РЕПОРТАЖ
Академия, которая начинается с зеленого яблока
Здесь вкус к учебе возникает с первого знакомства с плодами знания
Здесь, как в любой свободной, доброжелательной школе, не очень
любят рассуждать об одаренности, особых способностях детей. Все
талантливы. О здешних преподавателях, умеющих уловить направление
детского таланта и развить его, можно отдельную книгу писать: яркие,
воодушевленные, ироничные. Это удивительное образовательное
учреждение называется Самарская государственная областная академия
Наяновой* (http://www.nayanova.edu/)
– одна из немногих реализованных революционно-педагогических идей, из
числа тех, что возникали в бурные времена перестройки. И когда
знакомишься с академией ближе, понимаешь, как соскучился по «не общему»
выражению лиц, по той особенной внутренней жизни, движущейся по
собственному календарю, которая складывается усилиями этих детей и этих
взрослых – пока без особой оглядки на внешнюю суровую
регламентацию.
Первое впечатление
Вдоль извилистых коридоров на облупившейся краске стен
множество фотографий: победитель международных дебатов в окружении
соперников, чемпион по информатике, тоже международный, рядом с
болельщиками и преподавателем, компания молодых людей в боевой
экипировке, клуб «Девять жизней» (одна из возможностей «проходить»
обязательный учебный предмет – физкультуру), афиша последней
театральной премьеры. Между этажами арочный проход, затянутый
драпировкой в цветах звездной южной ночи.
– Здесь будет замечательная библиотека, – объясняет ректор
Марина Наянова, – когда найдем деньги на реставрацию.
Она даже не говорит «если».
На скамеечках перед кабинетом студенты лет четырнадцати, заглядывая в
сфотографированные на айпады домашние задания, общими усилиями что-то
решают. Рядом группа молодых людей примерно того же возраста, в
черно-белом. Это не парадная форма – конкурс японской поэзии,
хокку. Тушью на свитках, в подходящей к случаю одежде. Форма не
обязательна – но обстоятельства требуют.
Пестрая стайка мальчишек у дверей гоняет мяч. Перемена – она и
для академиков перемена.
Тайна имени
Почему эти ребята числятся студентами академии? Я долго мучила
расспросами взрослых и детей.
В Самарскую академию (сами себя академики по старой привычке называют
университетом и собираются вернуть исконное имя во что бы то ни стало)
принимают четырех-пятилетних малышей (подготовительное отделение).
Студентами дети становятся в шесть лет (первый класс) и остаются ими
вплоть до окончания аспирантуры, если пожелают, лет до 23. Кстати,
после этого многие меняют статус студента на звание преподавателя все
той же академии.
Как отражение этого представления в начале каждого учебного года
очередные первоклассники, торжественно получая свои студенческие
билеты, в придачу берут по зеленому яблоку. Откусывают от плода знаний
перед всем залом и старательно жуют, обещая так же трудолюбиво
вгрызаться в учебу, пусть и покажется сперва жестковато и кисловато.
А потом сразу попадают в руки множества специалистов (преподавателей
иностранных языков, математиков, физиков, филологов, музыкантов,
художников…). Дело не в том, что программа какая-то чересчур сложная.
Просто знаток своего предмета яснее видит, как глубок может быть
простой детский вопрос, насколько интересна ошибка и чего стоит детская
догадка. Общение с такими разными людьми – начало открытия
наук, искусств, кому что интереснее, кому какой учитель больше
понравился.
А самая любимая первая учительница (она называется куратором) не уроки
ведет – занимается непосредственно детской жизнью, от решения
бытовых вопросов до организации всевозможных праздников, игр. Должность
куратора, сопровождающего класс, каждого ученика, сохраняется на всем
протяжении обучения в академии, но с каждым годом класс потихонечку
растворяется в различных научных, творческих сообществах.
Уже в начале средней школы дети начинают выбирать темы первых
исследовательских, творческих работ, области интереса. И рядом с верным
спутником-куратором появляется новая фигура – научный
руководитель, человек, с которым хочется обсуждать, спорить, у которого
хочется учиться.
Начиная с 8 класса ребята окончательно определяются с приоритетами и
расходятся по факультетам (профильным классам): гуманитарному,
физико-математическому, химико-биологическому, экономическому,
театральному.
Привычные к сессиям (2 раза в год, с пятого класса), они учатся
втискивать в стремительно бегущие дни и любимое, и нужное.
В конце апреля, перед очередной сессией, в кабинетах – списки
классов и против каждой фамилии – перечень личных «хвостов».
Отдельные предметы, темы победно вычеркнуты. Но столько еще осталось…
Ситуация рабочая, поправимая. Опыт жонглирования многими
предметами приобретается не в один день.
Надо сказать, отчисление здесь не считается удачным способом решения
проблем. Хотя случается, несмотря на дополнительные занятия и переносы
всех сроков. «Когда семья совсем не хочет помогать нам», –
вздыхает ректор.
