КАРТА ЗДОРОВЬЯ
Титова Юлия, Соболева Александра,
научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
www.detki-psy.ru
Четвертая четверть: в ожидании второго дыхания
Помогаем ребенку снять учебную усталость
Последняя четверть – самый ответственный период у школьников.
В эти два весенних месяца ребятам после долгой зимы, когда любой
человек далеко не в лучшей форме, нужно собрать остаток сил и показать
максимально высокие результаты во время многочисленных тестовых и
контрольных работ. Вот и видим мы то конфликты на ровном месте, то
ничем не объяснимые срывы в поведении и успеваемости. Как помочь детям
преодолеть заключительный этап учебного года? Об этом рассказывают
директор Научно-исследовательского Центра детской нейропсихологии
Александра СОБОЛЕВА и нейропсихолог Юлия ТИТОВА. За годы работы они
убедились: именно весной растет количество родительских призывов о
помощи.
Александра
Соболева. В четвертой четверти дети действительно
испытывают самые большие нагрузки и усталость. Это можно заметить,
бросив беглый взгляд на класс: одни лежат, распластавшись на парте,
другие развивают лихорадочную активность, выводя учителей из
равновесия, мешая тем, кто пытается сосредоточиться. Поэтому взрослые,
окружающие ребенка, должны не выдвигать взаимные претензии, а
объединить усилия, чтобы помочь. Учитель, во-первых, профессионал и
обладает специальными знаниями, во-вторых, он имеет возможность
наблюдать за детьми достаточно продолжительное время. Поэтому он вполне
может обратить внимание родителей на то, что их ребенок откровенно
устал и просто-таки нуждается в помощи. И помощь эта не усиленный
контроль, а комплекс мер, которые поддержат психофизическое состояние.
– Что вы
советуете в подобных случаях родителям, пришедшим в центр за помощью?
Каждый ребенок требует, конечно, индивидуальных рекомендаций, но
наверняка есть и универсальные способы.
А.С.
Прежде всего понимать, что это естественный процесс, на усталость имеют
право все. Что нельзя загружать ребенка интеллектуальной работой
круглые сутки, даже если кажется, что он ничего не усвоил из
обязательной программы. Сидеть над учебниками часами после целого
учебного дня бессмысленно, это пустая трата времени. Нужно дать голове
отдых, гуляя около часа в день. Наш организм весной остро нуждается в
солнечном свете и свежем воздухе. Если ребенок с самого утра чувствует
себя вялым, уставшим, если резко и необъяснимо снизилась успеваемость,
попробуйте контрастный душ по утрам.
Многим кажется, что это ерунда и банальность, но я могу вспомнить
случай, когда девочка с подобными проблемами в результате применения
контрастного душа стала выбираться из академической неуспеваемости. А
потом мама вынуждена была уехать, бабушка стала «жалеть» внучку, и
проблема вернулась.
Очень эффективны массажные стельки, которые снимают напряжение.
Особенно это видно по гиперактивным детям, которые из-за повышенного
тонуса даже бегают на цыпочках. Мы многократно убеждались, что если его
нормализовать, то и поведение приближается к норме. С этой же целью
можно порекомендовать упражнения на колючем коврике: стоять на одной
ноге, а вторую поднимать вперед, в сторону, назад, делать вращательные
движения. Кстати, упражнения, в которых нужно балансировать, повышают
чувство уверенности в себе. Контакт с водой и массаж стоп соединяются в
упражнении «Пятьдесят шагов по луже»: налить в тазик нехолодной воды,
положить на дно колючий коврик, и пусть ребенок, пока чистит зубы,
например, переминается с ноги на ногу.
– А что можно
скорректировать в школьной жизни, чтобы хотя бы не усугублять усталость
и связанные с ней вспышки раздражения, слезы или апатию?
А.С.
Сигнал SOS ребенок подает обычно достаточно отчетливо, хоть и
несознательно. Если учитель видит, что ученик отключается от
происходящего в классе – в пассивной или активной
форме, – просто необходимо дать ему возможность подвигаться:
намочить тряпку, сходить за чем-нибудь.
На переменах обязательно нужно давать возможность «выбегаться»,
сбросить напряжение. Это важно для всех детей, а для тех, кто страдает
от синдрома дефицита внимания, особенно. Кстати, такие дети не всегда
гиперактивны, они могут быть и медлительными. Но и те и другие
испытывают проблемы с сосредоточением внимания из-за быстрой
истощаемости головного мозга. Подвижные дети компенсируют ее физической
активностью, а медлительные – сном. Им нужно давать
возможность восстановиться.
В состоянии усталости даже обычно спокойный, уравновешенный человек
может проявлять повышенную эмоциональность, обидчивость. Все негативные
черты характера обостряются. Поэтому взрослым нужно особенно тщательно
контролировать свои слова. Замечания и критику доносить до ребенка
только наедине, исключить ситуации, когда ребенок демонстрировал бы
свою несостоятельность перед другими.
– Какие проблемы тревожат
родителей к концу учебного года? По каким поводам просят помощи?
Юлия Титова.
