КРУГ ВОПРОСОВ
Всероссийская олимпиада: будущее под вопросом?
На днях Михаил Павловец, заведующий кафедрой русской
и зарубежной литературы и методики Московского городского
педагогического университета, выступил со статьей «Олимпийский кризис»
на http://www.polit.ru/author/mpavlovets/.
Те зарисовки, которые он дает с XVIII Всероссийской олимпиады по
русскому языку для старшеклассников, не просто заставляют задуматься о
том, нужны ли вообще эти олимпиады, но и озадачиться другими вопросами.
По процедуре. Съезжаются победители региональных туров, и в равной
борьбе выявляются те победители, перед которыми открываются двери в
любые профильные вузы страны. Но что же видят члены жюри, они же
разработчики заданий и представители принимающей стороны? «Вместо
немногих нестандартно мыслящих учащихся, способных браться за решение
проблемных, подчас не имеющих однозначного решения в рамках современной
науки вопросов, приехали дети, которые говорили, что им не особенно-то
и хотелось ехать, а русский язык никогда не был в числе приоритетов,
однако «русичка» надавила – ей тоже надо отчитываться».
В прошлые годы «ПС» неоднократно публиковало горькие письма учителей из
регионов о нечестном проведении олимпиад на местах, о том, что
победителями объявляются не талантливые дети, а исключительно ученики
проводящих тур учителей и дети влиятельных лиц. Выше тур – больше
коррупции. И на заключительном этапе организаторам становится просто
страшно: это – наши самые умные? Предложение оригинальных заданий на
олимпиаде теряет всякий смысл: дети не включаются и потом идут писать
апелляции на авторов заданий, а то и подбрасывают оскорбительные
записки в адрес жюри.
Михаил Павловец пишет: «Складывалось впечатление, что никакие
мероприятия большинству школьников не нужны... Но вот настал момент
объявления оценок, апелляции, и всех участников словно бы подменили:
напряженная деятельность мысли, азарт, споры – не за истину, за лишний
балл, который позволил бы приблизиться к заветному числу призеров…»
Очевидно: такие олимпиады скорее вредны, чем полезны. Другой вопрос –
можно ли остановить вырождение прежде такого яркого, энтузиастического
мероприятия для талантливых старших школьников в гнусную процедуру
выбивания материального блага (сертификата на поступление, но и премии
тоже) теми, кого сюда тоже «пробили» ценой разных ухищрений? Можно ли
найти новые формы выявления и поощрения действительно талантливых детей?
Можно, если мы сами приложим усилия. Сейчас на сайте Министерства
образования работает Единый портал раскрытия информации о подготовке
проектов нормативных актов – regulation.gov.ru. Предложения
конкретно по проведению олимпиад собирают здесь: http://regulation.gov.ru/project/1797.html?point=view_project&stage=2&stage_id=311.
Адрес электронной почты для отправки участниками обсуждения своих
предложений такой:
malyshkina-ev@mon.gov.ru – Елена Владимировна Малышкина,
ответственное лицо.