и новой для него
деятельностью вместе с любимыми взрослыми, да еще и многому учится. Да,
это, конечно, дополнительная нагрузка для взрослого. Но задумаемся, что
мы при этом теряем и что теряет ребенок. Даже если оставить в стороне
самое главное – воспитание ребенка в созидательном труде. И обратиться
к одной узкой составляющей – формированию математических понятий,
конкретнее – понятия величины.
Тем более летом, когда у нас есть время. Есть возможность более
тесного, неформального общения с детьми. На даче, в походе, в лагере...
Разумеется, каждый педагог, родитель придумает свои варианты, исходя из
индивидуальных возможностей, образа жизни и фантазии. Предложу лишь
некоторые ходы.
На кухне (в том числе
походной). Измерение количества продуктов разными мерками
и инструментами (весы, мерные стаканчики, банки). Определение массы,
объема по упаковке продукта, перевод одних единиц в другие. Чтение
рецептов, пересчет количества продуктов в зависимости от количества
порций. Измерение времени приготовления блюда.
В ванной, у реки или
колодца. Переливание воды из одной емкости в другую,
измерение объема воды с помощью мерных стаканчиков.
В помещении. Круглые
часы со стрелками и арабскими или римскими цифрами – это настоящий
тренажер не только для определения времени, но и основа для понимания
дробей, углов и даже тригонометрии. Настенный календарь с отмеченными
на нем значимыми праздниками (дни рождения, родительских суббот, срок
возвращения домой…) позволяет вести прямой и обратный отсчет времени в
различных единицах измерения времени (месяц, неделя, сутки). При
подготовке к ремонту, при покупке мебели – различные измерительные
работы, расчеты периметра, площади, соответствующих расходных
материалов.
В магазине.
Взаимосвязь цены, количества и стоимости. Определение стоимости
покупки, расчет сдачи, подсчет суммы денег в разных единицах, купюрах,
монетах (заграничная поездка заставляет пересчитывать цены в разных
валютах – непростая задача, от которой ни за что не откажутся
бережливые подростки, стремящиеся совершить выгодную сделку).
На даче, в саду.
Измерение длины, ширины, высоты объектов различными инструментами,
мерками. Разметка грядок, клумб под посадку растений. Чтение инструкций
по посадке растений или использованию бытовой техники. Измерение урожая
разными способами и мерками (пучок, ведро, штуки…). Расчет скорости,
времени, расстояний для путешествий по окрестностям пешком или на
велосипеде.
Уход за младшими. Отслеживание
времени кормления, прогулки и других режимных моментов. Измерение
температуры воды в ванночке для купания. Определение объема жидкости в
бутылочке.
В машине. Ознакомление
с приборами для измерения скорости, времени, расстояния. Определение
связи между этими величинами. Перевод единиц измерения величин.
Определение скорости движения, наблюдение за дорожными знаками с
рекомендованной скоростью, с ограничением скорости. Приблизительные
расчеты времени поездки, преодоленного пути и т.д.
На пляже.
Почти все, что можно делать на кухне и в ванной, можно имитировать на
песчаном пляже. Нужно только запастись удобными мерками-формочками. А
добавив камушки и листочки, можно поиграть в магазин (см. выше).
В туристической поездке.
Работа с картами и планами: определение объектов и расстояний, поиск
оптимальных маршрутов. Расчет времени путешествия. Определение времени
общения с друзьями и родственниками с учетом часовых поясов.
Участвуя в хозяйственной жизни семьи, походной группы, ребенок
приобретает жизненный опыт, опыт переживания и проживания проблемных
ситуаций. Школа часто лишь помогает осознать полученный опыт, облечь
его в слова, расширить возможности его использования.