Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

НАШИ УЧЕНИК ВЫХОДЯТ НА СТАРТ


Цыпленкова Ольга

Как помочь детям справиться со стрессом на экзамене?

Несколько советов и упражнений

Май – напряженная пора не только для выпускников, но и для многих взрослых: счетчик времени неумолимо отсчитывает дни до экзамена. Увы, нередко учителя и родители транслируют свою тревогу детям. А ведь ребенку и без того нелегко…

Стресс стрессу рознь

…На самом деле в переживании стресса есть позитивный компонент – мобилизация ресурсов человека, включающая в себя поиск вариантов решения проблемы. Этот поиск может завершиться адаптацией к стрессовому воздействию, а успешные способы адаптации в дальнейшем могут использоваться как копинг-стратегия совладания со стрессом.
Применительно к учебной деятельности подобной адаптации способствуют разборы контрольных, пробных ЕГЭ – так мы накапливаем эффективные учебные стратегии.
Другое дело, если человек испытывает длительный, постоянный и нарастающий стресс, тогда внутренних ресурсов для адаптации не хватает. Такой стресс истощает, обесточивает функционирование лобных долей и переключает работу мозга на уровень механизма, доставшегося нам от наших прапращуров, на уровень выживания. На этом уровне выбор стратегий поведения оказывается очень ограниченным: чтобы выжить, надо или бороться, или бежать, или вовсе замереть – авось пронесет. Заметьте, часто невольно мы, взрослые, загоняем детей на этот примитивный уровень, включая с первых недель учебного года «страсти по ЕГЭ»: «Ты должен… Это очень ответственно… Если нет, то…»

Есть ли жизнь после ЕГЭ?

Тревога педагогов часто ставит знак равенства между успешной сдачей учащимися ЕГЭ и оценкой их собственного труда. Родительская тревога глубже, ожидания родителей транслируются сильнее. Обязан сдать хорошо – это внешнее давление во многих случаях приводит к тому, что к моменту сдачи экзамена, когда надо собраться, сил на мобилизацию уже не остается. Как же поменять ситуацию?
Мы предложили педагогам обсудить и проиграть вместе со школьниками варианты темы «Жизнь после ЕГЭ». Для этого были приготовлены цветные листы бумаги, маркеры и свободное пространство для выращивания Древа решения. Их будет три: «сдал ЕГЭ», «не сдал ЕГЭ», «не набрал нужного количества баллов для поступления в желаемый вуз». А потом вместе со школьниками учитель выстраивает дальнейшие шаги, выкладывая листок за листочком и подписывая их маркером – варианты действий.
То есть выстраивается перспектива: обсуждая и придумывая, что делать, куда можно поступать, как можно провести год до следующей пересдачи – мы снимаем стрессовый компонент «выхода нет».
В результате обычно получается разветвленная система, где на каждом из деревьев есть много пересекающихся листочков: поступить в училище (колледж), нанять репетитора, пойти работать, пойти на подготовительные курсы в институт, выйти замуж (жениться), сесть на шею родителям и другие варианты.
Важно, чтобы этапы предлагали сами ученики, сами выкладывали эти листочки, подписывая их и пробуя пройти каждый путь в условной, игровой ситуации (например, разложить листочки на полу и постоять какое-то время на каждом из них). На каждом этапе можно поговорить об ощущениях или чувствах. Но что недопустимо, так это морализаторство. Оценочных суждений быть не должно. Мы видим, что варианты появляются, дети шутят, и стресс от «не сдам ЕГЭ» уходит. Вместе с тем хорошо бы обсудить пересекающиеся моменты у трех «деревьев», отметить, что все они встречаются в любой жизни – замужество, работа, – но на разных временных этапах.

Нарисовать, наговорить, отстучать

Классный руководитель может рекомендовать детям использовать разнообразные способы подготовки: составлять опорные схемы, рисовать символические изображения, как-то еще кодировать для себя материал. Кто-то надиктовывает материал на гаджеты и прослушивает, например по дороге в магазин; кто-то даже пропевает то, что надо запомнить, или отстукивает ритм по столу. Ходит во время повторения или кидает мяч в стену/корзину для бумаг, что-то лепит или мнет жвачку для рук. И все равно мозг не любит бессмысленного запоминания, поэтому можно создать квест, в который вложить структурированный материал и таким образом связать его с интересной целью. Когда ребята включают в работу разные каналы восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический), они более защищены от стресса.
Классный руководитель может познакомить детей с множеством методов подготовки, а уж какие из них выберет ребенок для себя – пусть это будет его решение.
А совет для всех – пить достаточное количество чистой воды, ибо все электрические и химические процессы мозга и ЦНС зависят от проводимости электрических связей между мозгом и сенсорными органами. Вода – лучший проводник электрического сигнала в нашем теле, а информация, запоминаемая нами, кодируется и доносится до мозга с помощью электрических импульсов.

Прямо сейчас

Практически времени до сдачи ЕГЭ совсем не осталось. Но для повышения концентрации внимания, улучшения работы кратковременной памяти, а также улучшения умственных и физических способностей можно посоветовать простое и действенное упражнение из «Гимнастики мозга» (описание других упражнений «Гимнастики мозга» можно найти на сайте http://musters.ru). А наше упражнение – «Думательный колпак». Выполнять его можно как стоя, так и сидя. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмите руками уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Если во время экзамена вы почувствовали невозможность сосредоточиться, то можете несколько раз растереть уши сверху вниз.
Упражнение «Позитивные точки» полезно проделать перед экзаменом. Сядьте удобно и положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу, посередине между линий бровей и волос. Вертикальное расположение точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла и пульсации. При этом представляйте, как вы входите в кабинет на экзамен, заполняете бланк регистрации, получаете бланки ответов, читаете вопросы, вспоминаете материал и после этого успешно маркируете ответы. Это же упражнение можно использовать непосредственно на экзамене. Оно помогает снять стресс в любой момент, когда зашкаливают эмоции, когда не можете разобраться в ситуации, когда стрессовая конструкция не пропускает сигнал до лобных долей или просто необходимо принять решение.

Рейтинг@Mail.ru