ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
ЕГЭ в режиме ЧП
Так что же должно быть сделано, чтобы ситуация экзаменов перестала быть нашим ежегодным стихийным бедствием?
Аттестация-2013 сразу пошла «не так», и отовсюду
зазвучали голоса негодующих на школу, на учителей, на министерство, на
детей, на форму экзамена – благо сезон. Главная претензия –
почему ничего не сделано?!
И они пришли, проблемы ЕГЭ, которые Рособрнадзор до поры до
времени удерживал на привязи, мол, «не без отдельных нарушений, но в
рамках закона».
С утра – истерический хохоток аттестуемых, беготня и окрики
ответственных, днем – сообщения в СМИ о скандале с выложенными в
интернет сканами, вечером – мнения экспертов о неистребимой
безалаберности и вороватости населения страны. И конечно, призывы:
отменить результаты нечестного экзамена, поймать виновных и посадить на
10 лет, натыкать еще глушилок и камер наблюдения, а лучше – закрыть все
соцсети на период экзаменов. Противники ЕГЭ тоже высказались: не пора
ли назад, к доброму устному экзамену у преподавателя, субъективность
которого на порядок безопаснее объективности ЕГЭ, ведь технические
возможности для списывания таковы, что несчастный мобильник – вчерашний
век.
На следующий день для предотвращения списывания по требованию
министерства все заготовленные (и уже проданные детям за 500 рублей)
варианты ГИА по математике были перемешаны и так созданы новые работы.
Об этом СМИ моментально рассказали, но взволнованные дети быстро
успокоились, получив утром бланк: лишь одно задание было «не то».
Такая вот «дубина народной войны, не спрашивающая ничьих вкусов и
правил, с глупой простотой, но с целесообразностью… гвоздила» –
признаем уже: нужна не борьба со средствами списывания, а ситуация,
когда списывать будет бессмысленно.
Бессмысленно не только для ученика, но и для учителя, директора,
муниципалитета, региона. Тут нужно только политическое решение: не
оценивать результаты образования по оценкам детей. Дети зарабатывают
результаты для себя. Дайте другой национальный мониторинг, не
отражающийся на судьбах детей.
Второе – нельзя мириться с ситуацией «ребенок у последней черты»:
сейчас или никогда, все или ничего. Одноразовый безальтернативный ЕГЭ –
пытка, а не испытание. Но разговоры о независимых центрах тестирования,
где – пусть и за свой счет – ребенок мог бы проверять свои знания в
течение всей весны, за три года их ведения увяли, как и разговоры о
добровольности. Зато активно обсуждается идея довеска к результату ЕГЭ:
портфолио (внеучебные достижения), балл аттестата. Это очень хорошо,
потому что отчасти снимает конфликт интересов: выпускник боится, что
тест не оценит его по заслугам; школа в шоке оттого, что цена ее
внутренней отметки ничего не значит. А школа ведь не только и не
столько про ЕГЭ. Или мы не хотим многообразия образовательного
процесса? Этот вопрос в компетенции министерства.
Третье – ситуация внутри нас. Мы что воспитываем абсолютизацией ЕГЭ?
Уже все к нему адаптировались, научились подгонять себя под результаты
оценивания. Воспринимать других в качестве инструмента для достижения
результата. Отказались от ценности неизмеримого – и по отношению к
лучшим все больше «проваливаемся».
Не факт, что таким образом формирующаяся этика наших учеников приведет
общество и каждую отдельную личность к нормальной жизни.
Время дискуссий об улучшении ЕГЭ прошло – нужны грамотные решения.