Больше всего родителей беспокоят проявления, снижающие школьную
успешность: сокращается объем памяти, снижается концентрация внимания,
у ребенка ослабевает контроль за своим поведением. Отметки могут
«скакать» от пятерки до двойки. Довольно часто ребенок попадает в
замкнутый круг: от усталости он не может регулировать свое поведение,
его начинают ругать, отчего ситуация только усугубляется, и он уже в
качестве защиты ведет себя демонстративно, изображает шута. Хотя если
бы взрослые заметили это вовремя и отрегулировали ситуацию, неприятных
последствий можно было бы избежать.
– Честно говоря, к ребенку,
который ни на минуту не перестает ерзать, толкать соседа, выкрикивать,
довольно трудно относиться с терпением и сочувствием изо дня в день...
Ю.Т. Вспомните
себя, когда вам в конце утомительного рабочего дня приходится решать
сложную задачу. Или понаблюдайте за своими знакомыми в подобной
ситуации. Даже вполне сдержанный взрослый человек начинает шаркать по
полу, качать ногой, женщины часто теребят сережку. Так мы реагируем на
чрезмерное напряжение. А гиперактивный ребенок постоянно находится в
таком состоянии. И мы серьезно облегчим жизнь ему и себе, если научим
его справляться со своим состоянием до наступления подросткового
возраста.
– С этой задачей
нужно, конечно, отправлять к специалисту. Но если специалиста
поблизости нет, что можно посоветовать учителю?
А.С. Когда
учитель видит, что ребенок стал рассеянным, забывчивым, невнимательным,
можно завести такое правило: прежде чем приступать к новому этапу
работы, проговорить предстоящее действие: ставлю ударение, нахожу части
слова... Если есть возможность, контрольные работы лучше проводить в
начале учебного дня, правда, не на первом уроке – чтобы все
уже проснулись, но еще не устали.
Ю.Т. В конце
учебного года можно чаще практиковать пересаживание детей с места на
место. Чтобы за первой партой, в зоне повышенного учительского
внимания, время от времени мог посидеть каждый.
– За всеми этими
заботами очень быстро подойдет время контрольных. И вот ситуация: и
родители помогали, и сам ребенок прилежно выполнял все задания, и
учитель объяснял уже сто раз. Но... «опять двойка». С чем, на ваш
взгляд, это может быть связано?
Ю.Т.
Прежде всего хорошо бы определить, в чем причина неуспеваемости.
Контрольную ведь можно рассматривать не как приговор, а как
диагностику. Большое количество ошибок говорит не о том, что ребенок
ничего за этот год не усвоил, и уж тем более не может быть поводом
оценивать его самого. Это всего лишь основа для дальнейшей работы.
Если учитель даже после многократных объяснений видит, что материал не
укладывается в голове ученика, есть повод задуматься о причинах.
Например, ребенку с большим трудом дается счет. Это может означать, что
у него недостаточно сформированы пространственные представления. Или
умение соотносить параметры.
Бывает, что ребенок не может переносить в текущую работу уже изученный
алгоритм. Иногда даже одиннадцатилетние дети путают право и лево. А
следствием станут затруднения в таком, например, задании: «в первом
предложении выделить приставки, во втором – найти подлежащее и
сказуемое». И если на подобных трудностях ребенок спотыкается
постоянно, нужно понимать, что ситуацию придется исправлять,
спустившись на базовый уровень. И это может стать первоочередной
задачей на следующий год.
Записала Елена Куценко
Может пригодиться
Альтернативные способы
улучшить итоговую отметку
Хорошо бы четвертая четверть стала временем, когда желающие
могут целенаправленно улучшить свои годовые оценки. Для этого можно
заранее оговорить разные возможности: написать реферат, подобрать
занимательный материал и провести урок для малышей. Тут может сработать
формула «пока объяснял, сам понял».
Кроме того, ребенок лучше понимает свои сильные стороны, учится
компенсировать то, что дается с трудом. Например, ученик-гуманитарий, у
которого физика вызывает лишь рефлекторный ужас, может написать что-то
вроде наблюдений за один день «Я как физическое тело» и привязать к
разным разделам физики (без формул!) мелкие события. Это не сделает его
Эйнштейном, но суть доселе враждебной науки станет чуть ближе. В обычно
размеренной жизни мы редко прикасаемся к тому, что дается с трудом, а
приближающийся конец года создает дополнительную мотивацию.
Опыт преодоления
Немалую лепту в предэкзаменационную лихорадку вносят родители.
Может быть, попробовать посоветовать им по-рабочему помочь ребенку?
Составить перечень тем по предмету, подсчитать количество оставшихся
дней и составить график повторения всего массива материала.
Постарайтесь объяснить, что важнее всего не зубрить с ребенком факты, а
помочь ему уяснить ключевые моменты, уловить смысл и логику материала.
Вместе сделать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая
изучаемый материал по плану. А основные формулы и определения выписать
на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в
столовой и т.д.
Результаты ребенка только улучшаются, если взрослые не будут нагнетать
напряженность. Экзамен – это не катастрофа, а испытание.
Личность в испытаниях, в конфликтах растет. Взросление не происходит
без преодоления. И от взрослых зависит, станет оно разрушительным или
закаляющим характер.