ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ
Жанр фанфик – из интернета в школу
Дадим детям попробовать энергию великих текстов
Знания знаниями, а полезно вспомнить, что
развивают-то нас исключительно позитивные эмоции.
Закон такой есть: без удовольствия, без положительного отношения
не впрок ни учеба, ни преподавание. Второй закон – нас развивает не
легкая деятельность, а сложная. Интересно, когда с усилием, когда
«мускул» работает. Касается всех, самих взрослых в первую
очередь. И вот записки учителя, который ищет и находит интересное для
себя – и тем самым для своих учеников.
Размышления учителя
Школа изменилась, и это данность. Кабинеты с мультимедийными
установками и интерактивными досками, у школьников мобильные телефоны с
выходом в интернет – современные дети даже не шагнули, а прыгнули так,
что XX век от них так же далек, как XIX или XVIII.
А я часто вспоминаю время, когда уроки литературы считались у ребят
подходящим местом для разговоров о жизни и смысле, – мы тогда много
писали свободных текстов и говорили. Нашел сочинение десятилетней
давности по «Гамлету», девятиклассник пишет, как бы он ставил пьесу,
если бы был режиссером: «Я никогда не буду режиссером, но если
вообразить – сделал бы весь фильм в ярко-красных тонах. В трагедии
слишком много крови, но я бы не фильм ужасов снимал. Нет. Век был
кровавым и жестоким, и время суток в моей картине было бы закатным.
Большое красное солнце – предвестник плохой, ветреной погоды – садится
и окрашивает стены замка в темно-красный цвет. Камни цвета загустевшей
крови. Все словно кричит о преступлении, которое совершилось здесь.
Изнутри – узкие решетчатые окна, потолки высокие, но их подпирают
огромные колонны, и это давит, сжимает пространство. Полумрак, хотя
горит много свечей и факелов. Гамлет очень молод и красив. Но его белые
волосы кажутся медными. Он полон мести. И лишь в последней сцене, когда
он умирает, красота уже другая, приходят свет и покой…»
Теперь сочинение, от которого замирает сердце учителя, – редкость. А
ведь тогда за эту работу я поставил четыре с минусом, исправив
несколько речевых ошибок. Если бы сейчас мне хоть кто-нибудь написал
подобное!
Но что толку предаваться призрачным надеждам! Можно найти
способы увлечения детей письмом и в новых условиях. Берем и
перетаскиваем из интернета в школу жанр фанфика.
Фанфик – это творческая переработка или продолжение известных
литературных произведений. Тоже не совсем свое по поводу чужого, но
энергия текста придает детям силы, и эту силу надо пробовать.
И я говорю на уроке:
– Читая книгу, порой мы ждем продолжения, не хотим расставаться с
героями, а то и вовсе не согласны с их судьбой. Фанфик дает такую
возможность. Давайте попробуем.
Дети разных классов писали дома – чего только они не понаписали, но мне
было интересно: могут, могут они выражать свой мир в художественной
форме!
Светлана Трошкова, 5 класс:
Прибытие оттуда (по рассказу «Муму» И.С.Тургенева)
Стук колес по плохой дороге раздавался на много верст вокруг.
Одинокая повозка двигалась по направлению к городу. Шел сильный дождь.
Ямщик поднял воротник и укутался в старое изношенное пальто: как же не
хотелось ему сейчас промокнуть насквозь! Он заставил лошадь прибавить
ход. Ветер становился все сильнее, он уже свистел, и какой-то
непонятный шум появился, в воздухе чувствовалось что-то неприятное,
ледяное. Старичок-ямщик поежился, и тут громыхнула гроза. Белые,
немного синеватые молнии будто старались попасть в повозку, но
промахивались. У ямщика заложило уши: гром пристроился прямо за
повозкой! Тут лошадь громко заржала, рванулась, освободилась и
понеслась прочь.
– Стой, окаянная! – закричал старик, но зря.
Телега встала, и сам он словно окаменел, тело не слушалось. Стало
по-настоящему страшно. К тому же что-то выделилось из смерча, облако
какое-то, и оно постепенно обретало форму некрупного существа. Он
смотрел не отрываясь:
– Смерть за мной пришла, адская свора впереди…
Впереди и точно была собака, даже собачонка, и она двигалась
к повозке. Но как же полыхали ее глаза, как горящие угли!
Приблизившись, белая с черными пятнами собачка энергично потрясла
головой, стряхивая воду. Тут уже ямщик опомнился, шевельнулся, свалился
с телеги – и бежать.
Он несся по полю с бешеной скоростью, от нечистой силы еще и не так
побежишь, но споткнулся, упал в овраг и зажмурился: сейчас вцепится! Но
собака подошла, понюхала руку ямщика, поняла, что бояться ей нечего, и
стала вылизывать ямщику лицо.
Через какое-то время ямщик вылез из оврага и пошел к телеге, дворняга
радостно бежала за ним. Он посмотрел – глаза как глаза, собака как
собака. И взял ее в дом, назвал Тита, она жила с ним счастливо!
Главное, и у ямщика дела с тех пор пошли на лад.
Алексей Ломанов,
5 класс:
Герасим и медведи
(продолжение «Муму Ивана Тургенева)
Прожил Герасим в деревне 3 года без Муму, да никого себе не
нашел. А Муму не погибла, а выплыла из воды, да и вернулась в каморку
Герасима. Она начала гавкать, от ее лая проснулась барыня и велела
звать Герасима. Она обрадовалась, ведь к тому времени уже соскучилась
по нему. Но ей говорят – нет Герасима, только собака. Барыня приказала
доставить Муму к ней, накормила ее, поселила у себя. А слугам приказала
отправляться в деревню за Герасимом.
