Социализация, и никаких гвоздей!
Похоже, у управленцев появился новый педагогический фетиш
Управленцы, увлеченные теоретическими построениями при
внедрении ФГОС, похоже, окончательно оторвались от образовательной
реальности. Не то что поинтересоваться экспертными позициями самих
педагогов по ряду вопросов – они даже не пытаются обеспечить понимание
того, что требуют. Учитель пишет:
«Подскажите, пожалуйста, как зафиксировать «социальную эффективность
мероприятий дополнительного образования детей непедагогическими
методами»? Это дословная формулировка чиновника. В чем социальный
эффект того, что дети заняты рисованием, лепят из глины, девочки заняты
рукоделием? Наверное, он в том, что в ходе занятий дети развивают свои
личностные качества, творческие способности, а это высшая форма
деятельности человека, исключительно важная для общества. Только как
результат развития творческих способностей выразить в цифрах и
диаграммах?
Вот мы проводили областной конкурс «Полет к звездам», на который пришло
707 работ. А как описать социальный эффект данного конкурса? Или
социальный эффект хореографического фестиваля или фестиваля
моды?»
На прошедшей недавно весенней конференции «Эврика – Авангард-2013»
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем
образовательной политики «Эврика», говорил:
– Мы вступили в социальный этап развития образования, когда
инновационная деятельность аргументируется прежде всего успешностью
социализации выпускников… Важно понимать, в каких
социально-политических условиях будет проистекать жизнь наших
выпускников через 10 лет. Поэтому главным вызовом на сегодня является
индивидуализация образования в массовой школе.
Итак, запрос на социальность образования сформулирован явно, хотя
проблема не новая: результаты обучения у ребенка высокие, а социальных
навыков практически никаких. Традиционно это разделение устраивает
учителей, и кто не восклицал перед классом: «Вы сюда учиться пришли или
общаться?» Но теперь у нас «социальный этап»: общаться и учиться надо
одновременно.
Конечно, «социальный» – неконкретное слово. Мы можем предположить,
например, что ребенок (воображаемый модернизаторами) учится сам, идет
по индивидуальному маршруту, а в школе вступает в коммуникацию по
поводу образования своего и других детей. Хорошо бы. Однако описать
социальную эффективность надо прямо сейчас.
Чисто технически – это освещение в СМИ, в том числе школьных, на сайте
или в газете. Содержательно – рефлексивные записки участников «по
следам» события: как я изменился, в чем продвинулся, наметились ли
перспективы. По идее формула «чем индивидуальней, тем общественней»
должна заработать.