ВСТРЕЧИ ВНЕ РАСПИСАНИЯ
«Я расскажу вам о тайнах ремесла»
Педагогическое событие по имени Юрий Норштейн
Недавно Юрий Норштейн, художник-мультипликатор, режиссер
анимационного кино, автор книг и мастер лекционного жанра, пришел на
встречу с учениками московской школы № 1060. Мы были рады поводу
увидеть маэстро еще и в педагогическом измерении, поэтому поспешили
записаться. Однако записываться было не нужно – «просто приходите»,
документы на вахте не проверяли – «пожалуйста, проходите» и вообще –
«Вы к нам? Хорошо, вон туда…»
Атмосфера! И маэстро выходит, прост и легок. После приветствия – сразу
к рабочему столу, к аппаратуре, и первые слова: «Гармония искусства и
техники сомнительна для меня… Давно не было таких встреч… Вы мои лучшие
зрители, не конфликтуйте (маленькие сидят на полу перед сценой. – Ред.)
… К кому обращаться, о чем говорить? Все с виду разные».
Волшебная тема тумана
– Я как-то показал отрывок из «Шинели» одиннадцатилетним
детям, ничего не объясняя, и дети смеялись – а я думал: что
они там увидели? Мне в детстве нравились мелочи, детали – не
важно, трава это или одуванчик, или как работает столяр, подробности
его движений, звук рубанка, тончайшее волокно стружки из устья. Человек
сидит и пишет – обожаю смотреть на эту сосредоточенность при
письме. У нас Акакий Акакиевич насыщен подробностями: взрослый сидит и
выписывает букву… В чем дело? (Ю.Н. обращается к своим
помощникам. – Ред.) Кадр сужен! Нет-нет, не «и так видно»!
Сделайте!
(Так практически сразу был взят контрапункт этой встречи: мастер прост
и доступен, но к несовершенству непримирим. Искусство требовательное.
Случайно или нет, но «Ежик в тумане» после такой репризы смотрелся как
откровение: дети сначала смеялись, потом притихли. А на словах
«Нет, – сказал Кто-то» – эпизод ежик и
рыба – раздался детский плач.)
– Я смотрел на вас – как вы смотрели. Я понял, что расскажу
вам. О тайнах ремесла. Этому ежику уже 38 лет. А прежде чем он появился
на экране и начал играть, его надо было нарисовать. Вы знаете, что
количество ежиков, которые прошли через мультипликационный
экран, – тьма. А фильм о чем? Что жило существо, которое
ходило к другу в гости, а однажды попало в туман и вышло оттуда другим
человеком. С каждым из нас случается потрясение. С каждым. Событие,
которое меняет понимание жизни. А в ней есть страшное. Это не надо
объяснять (страх), если дойдем до прямых объяснений, незачем жить. Но
это реальность, это интересно. Что ежик ни сделает, страх усугубляется:
лист опавший взял – тяжелое дыхание над ухом, лист сразу на
место; передразнил бабочку-поденку – сова ухнула…
Так вот – ежиков было перерисовано нами огромное количество, и
все было не то. Потом в виде наброска получилось это (рисует на листе,
веб-камера проецирует на экран). Просто? Да, все просто, если раз по
сто! Когда его показывали зрителям впервые, в зале возникло
оживление – то, что надо. Тогда мы его сделали: туловище,
головы анфас и профиль, фазы рта и глаз – целлулоид, титановые
белила, на них хорошо выцарапывается фактура. Технологические вещи
объясняемы, а творческие не всегда. Тайну творчества художник сам себе
объяснить не может. Да и не должен. А что должен? Каждый день один
вопрос: о чем кино? Ответы каждый день разные, но они продвигают в
одном направлении.
Как сделать туман? Никто не верит – но просто матовая пластина
под лампой, ежик появляется в прорези. Но это надо было придумать. Хотя
на самом деле это придумано 3000 лет назад в китайском и индийском
театрах теней: актер между лампой и полупрозрачным экраном. Все знают.
Но надо было догадаться. И развить, конечно.
Музыка. Много хорошей музыки существует. Но опять: о чем у нас кино?
Тема тумана – грозная. Ровная тема тумана. В фильме разные
темы тумана. И я изображал музыку для композитора, вот, смотрите:
символы странные, зигзаги, спирали – по ним все в фильме и
звучит.
