Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЗАДАНИЕ НА ВЫРОСТ


Мариненко Юрий

Жанр фанфик – из интернета в школу

Дадим детям попробовать энергию великих текстов

Знания знаниями, а полезно вспомнить, что развивают-то  нас исключительно позитивные эмоции. Закон такой есть: без удовольствия, без положительного отношения не впрок ни учеба, ни преподавание. Второй закон – нас развивает не легкая деятельность, а сложная. Интересно, когда с усилием, когда «мускул» работает. Касается всех, самих взрослых в первую очередь. И вот записки учителя, который ищет и находит интересное для себя – и тем самым для своих учеников.

Размышления учителя

Школа изменилась, и это данность. Кабинеты с мультимедийными установками и интерактивными досками, у школьников мобильные телефоны с выходом в интернет – современные дети даже не шагнули, а прыгнули так, что XX век от них так же далек, как XIX или XVIII. 
А я часто вспоминаю время, когда уроки литературы считались у ребят подходящим местом для разговоров о жизни и смысле, – мы тогда много писали свободных текстов и говорили. Нашел сочинение десятилетней давности по «Гамлету», девятиклассник пишет, как бы он ставил пьесу, если бы был режиссером: «Я никогда не буду режиссером, но если вообразить – сделал бы весь фильм в ярко-красных тонах. В трагедии слишком много крови, но я бы не фильм ужасов снимал. Нет. Век был кровавым и жестоким, и время суток в моей картине было бы закатным. Большое красное солнце – предвестник плохой, ветреной погоды – садится и окрашивает стены замка в темно-красный цвет. Камни цвета загустевшей крови. Все словно кричит о преступлении, которое совершилось здесь. Изнутри – узкие решетчатые окна, потолки высокие, но их подпирают огромные колонны, и это давит, сжимает пространство. Полумрак, хотя горит много свечей и факелов. Гамлет очень молод и красив. Но его белые волосы кажутся медными. Он полон мести. И лишь в последней сцене, когда он умирает, красота уже другая, приходят свет и покой…»
Теперь сочинение, от которого замирает сердце учителя, – редкость. А ведь тогда за эту работу я поставил четыре с минусом, исправив несколько речевых ошибок. Если бы сейчас мне хоть кто-нибудь написал подобное!
 Но что толку предаваться призрачным надеждам! Можно найти способы увлечения детей письмом и в новых условиях. Берем и перетаскиваем из интернета в школу жанр фанфика.
Фанфик – это творческая переработка или продолжение известных литературных произведений. Тоже не совсем свое по поводу чужого, но энергия текста придает детям силы, и эту силу надо пробовать.
И я говорю на уроке:
– Читая книгу, порой мы ждем продолжения, не хотим расставаться с героями, а то и вовсе не согласны с их судьбой. Фанфик дает такую возможность. Давайте попробуем.
Дети разных классов писали дома – чего только они не понаписали, но мне было интересно: могут, могут они выражать свой мир в художественной форме!

Светлана Трошкова, 5 класс:
Прибытие оттуда (по рассказу «Муму» И.С.Тургенева)

Стук колес по плохой дороге раздавался на много верст вокруг. Одинокая повозка двигалась по направлению к городу. Шел сильный дождь. Ямщик поднял воротник и укутался в старое изношенное пальто: как же не хотелось ему сейчас промокнуть насквозь! Он заставил лошадь прибавить ход. Ветер становился все сильнее, он уже свистел, и какой-то непонятный шум появился, в воздухе чувствовалось что-то неприятное, ледяное. Старичок-ямщик поежился, и тут громыхнула гроза. Белые, немного синеватые молнии будто старались попасть в повозку, но промахивались. У ямщика заложило уши: гром пристроился прямо за повозкой! Тут лошадь громко заржала, рванулась, освободилась и понеслась прочь.
– Стой, окаянная! – закричал старик, но зря.
Телега встала, и сам он словно окаменел, тело не слушалось. Стало по-настоящему страшно. К тому же что-то выделилось из смерча, облако какое-то, и оно постепенно обретало форму некрупного существа. Он смотрел не отрываясь:
– Смерть за мной пришла, адская свора впереди…
Впереди и точно была собака, даже собачонка, и она двигалась  к повозке. Но как же полыхали ее глаза, как горящие угли!
Приблизившись, белая с черными пятнами собачка энергично потрясла головой, стряхивая воду. Тут уже ямщик опомнился, шевельнулся, свалился с телеги – и бежать.
Он несся по полю с бешеной скоростью, от нечистой силы еще и не так побежишь, но споткнулся, упал в овраг и зажмурился: сейчас вцепится! Но собака подошла, понюхала руку ямщика, поняла, что бояться ей нечего, и стала вылизывать ямщику лицо.
Через какое-то время ямщик вылез из оврага и пошел к телеге, дворняга радостно бежала за ним. Он посмотрел – глаза как глаза, собака как собака. И взял ее в дом, назвал Тита, она жила с ним счастливо! Главное, и у ямщика дела с тех пор пошли на лад.

