НОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Центробежное время
Возможна ли национальная идея в эпоху всеобщего обособления? Статья первая
Сегодня из Высшей школы экономики пришло
мне приглашение на семинар «Российское идеологическое
безвременье в зеркале социальных медиа: национального проекта нет».
Жаль, я только что из Москвы, и послушать, что говорят умные люди о
том, чего нет, вряд ли удастся. Но тема до боли знакомая. О
ней теперь уж, наверное, и в пивных говорят, закусывая
солеными орешками. А вдруг в Школе экономики придумали что-нибудь
положительное?
Хочется, конечно, надеяться, но уверенности, прямо скажу, нет. У поэта
сказано: «Какое время на дворе – таков мессия». Дело, однако,
в том, что не только во времени пауза, но и мессии нет. Дефицит идей, а
главная, объединяющая, даже на горизонте не появляется хотя бы в виде
соблазнительной, пусть и обманчивой фата-морганы.
Прочитал горы статей экономистов, историков, психологов, культурологов.
В некоторых блестяще показано, как мы оказались в такой ситуации, какие
политические и нравственные механизмы привели нас к этому, но в конце
статей, где по всем правилам должен находиться вывод (выход), авторов
оставляет проницательность. Невнятные и, по существу, фантастические
предположения только озвучивают тишину.
Но мы ведь люди в большинстве своем не теоретические. Так ли уж для нас
важно, безвременье на дворе или не безвременье? В конце концов, жизнь у
каждого идет своим ходом, с корректировкой на возраст, здоровье и
достаток. Возникают, конечно, проблемы в любви или в отношениях
близкого круга, так называемые нравственные, но они во все времена
одинаковы.
* * *
Тем не менее безвременье самым непосредственным образом влияет
на настроение и отношения людей, хотя само это определение появляется
обычно позже, в трудах историков. О глобальных причинах душевной
сумятицы и разлада нормальный человек едва ли задумывается, винит во
всем себя, близких, начальство или несчастные обстоятельства. Между тем
общая тревога и дискомфорт уже витают в воздухе.
Нечто подобное происходило в России во второй половине XIX –
начале XX века. Наступила, по словам Достоевского, «эпоха всеобщего
обособления». Ему же принадлежат слова: «Скрепляющая идея совсем
пропала. Все точно на постоялом дворе и завтра собираются вон из
России!..» Характерно, что младший современник его, Лев Николаевич
Толстой, которого Достоевский попрекал гармоничными описаниями
дворянского быта, почти дословно повторяет слова Достоевского в «Анне
Карениной». Чада и домочадцы дома Облонских вдруг поняли, что «на
каждом постоялом дворе случайно сошедшиеся люди более связаны между
собой, чем они». А еще через несколько лет Александр Блок признается:
«Быта больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь».
В чем дело? Что случилось? Внешне жизнь как будто ничуть не изменилась.
К 1913 году Россия вообще достигла, как известно, пика экономического
развития. В больших городах жизнь стала даже более благополучной, чем
раньше. В Петербурге плодились увеселительные заведения: сады
«Аркадия», «Летний Буфф», театры-варьете «Эрмитаж», «Орфеум»,
«Шато-де-Флёр» (названия, заметим, все с иностранным привкусом). А уж
сколько трактиров и прочих питейных заведений! Живи – не хочу.
Многие на эту присказку отвечали прямолинейно – не хочу. Вкус
к жизни был потерян. Количество террористических актов с каждым годом
росло. Участились случаи самоубийства. Еще в 1876 году коэффициент
самоубийств на 100 тысяч населения составлял в
России – 3, а в 1910–1913 годах в Петербурге он уже
достиг 30,1.
В советской школе все это объясняли исключительно социальными,
экономическими и политическими причинами. Это, разумеется, важно.
Разрушение дворянского уклада, неизбежные конфликты с ростом городов и
производства, бедственное положение деревни. Но не менее важны
изменения, которые происходили в сознании человека.
* * *
Смена эпох – это одновременно смена вер. Не
религиозных, конечно. Но религия сама подвергается сомнению и нападкам,
а на ее место даже самые яростные разрушители всегда ставят какое-то
новое упование. Человечество пережило много таких переходов. На смену
вере в Бога шла вера в человека как такового, в его право распоряжаться
собой, в его красоту и беспредельные возможности. Просветительство уже
не заблуждалось по поводу несовершенства человека, но было уверено, что
оно происходит от темноты и невежества. Свет знания должен был открыть
людям их истинное творческое, созидательное предназначение.
У всех народов были времена веры во власть – либо в ее
божественное происхождение, либо в ее силу и справедливость. Они
чередовались с периодами бунтов и революций. Но и у бунтующих было свое
представление о свободе и справедливости. Всё это сопровождалось, с XIX
по крайней мере века, верой в науку и технический прогресс, которые
должны были облагодетельствовать человечество. При этом
подразумевалось, что пороки и человеческая агрессивность коренятся в
обстоятельствах. В сытости и комфорте человек должен был чудесно
преобразиться.
Все эти малые и большие веры подтачивались и разрушались постепенно.
Научно-технический прогресс усовершенствовал войну, но не спас от
болезней, Бог не возвращался, человек утверждался в своей агрессивности
и невежестве. ХХ век, казалось бы, разобрался со всеми возможными
верами. Говоря на языке современного военного вульгаризма, он зачистил
это пространство раз и навсегда. Александр Блок писал об этом так:
Двадцатый век... Еще
бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Пожары дымные заката
(Пророчества о нашем
дне),
Кометы грозной и
хвостатой
Ужасный призрак в вышине,
Безжалостный конец
Мессины
(Стихийных сил не
превозмочь),
И неустанный рев машины,
Кующей гибель день и
ночь.