Герасим как узнал, что Муму жива, сразу собрался в путь-дорогу, но
когда шел напрямик через лес – он хотел быстрее достичь Муму –
заблудился. И как ни пытался выйти из леса, но не получалось. Он
наткнулся на избушку лесника, и тот ему рассказал, что в этом лесу все
теряются из-за трех медведей. И надо освободить от них лес, привести
всех трех к леснику. Что делать, Герасим отдохнул, набрался сил, а
назавтра – за медведями.
А медведи сторожат треугольник: те, кто попадает в этот треугольник,
пропадает без вести. Трудная задача у Герасима.
А барыня с Муму все думают: где же Герасим ходит, заблудился, что ли?
В то же время Герасим думает: дождись меня, Муму, скоро свидимся.
Итак, пошли Герасим с лесником за медведями. Шли-шли, сколько
уже ходят, а медведей нет. Да есть ли они на самом деле? Только Герасим
так подумал – а хвать, и нет лесника. Где? Исчез.
А барыня переживает: что- то случилось. А Муму – она уже в пути, по
нюху, за Герасимом. А Герасим: Муму, где же ты?
И тут ему вдруг все стало видно насквозь, он быстро собрал в охапку
всех медведей, связал вместе, треугольник потерял силу, и все пропавшие
когда-то люди вышли.
Муму уже бежала навстречу.
Дома барыня ему говорит: я изменилась. Герасим все-таки ее простил.
Владимир Лейни, 7 класс:
Живи сегодня (послесловие
к «Корзине с еловыми шишками» Паустовского)
Дагни смотрела далеко в море. Она думала о Григе. Почему он
умер? У нее был один ответ – от старости. Она тяжело вздохнула и пошла
домой. А утром снова стояла на берегу. Ее словно тянуло туда. И вот
села она на камень, уже согревшийся, вспомнила ту музыку и не заметила,
что к ней подошел молодой парень.
– Ты Дагни? Дагни Педерсен?
– Да. А ты кто?
– Я Эдвард Линкон.
– А ты откуда знаешь мое имя?
– Я был другом Грига.
Оказалось, что теперь он живет в доме Грига и тоже пишет
музыку. И хочет, чтобы Дагни послушала. Они пошли в старый дом, где
молодой Эдвард играл для грустной Дагни на рояле композицию, сочиненную
им для той Дагни, о которой он слышал от Грига. Но сердце Дагни не
дрогнуло. Она думала о Григе.
Так они стали видеться каждый день, но Дагни ничего не говорила дядюшке
и тетушке, боясь, что они ей запретят с ним общаться. Но однажды
молодой Эдвард сам пришел к ним с цветами. И как раз сегодня она хотела
сама рассказать о нем.
Дядюшка Нильс ничуть не удивился, а тетушка Магда восхитилась цветами.
И когда в этот день Эдвард играл на рояле, Дагни поняла, что этот
человек для нее.
Через два года они поженились, у них родились дети. А от Грига осталась
только музыка.
Денис Синицкий, 9 класс:
Страшная сила эксперимента (по «Собачьему сердцу» Михаила
Булгакова)
…Спустя неделю доктор Борменталь и профессор Преображенский
были ошеломлены новым обстоятельством. Шарик вдруг начал превращаться
назад, в Полиграфа Полиграфовича! Что такое? Уж не утопить ли его
немедленно, в отчаянии подумал профессор, но гуманность взяла верх. К
тому же преображение Шарика остановилось на полпути – само собой, так
же, как и началось.
Но зрелище не для слабонервных. Существо, оказавшееся на перепутье,
весьма отдаленно напоминало обезьяну, так же отдаленно – собаку.
Челюсть осталась несколько вытянута, передние клыки были по-прежнему
длинными, как у собаки, однако его глаза! В его глазах было ясное
понимание всего, что происходит вокруг!
Через несколько дней голосовые связки у этого существа работали, как у
человека, он мог говорить, но так плохо, как малый ребенок, которого
родители пока научили лишь кое-чему. Встал вопрос об имени. Ни
человечье, ни собачье давать не хотелось. Ни Шарик, ни Полиграф
Полиграфович – оба имени могли вызвать облако ненужных ассоциаций, и
тогда в квартире может произойти то самое «натуральное убийство»,
которого едва не дождались.
Встал еще один вопрос: ни профессор, ни доктор о случившемся сообщать
никуда не собирались, ведь нехороших людей так много, в том числе и
Швондер, который до сих пор держит зуб на них за квартиру.
И такое еще решили: не давать Существу никаких музыкальных
инструментов, потому что опять же, подумал Борменталь, оно может
вспомнить свою бытность Шариковым, запоет под балалайку бунтарские
песни – те же нехорошие люди набегут.
Однако новое Существо не рвалось ни к музыке, ни к литературе, ни к
общественной деятельности. Более того, оно страстно привязалось к
котенку, которого принесла Зина, шагу без него не могло ступить. Но и
Пушок любил играть с ним.
Конечно, из-за ужасного внешнего вида Существо не появлялось на улице.
Но гуманность все же победила, и как-то ночью профессор решил устроить
прогулку на свежем воздухе. Котенок тоже увязался. И когда они
проходили под аркой, две собаки, которые рылись в мусоре, увидели
котенка и накинулись на него. Профессор опешил. Но не Существо – оно
бросилось на собак, и драка закончилась сильными травмами. Но котенка
спасти не удалось.
Дома профессор Преображенский промывал раны Существа, и оно спросило:
– Почему вы просто стояли и ничего не делали?
– Э-э-э… не знаю.
Спустя два дня Существо исчезло.