Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС


Меркулов Филипп

Одернуть, похвалить, поддержать, выгнать...

Четыре стратегии неформального оценивания

Веселый месяц май в школе не просто конец учебного года, предвкушение солнечного лета, но и бесконечные отметки. За контрольные и диагностические, за четверть, полугодие, за год. По всем предметам. С этими цифрами трудно совладать. Они определены многими предыдущими отметками, строгими нормативами. Но пока еще идут уроки, у учителя есть возможность помимо цифр, по-человечески, педагогически отнестись к работе ребенка. Что-то сказать, воодушевить или помочь критически отнестись к сделанному.

Терра инкогнита

Неформальное оценивание – способ, к которому прибегает каждый преподаватель. Считается, в среднем каждую минуту урока педагог сообщает классу свое мнение относительно работы, поведения того или иного ученика, класса в целом. Это могучее средство воздействия на ребенка (его ощущение успешности, образ самого себя), а также способ выстроить особый микроклимат в классе (модели отношения к делу, к чужому успеху или неудаче…). Однако, как ни странно, учитель не задумывается, как же это происходит. О чем свидетельствуют те или иные привычные фразы, замечания, жесты...
Великое подспорье для размышлений – классификация. Своеобразное зеркало, вглядевшись в которое можно что-то усовершенствовать в своей практике. В этом зеркале отражаются четыре принципиально отличающиеся модели.
Разумеется, каждый учитель и хвалит, и поправляет, и осуждает. Порой кричит, порой говорит тихо. Но вглядевшись, можно понять, какие средства неформального оценивания преобладают.

«Замолчите немедленно!»

Это, увы, самая популярная модель оценивания (35% наблюдаемых ситуаций). Прежде всего оценка обращена на поведение учеников и их отношение к работе. Причем не отдельных детей, а всего класса или некоторых групп. В основном замечания делаются повышенным тоном, при этом педагог (в качестве дополнительной меры воздействия) приближается к наиболее возмутительным, с его точки зрения, ученикам. Высказав свое недовольство, он продолжает прерванный урок, ничего не меняя ни в его структуре, ни в своих заданиях, ни даже в интонации речи.
Совершенно ясно, что такие призывы имеют кратковременный эффект. Тем более что причина «плохого» поведения и не обсуждается, и не устраняется – учитель продолжает ранее запланированное занятие. Скорее всего он и сам понимает тщетность криков... Психологи объясняют это неуверенностью педагога в своих силах, в своей способности импровизировать – вообще как-то исправить ситуацию.

«Хороший ответ! Он нам поможет!»

Это вторая по частотности модель (25% ситуаций). Неформальные оценки учителя в основном позитивные. Причем оценивает он в первую очередь содержание ответа. Чаще это индивидуальная оценка, которую педагог высказывает, глядя в глаза ученику, не повышая голоса. Обычно просто повторяет (иногда чуть переформулирует) ответ ребенка. И по интонации понятно всем присутствующим, нужно запомнить эту идею или стоит поискать альтернативные варианты. Тут в ходу условные жесты, словечки «для внутреннего употребления». Своеобразный код, прекрасно известный классу, возможность понимать друг друга с полуслова.
Если ответ верный, следующий вопрос окажется чуть сложнее. Если нет – попроще. Таким образом, создается ситуация успеха даже для довольно слабых учеников. Но именно сильные своими озарениями, поддержанными, усиленными учительским авторитетом, продвигают класс, помогают повышать общий уровень достижений.
Понятно, что этот учитель в себе не сомневается, у него наготове несколько сценариев урока. Он предпочитает оценивать наиболее сведущих в предмете, но так, что его оценка становится руководством к действию и для остальной части класса.

«Я тебе помогу»

Оказывается, довольно часто учителя (22% ситуаций) стараются неформально оценить прежде всего слабых учеников. Они снижают голос, почти шепчут. Для этого приходится подойти к ребенку поближе. Оценивают не только устные ответы, но и письменные работы (помимо цифр). Ведь тетрадь или листок школьник принесет домой, и пусть родители увидят рядом с привычной тройкой (а то и хуже) несколько слов по существу – про содержание сделанного (ведь что-то всегда оказывается сделанным). На уроке, если ребенок не может ответить правильно, учитель предлагает вопрос полегче, дает возможность попробовать еще раз. Случается, сам называет верное решение. Казалось бы, какой прок ребенку от такой подсказки? Он все равно не совладает с аналогичной задачкой на контрольной. Наверное. Но классная работа будет выполнена. Вроде и нет отставания от программы, нет причин быть недовольными родителям. Это не обман. Педагог уверен, что в конце концов сумеет помочь ученику осилить предмет, поэтому не нужно заранее готовить общественность к неудовлетворительным итогам тестирования. К тому же подсказка – возможность всему классу идти дальше, к новой теме.
К сожалению, немногим учителям удается следовать двум последним моделям одновременно (в зависимости от ситуации, от уровня класса). Как показывает опыт, педагогу, ориентированному на сильных учеников, непросто принять слабый класс. Наоборот – легче.

