Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Фролова Ольга

Дело о пропавшем бланке

Урок произвола как образовательный результат

Тут на днях Общественная палата обсуждала, чему учить детей в школе да кто должен определять содержание. Тема без берегов – заговорились. А вот наши читатели ставят в письмах куда более конкретный вопрос: реально учим – чему? Не в предметном плане, а каких людей, с какой моралью выпускаем. Еще конкретнее – о том, что сегодняшние школьники если и готовы жить и побеждать, то не в честной борьбе по установленным правилам, а по правилам клановой системы.

Итак, письмо учителя:

«Мой ученик принимал участие в региональном конкурсе и набрал 179 баллов из 180, должен был получить награду. Но в списках победителей его не было, оказалось, бланк его ответов потерялся. В таком случае обычное дело – махнуть рукой. Но в этот раз, перед тем как сдать работу координатору, сняла с бланка ксерокопию, чтобы побыстрее свериться с результатами, когда задания будут оценены. Таким образом я поняла, что не просто пропала работа, а работа с высоким результатом. Мы подали апелляцию – и началось. Сначала мне ответили, что ксерокопия документом не является и без бланка результат не будет засчитан. Через день сообщили, что бланк не найден, но надо прислать отсканированную ксерокопию. Потом ответили, что поскольку в интернете уже опубликованы правильные ответы, то они не могут принять эти ответы, но ребенок получит сертификат участника. Вслед меня спросили, откуда я эту ксерокопию взяла и кто мне разрешил ее делать. Тут я уже пожалела, что пообещала ребенку «найти концы»: меня пригласили к директору и сообщили, что звонили учредители конкурса («из области!») и сказали, что просят оградить их от меня, что я скандалистка и лгунья. И вообще теперь все под ударом – школьный координатор, районный координатор, оргкомитет конкурса – и все склоняют нашу школу. Смысл понятен: заткнись. И мне надо было подойти к ученику и сказать что-то типа: извини, не получилось, жизнь такая, люди такие: голову поднял – только хуже будет. Однако ученик меня начал успокаивать: не беда, так у нас все и делается, просто в следующий раз надо высылать ксерокопию бланка в тот же день, что и бланк… а лучше сфотографировать, чтоб дата стояла.
Хороший же урок получил ребенок взамен заслуженной награды. Мир против тебя, маневрируй, крутись, не верь, подозревай, не связывайся…»

…Переписку учитель приложил, в ней содержится и другое «прекрасное»: «вероятно, ребенок неправильно закодирован»… «школа отвечает, а не мы»… «ваши претензии подозрительны». Не содержится ни намека на извинение или хотя бы сожаления. Понятно, «ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Хотя думать нам надо не об «их нравах», а о вполне прагматической задаче: воспитывать честных людей для честной жизни. В любой, самой безнадежной ситуации.

Рейтинг@Mail.ru