Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2013
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Поликарпова Дарья

Развитие детского спорта: в какую игру играем?

Пока каждая из заинтересованных сторон отстаивает исключительно свою позицию

Стране нужны сильные, здоровые и спортивные дети. А как обстоят дела с развитием детского спорта? Этот вопрос обсуждали специалисты на «круглом столе» в «РИА Новости». И рассказали они много интересного.


Работа кипит!

Начальник отдела школьного и студенческого спорта Департамента государственной политики Минспорта РФ Марианна Пуховская перечислила много позитивного в работе ведомства: массовые спортивные мероприятия для школьников систематически проводятся, в президентских играх и состязаниях участвуют миллионы детей, в стране более полутора тысяч спортивных школ, еще около тысячи «сдюшоров». Пять миллионов детей в профессиональном спорте, в школах введен третий урок физкультуры, не говоря об огромных средствах, которые направляются в регионы на спортивный инвентарь и оборудование площадок. И прогресс налицо: например, проект «Мини-футбол в школу» сегодня насчитывает миллион участников, а в 2005 году в нем участвовали две тысячи детей из шести регионов.

Может, и кипит, но только не в школе

Петр Гук, руководитель школьной лиги бадминтона, говорил о детях, которые не настолько физически развиты, чтобы идти в спортивные школы:
– Они идут на урок физкультуры, и там начинается халтура – причем с обеих сторон. В итоге через год рост у ребенка не прибавился, вес стал только больше, очки на носу, а свой вид спорта он так и не выбрал.
Вадим Батишев, исполнительный директор Объединения учителей физической культуры России, поддержал эту мысль:
– Все-таки надо разделять понятия «спорт» и «физкультура». Если серьезный спорт не для всех, то физическое воспитание должно касаться каждого, и никаких «по состоянию здоровья» здесь быть не может. Сегодня тяжело добиться понимания этого факта. Учителю проще освободить ребенка, чем заниматься с ним по специальной программе. В свете этого разговор о возвращении норм ГТО вполне обоснован – поколение у нас растет совершенно неподготовленное, а какими еще средствами, кроме репрессивных, охватить детей, мы не знаем.

Да и в спортшколах плохо закипает!

Сергей Рытенков, заместитель генерального директора физкультурно-спортивного объединения «Юность Москвы», где занимаются около двадцати тысяч детей и работают полторы тысячи тренеров, жаловался на нехватку материальных баз и не только:
– Не каждый молодой тренер пойдет на наши зарплаты. Молодой специалист, который пока никого не подготовил, получает 15–17 тысяч, а для роста зарплаты ему надо, чтобы дети показывали хороший результат. Поэтому признаемся честно: у нас выживает сильнейший. Мы заинтересованы в лучших. А родители ведут всяких детей, причем их интересует не вид спорта, а куда ближе ходить.
Ему возразила Марианна Пуховская:
– Ничего подобного, на начальные группы положено брать всех, кто хочет, первые два года в спортивных школах занимаются все. Кроме того, есть спортклубы на базе школ – никто не запрещает заниматься с педагогом дополнительного образования тем же волейболом или борьбой. Развивайте там тех, кому профессиональный спорт не судьба.
Однако профессионалы слышали в этом лукавство и возвращались к реальности:
– У молодого тренера группа в двадцать человек, а у заслуженного – один-два чемпиона. Поначалу нагрузка гигантская, многие ломаются. Нам надо держаться за молодых тренеров! Вот в Нижегородской области зарплата хоть и мала, но есть субсидия на жилье, кредит на покупку авто, другие льготы и удобства. Надо понимать кадры, – убеждал Петр Гук.
То есть создавать такие условия, чтобы тренер имел возможность провести способных ребят в профессию, а не ломал их на старте в погоне за результатом любой ценой, потому что мысли о связи достижений детей и зарплаты затмевают суть тренерской работы. Проблема, но решать ее, похоже, некому.

Об условиях кипения

 Немаловажное замечание было у Александра Блеера, ректора Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма:
– Если бы в школах работали секции и велась грамотная работа на уроках физкультуры, то никакой ГТО был бы не нужен. Но сейчас распространена ситуация, когда энтузиасты приходят в школу, предлагают открыть спортивную секцию, а директор говорит – не нужно, спорт – это не литература, не ровен час кто-нибудь руку сломает, а мне расхлебывать! А так – и не заниматься, и нормы ГТО рисовать.
И «по мелочи»: учителя физкультуры недовольны развитием инфраструктуры; тренеры – организацией масштабных соревнований (трое работают, остальные два часа сидят на лавках), родители – общей нестабильностью (ходил ребенок в секцию два года – секция переехала на другой конец города; был хороший тренер – ушел).
Плохо и с освещением событий: дети почти никогда не знают о спортивных мероприятиях, массовая физкультурная работа СМИ не интересует.
В общем, настоящие проблемы лежат глубоко, их надо вскрывать и анализировать, а не пытаться решить одним махом – введением норм ГТО.

Рейтинг@Mail.ru