Алексей Ломанов, 5 класс:
Герасим и медведи (продолжение «Муму Ивана Тургенева)

Прожил Герасим в деревне 3 года без Муму, да никого себе не нашел. А Муму не погибла, а выплыла из воды, да и вернулась в каморку Герасима. Она начала гавкать, от ее лая проснулась барыня и велела звать Герасима. Она обрадовалась, ведь к тому времени уже соскучилась по нему. Но ей говорят – нет Герасима, только собака. Барыня приказала доставить Муму к ней, накормила ее, поселила у себя. А слугам приказала отправляться в деревню за Герасимом.
Герасим как узнал, что Муму жива, сразу собрался в путь-дорогу, но когда шел напрямик через лес – он хотел быстрее достичь Муму – заблудился. И как ни пытался выйти из леса, но не получалось. Он наткнулся на избушку лесника, и тот ему рассказал, что в этом лесу все теряются из-за трех медведей. И надо освободить от них лес, привести всех трех к леснику. Что делать, Герасим отдохнул, набрался сил, а назавтра – за медведями.
А медведи сторожат треугольник: те, кто попадает в этот треугольник, пропадает без вести. Трудная задача у Герасима.
А барыня с Муму все думают: где же Герасим ходит, заблудился, что ли?
В то же время Герасим думает: дождись меня, Муму, скоро свидимся.
 Итак, пошли Герасим с лесником за медведями. Шли-шли, сколько уже ходят, а медведей нет. Да есть ли они на самом деле? Только Герасим так подумал – а хвать, и нет лесника. Где? Исчез.
А барыня переживает: что- то случилось. А Муму – она уже в пути, по нюху, за Герасимом. А Герасим: Муму, где же ты?
И тут ему вдруг все стало видно насквозь, он быстро собрал в охапку всех медведей, связал вместе, треугольник потерял силу, и все пропавшие когда-то люди вышли.
Муму уже бежала навстречу.
Дома барыня ему говорит: я изменилась. Герасим все-таки ее простил.

Владимир Лейни, 7 класс:
Живи сегодня (послесловие к «Корзине с еловыми шишками» Паустовского)

Дагни смотрела далеко в море. Она думала о Григе. Почему он умер? У нее был один ответ – от старости. Она тяжело вздохнула и пошла домой. А утром снова стояла на берегу. Ее словно тянуло туда. И вот села она на камень, уже согревшийся, вспомнила ту музыку и не заметила, что к ней подошел молодой парень.
– Ты Дагни? Дагни Педерсен?
– Да. А ты кто?
– Я Эдвард Линкон.
– А ты откуда знаешь мое имя?
– Я был другом Грига.

Оказалось, что теперь он живет в доме Грига и тоже пишет музыку. И хочет, чтобы Дагни послушала. Они пошли в старый дом, где молодой Эдвард играл для грустной Дагни на рояле композицию, сочиненную им для той Дагни, о которой он слышал от Грига. Но сердце Дагни не дрогнуло. Она думала о Григе.
Так они стали видеться каждый день, но Дагни ничего не говорила дядюшке и тетушке, боясь, что они ей запретят с ним общаться. Но однажды молодой Эдвард сам пришел к ним с цветами. И как раз сегодня она хотела сама рассказать о нем.
Дядюшка Нильс ничуть не удивился, а тетушка Магда восхитилась цветами. И когда в этот день Эдвард играл на рояле, Дагни поняла, что этот человек для нее.
Через два года они поженились, у них родились дети. А от Грига осталась только музыка.

Денис Синицкий, 9 класс:
Страшная сила эксперимента (по «Собачьему сердцу» Михаила Булгакова)

…Спустя неделю доктор Борменталь и профессор Преображенский были ошеломлены новым обстоятельством. Шарик вдруг начал превращаться назад, в Полиграфа Полиграфовича! Что такое? Уж не утопить ли его немедленно, в отчаянии подумал профессор, но гуманность взяла верх. К тому же преображение Шарика остановилось на полпути – само собой, так же, как и началось.
Но зрелище не для слабонервных. Существо, оказавшееся на перепутье, весьма отдаленно напоминало обезьяну, так же отдаленно – собаку. Челюсть осталась несколько вытянута, передние клыки были по-прежнему длинными, как у собаки, однако его глаза! В его глазах было ясное понимание всего, что происходит вокруг!
Через несколько дней голосовые связки у этого существа работали, как у человека, он мог говорить, но так плохо, как малый ребенок, которого родители пока научили лишь кое-чему. Встал вопрос об имени. Ни человечье, ни собачье давать не хотелось. Ни Шарик, ни Полиграф Полиграфович – оба имени могли вызвать облако ненужных ассоциаций, и тогда в квартире может произойти то самое «натуральное убийство», которого едва не дождались.
Встал еще один вопрос: ни профессор, ни доктор о случившемся сообщать никуда не собирались, ведь нехороших людей так много, в том числе и Швондер, который до сих пор держит зуб на них за квартиру.
И такое еще решили: не давать Существу никаких музыкальных инструментов, потому что опять же, подумал Борменталь, оно может вспомнить свою бытность Шариковым, запоет под балалайку бунтарские песни – те же нехорошие люди набегут.
Однако новое Существо не рвалось ни к музыке, ни к литературе, ни к общественной деятельности. Более того, оно страстно привязалось к котенку, которого принесла Зина, шагу без него не могло ступить. Но и Пушок любил играть с ним.
Конечно, из-за ужасного внешнего вида Существо не появлялось на улице. Но гуманность все же победила, и как-то ночью профессор решил устроить прогулку на свежем воздухе. Котенок тоже увязался. И когда они проходили под аркой, две собаки, которые рылись в мусоре, увидели котенка и накинулись на него. Профессор опешил. Но не Существо – оно бросилось на собак, и драка закончилась сильными травмами. Но котенка спасти не удалось.
Дома профессор Преображенский промывал раны Существа, и оно спросило:
– Почему вы просто стояли и ничего не делали?
– Э-э-э… не знаю.
Спустя два дня Существо исчезло.

Рейтинг@Mail.ru