ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
«Минусы ЕГЭ стали превышать плюсы»
Вице-президент РАО Виктор Болотов считает, что экзамен с такими высокими социальными ставками не может использоваться как?мониторинг качества образования
Время острых переживаний: ГИА, ЕГЭ. Наша дорогая единственная
объективная система оценки качества образования. И цель, и смысл,
и содержание обучения в школе. Но крепитесь. То ли еще будет. Ведь
искомый способ оценивания – чтобы на позитивную мотивацию работал,
на образование как ресурс развития – пока не найден. Очередной
семинар Института образования ГУ ВШЭ был посвящен системе оценки
качества образования, с докладом «Как построить эффективную СОК»
выступила специалист Всемирного банка по сравнительным международным
исследованиям Мария Хосе Рамирес.
«Работая с разными странами, мы выяснили…»
– О том, как выглядит хорошая система оценки, сказать нельзя,
потому что нет единственно хорошей. Лучшая та, что подходит контексту
страны и соответствует глобальной экономике, – начала Мария Хосе
Рамирес.
Очень важно доверие сообщества к институту оценки качества, людям надо
постоянно объяснять, что и зачем исследуется, какие решения по
улучшению потом принимаются. Важна автономия. Пусть центры оценки
качества и подотчетны государству, но они вправе сообщать правительству
в том числе неприятные новости. Ведь главная цель СОК – сделать
обучение лучше.
Каждая страна делает упор на тот тип оценки, который соответствует ее
социокультурному укладу:
– Мы выявили три типа оценки: аудиторная, экзаменационная и масштабная.
Первая – формирующая, чтобы лучше учить, за нее отвечает учитель.
Вторая – внешняя, она для отбора и для выдачи документов. Третья – с
целью отчетности и для сравнения. На практике это не всегда
разделяется, и в России это хорошо знают. Важно, что в одних странах
упор делается на масштабные оценки, а в других – на формирующие. В
Чили, например, масштабные исследования определяют финансирование и
политику в отношении школ. Экзаменов там нет, их сдают по желанию, а
уровень квалификации педагогов, чтобы им довериться, недостаточный. В
Уганде все решают экзамены, она наследовала систему образования от
британского режима: надо отобрать тех, кто может учиться, потому что
всех учить страна не может. А вот в богатом австралийском штате
Квинсленд важнейшей является оценка, полученная в классе, формирующая
оценка, но там идет постоянная сертификация педагогов. Мы видим, что
лучшее – это то, что учитывает контексты и традиции страны. Копировать
нельзя.
«А в России контекст не
важен»
По мнению Марии Хосе Рамирес, с таким грубым подходом мы
далеко – в смысле повышения реального качества образования – не уедем.
ГИА, ЕГЭ развивают что? А ведь любая оценка не изолирована, влияет на
жизнь образовательного сообщества. А как, например, в такой тотальной
«объективности» чувствует себя школа, где учатся дети из социально
неблагополучных семей?
И тут Виктор Болотов, научный руководитель Центра мониторинга качества
образования Института образования, вице-президент Российской академии
образования, был вынужден объясниться:
– Россия начала задумываться об оценке качества образования еще в 1995
году, когда впервые приняла участие в международных исследованиях.
Тогда результаты никого не волновали – ни школу, ни общество, а мы
вдребезги проваливались по многим параметрам. А вот эксперимент по ЕГЭ
вызвал большой интерес. Другое дело – экзамен с такими высокими
ставками не может использоваться как мониторинг качества, однако
отменить указ, по которому одним из критериев оценки эффективности
губернатора являются результаты ЕГЭ, так и не удалось. В результате
минусы ЕГЭ стали превышать плюсы. Однако в новом законе наряду с ГИА,
ЕГЭ есть понятие мониторинга, оно есть в госпрограмме, и мы сейчас
делаем все, чтобы масштабные исследования были грамотно
сконструированы. Чтобы можно было учитывать не только учебные
достижения, но и достижения социализации, и развитие способностей. Пока
у нас нет картины по стране, что и почему происходит с детьми в школе и
дальше.
«Дешевле обходится та
система оценки, которая доверяет учителю»
Обсуждая вопрос внутришкольной и внутриклассной оценки,
Мария Хосе Рамирес говорила об ответственности и квалификации учителя.
По сути, он может быть тем «институтом оценивания», и легитимным, и
вызывающим доверие, и поддерживаемым государством, о необходимости
которого она говорила вначале. Если в подготовку учителя по оценочной
деятельности вложить средства, это обойдется куда дешевле, чем
содержание институтов. Так в Австралии: это ожидаемая работа
преподавателя, она не оплачивается специально. СОК полагается на
учителя.
Однако наши эксперты говорили: внутришкольное и внутриклассное
оценивание у нас в ужасающем состоянии. Никто не умеет мерить рост,
ничего формирующего в оценках наших учителей не содержится – всех гонят
к нормативу. Фиксируют, а не индивидуальную траекторию продвигают.
Стандартизируют, а не способствуют прогрессу. С другой стороны, как
можно ждать от учителя грамотной интерпретации результатов ученика,
если он ориентирован своим руководством исключительно на показатели?
Если он уверен, что вопрос с вариантами ответа – это и есть тест... и
во многом другом дезориентирован? Главное, чем дальше учителю не
доверяют, тем больше оснований для этого появляется.
И вот что еще становится видно: была же у нас «австралия»: школьный
аттестат, школьная медаль, высокий статус учителя и значимая роль
школы. Да, не везде и не всегда оценки соответствовали реальности – и
завышались, и занижались. Однако это не повод шарахаться в «уганду»,
где образованием управляет Экзаменационный совет: учитель ничто –
внешняя оценка все. Теперь, похоже, нас ожидает «чили», масштабные
мониторинги, как в стране, где учительская профессия непрестижна: мало
значит, низко оплачивается. Но не будем спешить с выводами. Если
учесть, что Россия – страна с богатейшим культурным багажом, все эти
пробы и эксперименты рано или поздно закончатся установлением баланса
между разными типами оценивания, неизбежно приведут к равному уважению
как к статистике, так и к достоинству учителя. А это значит, что
реагировать на виражи системы нам надо спокойно и, несмотря на
обстоятельства, удерживать высокую профессиональную планку.