Играющие на флейте
Картинки из школы, у которой есть своя мелодия
В конце апреля мне удалось провести целый день в?вальдорфской
школе имени Януша Корчака в Беэр-Шеве, в?Израиле. Школе всего восемь
лет, ее директору Йонатану – не?больше сорока. Учителя
нетвердо знают его по фамилии, потому что им это не нужно.
Здесь все заняты исключительно детьми…
Был вторник, а по вторникам с утра в небольшом городском парке
проводится урок рукоделия для первоклассников. У них профилирующий
предмет – вязание.
Дети все разные, как с интернациональных буклетов, –
рассаживаются, достают цветастые мешочки на тесемках с торчащими оттуда
деревянными спицами. Вынимают свое рукоделие. У кого-то связан уже
длиннющий чулок, у кого-то – только первые два ряда. Маленький
мальчик, не дожидаясь команды, начинает набирать петли на палец. Его
сосед вынимает ворох ниток и путается в них, как котенок. Учитель тем
временем говорит мне: «Вязание – ключ ко всему, и к моторике,
и к математике… У нас тут каждый день сплошная «История с узелками».
Дети вяжут чехольчики для флейты.
Свяжут – и будут до восьмого класса носить в них свой
инструмент. На инструментах тут играют все, ибо музыка – это
второй ключ к пониманию математики.
Но вот и урок наконец-то начинается. Сначала учительница негромко поет
одну песню, потом чуть громче другую, наконец, добавляет жесты, и дети
начинают мало-помалу за ней повторять. Потом чинно здороваются и
садятся за работу.
Я вижу шестнадцать детей и троих взрослых: учитель рукоделия, учитель
класса и его помощник. Дети между тем увлеченно болтают, некоторые и не
вяжут вовсе, но никаких замечаний не поступает. У одного мальчика дела
совсем не клеятся, учительница берет его вязанье и начинает работать
сама, а он смотрит на ее руки и пальцами повторяет те же движения.
Урок незаметно заканчивается, дети чинно укладывают вязанье в мешочки и
бегут гулять по парку. Я, конечно, удивляюсь тому, что у большинства
детей вязания словно бы и не прибавилось. Но учитель нисколько не
огорчен:
– Да, они пока работают очень медленно, за один час хорошо если по
одному ряду сделают, а кто и совсем ничего, но есть и те, кто уже
сейчас заканчивает свой чехольчик. Все знают, что результатом считается
сделанная вещь.
Далее я узнаю, что во втором классе ученики будут вязать перчаточных
кукол и маленьких зверьков и играть с ними спектакли. В
третьем – изготовят себе по шапочке и так полюбят их носить,
что даже летом захотят надевать.
Наконец, в десять утра мы приезжаем в школу. Небольшое опрятное здание
посреди сада. Уроки давно идут, но дети на улице. Тут баскетбольная
площадка и физкультура, там школьная грядка и ботаника. Кто свой арбуз
выращивает, кто кольраби, кто клубнику – индивидуальный подход
к детям и к овощам.
А сама школа изнутри больше всего напоминает мастерскую. Прямо у входа
стопкой лежат холсты, в гигантском стакане кисти всех мастей, на стенах
валяные панно и рисунки. Под рукоделие отведено сразу три кабинета: тут
корзины с мягчайшей шерстью, ткани, россыпи нитей всех
цветов – очень живописно. На учительском столе маленький
деревянный манекен, одетый в платье времен Ренессанса. Бархат, золотая
нить, головной убор, аксессуары – все правдоподобно, как для
музея.
– Это наш Куколь, – рассказывает учитель. – Каждый
год решаем, как его обшить. Сделали костюм эпохи, которую шестой класс
проходил, скоро переоденем его в барокко.
Здесь это принцип: сделать немного, но качественно. В углу кабинета на
большом манекене висят старинные вышитые жилеты и шали. Это,
оказывается, музей. Дети пытаются понять технику вышивки и повторить ее
в своих работах – хоть по кусочку, но в точности. Такой тут
принцип: лучше чуть-чуть, но настоящего; небольшой фрагмент, но не
подражание, а хорошая копия.
То есть если седьмой класс весь год знакомится с эпохой Возрождения, то
на стенах их кабинета карандашные рисунки – копировали работы
Леонардо. Перед кабинетом шестого класса – лавры, колонны,
тоги. Весь год проходили античность.
Заглядываю в другие кабинеты, но детей там нет. Оказывается, восьмой
класс ушел на репетицию спектакля, а третий класс пустой, потому что
дети проходят профессию строителя и ваяют дом из глины на заднем дворе,
забегают только воды попить.
Еще есть пустая комнатка с бледно-розовыми стенами. Здесь вся школа
собирается на еженедельный концерт. Все рассаживаются на полу перед
пианино и 15–30 минут слушают живую музыку – приглашают только
хороших музыкантов.
Чуть позже я увидела это своими глазами: дама исполнила несколько
фортепьянных пьес, одни дети внимательно слушали, другие клевали носом.
Похлопали, ушли, никакого разговора об этом концерте с ними вести не
будут. «Мы даем – они берут, вот и все», – скажет
учитель. Что интересно, ни журналов, ни отчетов, ни планов у них нет.
Один раз, когда-то в начале работы здесь – давно, в общем,
сдал учитель некое подобие концепции предполагаемых занятий –
и довольно. Приходишь в школу, работаешь с детьми, уходишь.
В школьном дворе нахожу директора школы, улыбчивого, скорого на ногу
Йонатана в красной клетчатой рубашке. Он стоит на скамье во дворе,
восьмиклассники репетируют Шекспира. Но ответить на мои вопросы он
соглашается:
– Идея школы очень простая – дать детям максимально широкое
поле для самореализации, предоставить возможность заниматься самыми
разными вещами. Мы стараемся подгадать каждое занятие под возраст,
чтобы все умения пришли к ребенку вовремя… Каким должен быть человек,
окончивший школу? Он должен быть человеком веселым, спокойным, умелым,
способным создавать. А в учебу ради теста я не верю, мне непонятна
такая результативность. Хотя мои дети, я уверен, покажут высокие
результаты и по английскому, и по математике.
Уже сейчас первоклашек гораздо больше, чем было вначале. Школа с
вальдорфскими принципами для системы образования Израиля нетипична, но
спрос на нее устойчив. Проблема такая: и популярность, и рост
численности будут губительны для этой маленькой уютной школы.
…Тоненькая девочка путается в средневековом платье, кто-то
задумчиво перебирает клавиши аккордеона, мальчики, одетые фавнами,
пробуют играть на флейтах, а кто-то раскачивается на самодельных
качелях. Йонатан возвращается к детям…