Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

НАШИ УЧЕНИКИ ВЫХОДЯТ НА СТАРТ


Чибисова Марина

Выстраиваем режим подготовки к ЕГЭ...

...с учетом индивидуальных особенностей учеников

Количество рекомендаций для учеников и их родителей по подготовке к экзаменам огромно, однако перед каждым ребенком встают свои собственные задачи, и понимание их специфики – это то, что гарантирует хорошую подготовку. 


У детей различный темп деятельности, есть дети медлительные, а есть импульсивные; у каждого свой пик утомляемости – кто-то может долго выполнять учебные задания на хорошем уровне, а кому-то нужно делать перерывы; период ориентировки в новом задании у каждого свой. Эти особенности связаны со спецификой высшей нервной деятельности, балансом процессов возбуждения и торможения в мозге. Взрослым необходимо понимать, что изменить эти характеристики практически невозможно, а вот помочь ребенку строить режим подготовки к экзамену так, чтобы максимально использовать свои сильные стороны, можно.
Так, при высокой утомляемости очень важно построить максимально сбалансированный режим дня, обеспечить регулярные перерывы и переключения деятельности. Для таких детей длительные занятия малоэффективны, потому что на фоне утомления ухудшается усвоение информации.
А сколько времени нужно ученику, чтобы вникнуть в задание? Если у ребенка длинный период ориентировки, от частой перемены деятельности эффективность его работы снизится. Таким школьникам лучше строить подготовку к экзамену таким образом, чтобы подолгу заниматься одним и тем же материалом. Например, сегодняшний день посвятить исключительно математике, а завтрашний – русскому языку. Чередование предметов  подходит только тем детям, у которых короткий период ориентировки в задании: сначала две темы по биологии, а потом – две по химии…
Большое значение имеет локус контроля. Это склонность объяснять события своей жизни своими собственными действиями (внутренний локус контроля) или воздействиями извне (внешний локус контроля). Локус контроля создает своего рода «настрой на экзамен». 
Для того чтобы примерно представить локус контроля у выпускника, спросите его: «Как ты думаешь, от чего или от кого зависит, какую оценку ты получишь на экзамене?» Если ребенок уверен, что экзамен – это исключительно лотерея, поговорите с ним о том, что на экзамене многое зависит от него самого. И даже если выпускник сразу дает вам правильный ответ «конечно, от меня», задайте уточняющий вопрос: «А на сколько процентов твоя оценка зависит именно от тебя?»
Очень важно, чтобы школьник увидел долю собственной ответственности за результаты экзамена, включил внутренний локус контроля.
Известно, что школьникам с высоким уровнем самостоятельности достаточно общих рекомендаций при подготовке к экзамену. А вот ученики с низким уровнем самостоятельности нуждаются в особой помощи учителя. Отметим, что излишний контроль никоим образом не поможет ребенку стать более самостоятельным. Так же как и беседы о пользе самостоятельности. Ведь проблема не в том, что ребенок не понимает важности этого качества, а в том, что самостоятельность у него не сформирована. Основной принцип взаимодействия с детьми с низким уровнем самостоятельности можно сформулировать так: ничего не делать за ребенка, но помогать выполнять задание самому.
Как можно реализовать  этот принцип на практике? Вот пример конкретных шагов. Составьте вместе план подготовки к экзамену и учите ребенка проверять себя с помощью этого плана. Спрашивайте, как ты будешь это делать… Как лучше поступить в таком случае… А как бы ты сам сделал?

Рейтинг@Mail.ru