«Немедленно успокойся – или выйдешь вон!»

Счастье, что это самая редкая модель (18%). Учитель постоянно высказывает негативные суждения, в первую очередь касающиеся отношения к работе. Иногда произносит только фамилию провинившегося – но так грозно и громко, что не по себе становится всем. Обращается педагог при этом к середнячкам, но глазами обводит целый класс. Наверное, если бы он думал, что может увлечь детей работой как-то по-другому, он бы и действовал иначе. Но такой уверенности у него нет.

Послесловие

Судьба педагога – все оценивать: поведение ученика, его отношение к работе, содержание ответа, способ поиска решения, представления результата… И неформальная оценка предоставляет тут широкие возможности.
К сожалению, бесконечные «ленишься», «не старался», «все прослушал» (как вариант «чем ты занимался на уроке?» – после невыполненной классной работы) малоинформативны для ребенка, не позволяют ему исправить ошибку. Разве что самые чувствительные переживают: учитель недоволен.
 Неформальная оценка дает возможность не наказывать за ошибку. А обратить внимание на индивидуальный способ мышления, остроумное наблюдение. Ребенок вдруг понимает, что он мыслит и существует (хотя отметка за контрольную при этом все равно останется неудовлетворительной).
Неформальная оценка, устная или письменная, не связана с внешней нормой, но не совсем уж случайна. Она всегда вырастает из внутренних договоренностей в классе между учеником и преподавателем. Она диалогична, следовательно, ребенок тоже участвует в этом процессе.
Если оценка – передача информации, то можно действовать по принципу телеграфа, от передатчика к приемнику (так ставятся оценки за контрольные), а можно в оркестровом стиле, когда все участники имеют право высказаться (критериальное обсуждение работ на уроке). Очевидно, что вовлеченность в процесс при этом повышается.
Для учителя неформальная оценка – особый труд по интерпретации детского ответа, поведения, выбору адекватного способа реакции. И здесь многое зависит от того, чего он ждет от данного ученика. Давно доказано: позитивные ожидания способствуют успеху детей; неверие, заниженная планка замедляют развитие.


Может пригодиться

Даже в напряженном ритме конца учебного года можно найти пару минут, чтобы ответить на 5 несложных вопросов. Зато появится шанс оценить, насколько вы уверены в своем профессионализме как учитель и насколько ваши ученики уверены в своих силах.

Подготовка

 Анкета начинается с расшифровки значения цифр, которые стоят после каждого вопроса:

1 – совершенно не соответствует действительности;
2 – скорее не соответствует действительности;
3 – скорее соответствует действительности;
4 – в полной мере соответствует действительности.

Осталось обвести нужную цифру. Пять вопросов, пять кружочков – и дело сделано. Учитель может спрятать свою анкету в ящик до отпуска. Потом, на досуге, подумать, какая же фигура получилась, в какую сторону перекос вышел или, напротив, рост наметился. Идеальная ситуация – сравнить свои ответы с анкетами коллег. Или хотя бы услышать чье-то дружеское, но независимое мнение о том, насколько «автопортрет» совпадает с реальностью.
Ученику обязательно нужно обсудить свой результат со взрослым. Тоже не сейчас. Осенью, когда появятся силы взглянуть на пройденный путь без лишних эмоций и разобраться, почему был так строг к себе или излишне самоуверен.

Анкета учителя

Каждый класс для меня особенный, и я работаю в нем иначе, чем в параллельном или прошлогоднем с тем же порядковым номером.
Свои педагогические планы относительно класса, ученика я строю и реализую совершенно самостоятельно.
Свои педагогические планы относительно класса, ученика я строю и реализую, опираясь на последние исследования, интересные методические разработки, помощь коллег.
Для меня не важно, сильный ученик или слабый, я отношусь к ним одинаково и работаю с ними в равной степени.
Я могу определить, насколько ученик разобрался в материале урока, раздела. (Единственный вопрос, на который, помимо выбора варианта, хочется получить хотя бы краткий комментарий, по каким признакам, показателям педагог определяет это.)

Анкета ученика

(Лучше указать предмет, к которому относятся вопросы: математика, биология, литература…)
Я могу выполнить поставленные передо мной задачи.
Я могу понять задание.
Я могу применить то, что уже знаю, выучил раньше.
Я могу объяснить, что я сделал.
Я могу самостоятельно справиться со школьными заданиями.

...Ответив на вопросы анкеты, можно определить степень уверенности в себе, в собственной эффективности как учителя или ученика. Признание высокой степени достоверности каждого утверждения как раз и означает высокую степень уверенности. Она достигается  арсеналом возможностей и опытом прошлых побед или поражений. За свою педагогическую эффективность отвечает учитель. За уверенность ученика – тоже учитель, до некоторой степени. Имеют значение мелочи, в том числе наши замечания, одобрительные или осуждающие жесты, записи в тетрадках. Все эти неформальные оценочные суждения существенно влияют на представление ученика о своих шансах на успех, а заодно демонстрируют учительскую самооценку. Впереди целое лето на воспоминания, обдумывание, изменение.


Рейтинг@Mail.ru