Дело о пропавшем бланке
Урок произвола как образовательный результат
Тут на днях Общественная палата обсуждала, чему учить детей в
школе да кто должен определять содержание. Тема без берегов –
заговорились. А вот наши читатели ставят в письмах куда более
конкретный вопрос: реально учим – чему? Не в предметном плане, а каких
людей, с какой моралью выпускаем. Еще конкретнее – о том, что
сегодняшние школьники если и готовы жить и побеждать, то не в честной
борьбе по установленным правилам, а по правилам клановой системы.
Итак, письмо учителя:
«Мой ученик принимал
участие в региональном конкурсе и набрал 179 баллов из 180, должен был
получить награду. Но в списках победителей его не было, оказалось,
бланк его ответов потерялся. В таком случае обычное дело – махнуть
рукой. Но в этот раз, перед тем как сдать работу координатору, сняла с
бланка ксерокопию, чтобы побыстрее свериться с результатами, когда
задания будут оценены. Таким образом я поняла, что не просто пропала
работа, а работа с высоким результатом. Мы подали апелляцию – и
началось. Сначала мне ответили, что ксерокопия документом не является и
без бланка результат не будет засчитан. Через день сообщили, что бланк
не найден, но надо прислать отсканированную ксерокопию. Потом ответили,
что поскольку в интернете уже опубликованы правильные ответы, то они не
могут принять эти ответы, но ребенок получит сертификат участника.
Вслед меня спросили, откуда я эту ксерокопию взяла и кто мне разрешил
ее делать. Тут я уже пожалела, что пообещала ребенку «найти концы»:
меня пригласили к директору и сообщили, что звонили учредители конкурса
(«из области!») и сказали, что просят оградить их от меня, что я
скандалистка и лгунья. И вообще теперь все под ударом – школьный
координатор, районный координатор, оргкомитет конкурса – и все склоняют
нашу школу. Смысл понятен: заткнись. И мне надо было подойти к ученику
и сказать что-то типа: извини, не получилось, жизнь такая, люди такие:
голову поднял – только хуже будет. Однако ученик меня начал
успокаивать: не беда, так у нас все и делается, просто в следующий раз
надо высылать ксерокопию бланка в тот же день, что и бланк… а лучше
сфотографировать, чтоб дата стояла.
Хороший же урок получил ребенок взамен заслуженной награды. Мир против
тебя, маневрируй, крутись, не верь, подозревай, не связывайся…»
…Переписку учитель приложил, в ней содержится и другое
«прекрасное»: «вероятно, ребенок неправильно закодирован»… «школа
отвечает, а не мы»… «ваши претензии подозрительны». Не содержится ни
намека на извинение или хотя бы сожаления. Понятно, «ты виноват уж тем,
что хочется мне кушать». Хотя думать нам надо не об «их нравах», а о
вполне прагматической задаче: воспитывать честных людей для честной
жизни. В любой, самой безнадежной ситуации.