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и
вер,
И первый взлет аэроплана
В пустыню неизвестных
сфер...
Это состояние безнадежности и страха психологически
подготавливало к революции. Но всякий разрушитель, как уже было
сказано, приходит со своим упованием. Социалистический идеал был
эклектическим производным от едва ли не всех прежних вер. Тут была и
вера в человека как такового, по преимуществу простого –
что-то вроде урбанизированного человека Руссо. И обещание рая на земле,
сытого и комфортного, но с высочайше дарованной классовой
справедливостью. И вновь надежда на технический прогресс, и льстивое
уверение, что человек по природе добр, а обстоятельства, уж будьте
уверены, мы с вашей помощью изменим.
Искусственность этой идеологии, продержавшейся больше семидесяти лет,
сегодня для большинства очевидна. Но ведь за прошедший век и новая не
народилась. В этом смысле 2013 год является зеркальным отражением
1913-го. Возможно, способ существования внутри какой бы то ни было
идеологии вообще исчерпал себя, и мы только по привычке пытаемся
изобрести что-то в прежнем духе? Например, национальную идею.
* * *
Человек должен, прежде чем строить планы, осознавать время и
место, в котором живет. Исторически мы оказались, на мой взгляд, в том
времени и месте, которые я только что описал. Возможно, идеология нам
больше никогда не пригодится. Не знаю. Но уверен, что беда далеко не
только в «скрепляющей идее».
Сегодня все говорят о разрушенной вертикали ценностей. Переведем это на
язык более понятный. Любое общество существует в рамках писаных
законов. От правил уличного движения и правил торговли до экономических
и уголовных законов. У нас сплошь и рядом эти законы нарушаются, не
действуют, что грозит распадом и хаосом. Но я сейчас даже и не об этом.
Кроме государственных и профессиональных законов есть законы неписаные,
законы, по которым происходит общение как больших социальных групп, так
и маленьких, вплоть до общения в кругу друзей и семье. В основе их как
бы устная, традиционная договоренность о главных представлениях.
Известно, что хорошо и что плохо, что является преступлением или
подвигом, что такое любовь и как ведет себя порядочный человек. Люди
каким-то образом (в силу некогда до них совершенной договоренности)
знают, как реагировать на то или иное явление, поступок. Если
представления о добре и зле едины, то дальше идут нюансы –
психологические или ситуативные. Некоторые представления исторически
меняются, но и это происходит в общественном диалоге.
Так вот: сегодня этих общих представлений нет. Устная договоренность,
идущая еще от предков, нарушена. Вот в чем причина «всеобщего
обособления». Традиционно эти ценности поддерживались и передавались с
помощью различных социальных институтов, включая школу и семью. Но
сегодня, когда и родители не могут друг с другом договориться, а быт
представляет собой полустанок, где переодеваются, едят, отдыхают и
перекидываются репликами перед новой дорогой, ушло и это.
Еще один способ передачи ценностей – литература и искусство.
Мало того что художники сами в растерянности, но искусство в жизни
людей давно уже не занимает того места, которое занимало прежде. Оно
как будто в обиде, само обособилось не только от зрителей и читателей,
но жанрово, по-детски настаивая на приоритете определенных приемов и
воззрений, распалось на враждующие или чуждые друг другу кружки.
Документальный театр с презрением смотрит на театр традиционный,
авторское кино – на коммерческое, серьезные
литераторы – на кумиров детективного жанра. Они не то что не
могут договориться, но не видят даже предмета договора. А потребители
его говорят в ответ – «чума на оба ваших дома» или уединяются
с художниками в одном из избранных кружков. Общество разбилось на
большие и малые, замкнутые на самих себя секты. Как сказано у поэта
опять же еще век назад:
И заколдован был сей круг:
Свои словечки и привычки,
Над всем чужим – всегда кавычки
И даже иногда – испуг…
Чем закончилось это всеобщее обособление в прошлом веке, мы
знаем. Обязателен ли такой исход и для нас – мне, да и вам, я
думаю, не известно. Но вопрос, как и чем жить, пока мы все-таки живем,
остается. Ведь без этой пресловутой нравственной вертикали невозможно
не только серьезное дело, но и всякое общение грозит завершиться ссорой
или дракой, едва начавшись.
Еще острее встает эта проблема, когда общаются люди разных поколений,
потому что внутри одного поколения остатки прежней договоренности
худо-бедно сохраняются. Наибольший и особый драматизм возникает в
отношениях между учителем и учениками. Учитель по определению призван
воспитывать и «нести», а что «нести», как воспитывать и, главное, кого,
он часто не знает. Математик и химик могут в крайнем случае укрыться в
свой предмет, да и то это не избавит их совсем от свободного
человеческого общения с внеурочными вопросами и конфликтами. А
историку, допустим, или литератору вовсе деваться некуда, потому что
эти проклятые вопросы заложены в самом предмете.
Как быть? Как вести себя? Есть ли выход, когда выхода как будто нет? Об
этом, если позволите, мы поговорим в следующей статье.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-проекта www.Radiocent.ru. Посетив сайт интернет-проекта www.Radiocent.ru, Вы сможете скачать удобную программу Radiocent, позволяющую слушать бесплатное радио онлайн. ФМ медиа плеер Radiocent – это Ваш удобный инструмент, который поможет быстро найти музыку, удовлетворяющую Вашим вкусам и предпочтениям, среди множества тысяч предлагаемых интернет-радиостанций. Понятный интерфейс программы Radiocent будет легок в освоении даже пользователям с низким уровнем владения компьютером.