Рука с перышком,
эпизод
– Я до сих пор снимаю на пленку – я ретроград! Это
более чувствительный материал, чем цифра. Хотя в «Шинели» есть один
эпизод на компьютере: на Невском проспекте очень много персонажей, их
надо размножить. Но вот художественная задача – чтобы
восхититься – так не решается, без внутренней проработки
действия. Почему так делается? Там есть эпизод «игра в
снежки» – идут молодые чиновники из департамента, выпал снег,
и они начинают играть – сложная сцена по движению и
монтажу – как прячемся, закрываемся от комка, цифра тут
поможет, но – там есть черный человек в центре, он стоит,
опершись на трость, а все бегают, ему в цилиндр комком попали, он
побежал… А тут катают снежный ком, и вот он уже весь запакован в этот
ком, кроме рук и ног. Забава. Этого нет у Гоголя. А мне она нужна,
чтобы описать оживленный Невский проспект, мне нужно сделать контраст
с ситуацией Акакия Акакиевича. (Показывает фрагмент фильма, эпизод
ужина и усаживания за переписывание.)
– Это делается не на бумаге – это целлулоид, на который
напылен аэрограф, нужна разная плотность напыления для разных сцен, и
для этого эпизода изведено метров 120 целлулоида. Фокусы на самом деле.
Сейчас так никто не снимает, но я продолжаю. Поставить камеру и снимать
под углом, а не фронтально… установки придумывать: камера работает в
аксонометрии. Раньше было от бедности. Теперь я уверен: сжатые условия
необыкновенно развивают мысль. (Аплодисменты в зале.)
– Изображение тоже диктует свои законы – ты их исполняешь, и
лишь когда заканчивается фильм, ты понимаешь, о чем он. Нельзя заранее
точно знать результат. Тогда незачем делать. Искусство – это
принцип неопределенности. Там загадка и понимание создают процесс.
Подробности подробностями, но результат никогда не равен задуманному,
не может быть в творчестве равенства результата задуманному. Потому что
каждый раз мы приходим в неизвестное, и это неизвестное нам чем-то
отвечает, чем-то неожиданным. (Радостные аплодисменты.)
– В своей работе ты, с одной стороны, распоряжаешься всем, а с
другой – должна быть какая-то темная, неизвестная тебе часть,
она должна пройти с тобой и открыться в самом конце работы. «Шинель» на
меня до сих пор навевает ужас – сдуру я туда вломился. Но как
хорошо, когда среди состояния полной неустойчивости вдруг однажды на
экране ты увидел то, что совпадает с твоим далеким ощущением, которое
ты забыл и вдруг оно сейчас вернулось.
Внутри события
Вопрос из зала:
– Какой фильм ваш любимый?
– Нет любимых. Есть тяжело доставшиеся. «Сказка сказок», например. Все
тяжело достается. Я вот сейчас на ваших глазах соберу голову Акакия
Акакиевича, она состоит из нескольких мельчайших элементов,
целлулоидных… М-да, я, кажется, забыл пинцет!
…Учителя из зала говорят, что у них есть с собой пинцет, мол, большой
нужен или маленький? Удивленный Юрий Борисович глазам не верит: пинцет
на самом деле извлекается из сумки. Заметим – из сумки учителя
вальдорфской школы! Художник работает за столом под прицелом
веб-камеры, некоторое время – из-за чужого пинцета? –
детали не сходятся, но вот получилось, и громкие аплодисменты.
И в целом – удивительная эмпатия! Как будто зал обволакивал
гостя, делал своим, и было ощущение, что эта встреча идет не час-два,
она – всегда и навсегда. Что вообще больше ничего нет на
свете, только этот зал – художника любили, и он рассказывал
все, о чем бы ни спрашивали: и про то, каким образом Филин появляется
из тумана (из раздвижных полосок), и про жену Франческу, которая одна
может терпеть его характер, и про музыку, которой он не стал учиться, а
дня прожить без нее не может, и про власть денег – «это
выпотрошит до кишок»…
Чтобы совсем ясно, надо сказать: радость была не в том, что Норштейна в
школу пригласили и он там выступал. Было какое-то верное проживание
встречи, причем очень умелое. Вычерпывание, впитывание –
обогащение настолько интенсивное, что я уже не удивлялась тому, что
незнакомая девушка-старшеклассница, сидящая справа, порой забывалась и
прижималась к моему плечу:
– Вы поняли, да? Как верно, правда же?
Правда – верно. Но в пореформенной школе видеть такое уже
давно непривычно.