На самом деле эти победители олимпиад, международных
фестивалей, конкурсов собственноручно выращены и выучены с малолетства.
А не собраны «сливками» со всего города в 8 или 10 класс, как бывает.
Тайна успеха
Секрет хорошего образования – прежде всего в
постоянной коррекции и подстраивании учебных программ – под
внешние требования и под внутренние необходимости (особенности
очередного класса, новые замыслы коллег). Педагоги, разделенные на
кафедры и объединенные в ученый совет, согласовывают планы так, чтобы
дети не ходили кругами, заново изучая математику на физике, вспоминая
исторические особенности эпохи на литературе.
Сразу надо оговориться: академия гарантирует соответствие
своих выпускников стандартам – на выходе (положенные ГИА, ЕГЭ,
экзамены бакалавриата и магистратуры), но регулярное проведение всяких
срезовых и диагностических работ здесь не приветствуется: программы
могут не совпадать сиюминутно, темы кочуют из пятого в седьмой и
обратно. И это при том что часть предметов первых курсов вузовской
программы легко осваивается в старшей школе. Просто в своем
академическом темпе – не в едином строю.
Выстроенность программ, интеграция курсов избавляют от лишних
усилий – ради того, чтобы дети могли тратить время на
излишества.
Второе важное условие хорошего образования – разнообразная,
интеллектуально насыщенная среда. Соединенность с вузом не вопрос
престижа – наличие большого количества высококлассных
профессионалов, которые свои излюбленные темы готовы обсуждать с
аудиторией любого возраста. Или провести отдельный курс для желающих в
средней школе, специальный предмет для гуманитарного класса…
Дополнительный образовательный ресурс академии – весь мир.
Прежде всего – родной город. В музее ведут уроки истории,
живописи, МХК. В театр школьники приходят, как к себе в академию, и
артисты с удовольствием играют в их актовом зале. Для театрального
класса это лучшая профессиональная стажировка (администраторы театра
потом пишут заявки в администрацию области: нужны в труппу молодые
актеры – выпускники Академии Наяновой), для
гуманитариев – возможность удивиться неожиданным прочтениям
знакомых книг, открыть новые имена, научиться писать рецензии, в конце
концов. Для всех вместе театр – удовольствие, культурная
привычка.
Ученики академии получают международные языковые сертификаты, учатся
потом в Сорбонне и Оксфорде (педагогами, администрацией потрачено
немало сил на организацию сотрудничества). Участвуют в румынском
конкурсе хокку, сочинском конкурсе поэзии, сербском конкурсе песен.
Отовсюду привозят награды, опыт, впечатления.
Внутри этого огромного поля возможностей, естественно, все время
приходится выбирать. Освоение ответственности выбора – тоже
часть образования. Сначала по мелочи: стихотворения для книжки, тему
для исследования. Потом серьезнее: в какой форме изучать физкультуру
(диапазон от верховой езды и фехтования до боевых искусств), какой
факультет выбрать в 8 классе (профиль), куда поступать после 11-го.
Ситуация выбора постоянно организуется взрослыми, иногда она возникает
стихийно и старательно поддерживается теми же взрослыми. Но
обязательное требование – довести дело до результата.
К примеру, конюшня, которая хорошо видна из окон академии, началась с
детского желания спасти списанных лошадей из Самарской конной школы.
Гуманный порыв уперся в материальные проблемы. Где держать? Своими
силами ребята отремонтировали полуразрушенный барак на территории
академии. На что кормить? Попробовали катать малышей в праздники на
городской площади, но пожалели коней. Зарабатывают деньги летними
конными походами и школами.
Еще один проект, совсем из другой области, но тоже
«долгоиграющий» – ежемесячные литературные гостиные. Ровно за
день до моего приезда состоялась очередная – «Слепые»
Метерлинка (тему, форму определяют ребята самостоятельно, даже куратор
бывает не в курсе). Мне досталась программка и восторженные
воспоминания очевидцев.
– Мы вошли в зал, на спинке каждого стула висела черная лента. Зрителей
попросили завязать глаза.
– Наверное, потом можно было и снять повязку. Но не хотелось. Слушали
голоса, музыку, шум шагов, пение. Целый мир.
– А актеры тоже были в повязках?
– А кто же теперь узнает?
Вывод
Все просто. Не нужно брать Академию Наяновой за образец и
распространять модель повсеместно. Она неповторима, как может быть
неповторима каждая свободная школа.
К сожалению, даже это весьма заслуженное учебное заведение живет,
надеясь на будущее, но не слишком рассчитывая на его безоблачность.
Живет в непрерывном противостоянии всяческим проверкам и чиновничьим
придиркам. Живет, постоянно доказывая, что к уникальному изобретению
нельзя подходить с общей меркой.
– Вам разреши, и другие начнут требовать, – опасаются
начальники.
Вот бы всем и разрешить. Чтобы в каждой школе закипела совсем иная, но
такая же удивительная общая жизнь детей и взрослых.
* Официальное название – государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)».