«А такие как есть, мы экзамену не нужны»
Записки неровным почерком накануне ГИА
В преддверии экзаменов,как обычно, мы публикуем
размышления и наблюдения
учеников, которым скоро
их сдавать. Иногда размышления
присылают сами ребята, а порой,
как в этот раз, мы просим знакомых
детей записать сюжеты хотя бы
одной недели школьной жизни.
Это важно – увидеть «объективную
процедуру» субъективным
взглядом аттестуемого. Заметить
те незримые, но прочные следы,
которые оставляет установка
на «результат любой ценой»
в молодых душах.
…Cегодня мы готовили кабинеты к
пробному ЕГЭ, который завтра будут писать одиннадцатиклассники. Я
наклеивала на столы стикеры с цифрами, и у меня
внутри все сжималось: каково это – сюда
прийти и сесть писать.
А у нас пока ГИА. Оказывается, литературу сдаю не только я. В сентябре
почти
все мои друзья, недолго думая, выбрали
обществознание. Потом выяснилось, что
экзамен этот будет посложнее, чем ненавистная всем нам алгебра: после
пробного теста четверка была только у М., отличницы. У остальных –
тройки.
После этого шесть человек переметнулись в мой лагерь – на литературу.
Этот
экзамен считается самым простым. Там
все ответы очевидные, никаких заумных
рассуждений по тексту не требуется, достаточно изложить официальную
версию –
то, что в классе говорили, и будет с тебя.
Просто, как «Колобок».
Вот, например, задание: сравнить два
отрывка, один – из «Слова о полку Игореве», другой – из «Василия
Теркина». Пишешь: русские воины (солдаты) храбро
бились и бьются за землю русскую (за
Родину) – потом можно осторожно ввести
свои мысли, но вот если соригинальничаешь, а базового ответа не дашь,
ответ тебе
не зачтут.
Базовый ответ – идеально. Никаких
разговоров о том, что «твое мнение не совпадает», что «кому оно вообще
нужно».
Придраться не к чему.
У нас очень хорошая учительница, она
говорит: «Мне в сочинении вы можете
что угодно написать, я пойму, а в ГИА –
не надо. Неизвестно, кому попадетесь на
проверку, лучше не рискуйте. Какая наша
главная задача? Правильно, чтобы нас высоко оценили». Это честно и это
справедливо. Она переживает за нас и предупреждает: неизвестно, какими
вы по счету
будете идти у проверяющего, ведь если
последними, то он уже уставший будет и
не станет ни вчитываться, ни вдумываться, поэтому – писать только по
существу и
только понятным почерком!
… На перемене мы всем классом успокаивали Ю. Она плакала,
потому что учительница предупредила, что хорошо сдать
химию и биологию ученикам нашего класса нереально, а у подружки в
планах – быть
микробиологом.
А почему так произошло? Потому что
учительница никого готовить не хочет! Вот
учитель истории со своими каждый вторник собирается и все тесты по
нескольку
часов прочесывает, а по биологии и химии ни разу не собирали. У Ю.
репетиторы
только по русскому и математике, а о биологии ее родители не подумали.
Ну а без
страховки она боится. Тем более двое наших мальчишек, которые в
медицинский
собираются, так и говорят: если только на
уроках учиться, то и простые пробники не
написать.
Честно, я в прошлом году тоже подумывала о химии и биологии, предметы
нравятся, но вовремя испугалась – подумать
только, куда бы сейчас бежать?
…Ну вот! Пробный по алгебре завалили почти все, даже Л.,
который вот уже
год занимается дома с каким-то профессором.
Мой собственный результат – 45%. Это
считается четверкой, но ошибок полно –
в основном в вычислениях. Раздали нам
наши листочки, сказали – сами дома посмотрите и обдумайте свои
«системные
ошибки». На уроке время тратить не стали – нас сейчас на сложные задачи
натаскивают, считается, что простые требуют
только внимания – и все.
Конечно, есть у нас в классе и вольный
народ. Эти двое ходят, посмеиваются над
теми, кто на дополнительные уроки рвется.
Я спросила Д., как она сдавать собирается, а она говорит – «как-как, на
расслабоне». И дала мне ссылку, где за сто рублей
можно получить ответы на все экзамены,
по моей литературе в том числе. Я пользоваться ссылкой не стала, но на
пробнике
все ответы правильные были у нее одной.
Сегодня К. пожаловалась мне, что ее
подготовка к ГИА стоит двадцать тысяч
в месяц – родители очень сердятся и постоянно попрекают. Непонятно мне:
К. выбрала сдавать информатику, а с ней у нее
никаких проблем, с первого раза рубит.
Родители же заставили – зачем тогда пилят?
…Ужас, до экзамена еще больше месяца, и каждый день на нас
орут, орут. С первого дня этого учебного года никто ни разу
не сказал нам, что все будет хорошо, все у
нас получится – пусть даже чтобы успокоить. Только и слышим: «Бездарь!
Лодыри!
Ноль баллов! ПТУ!»
Ну да, мы не маленькие, чтобы нас за
каждую решенную задачу по головке гладить, но сил не хватает все это
выносить.
Не припомню, когда у меня в последний
раз было в школе хорошее настроение.
И вот я подумала: а что, не пойти ли в это
ПТУ на самом деле? В школе-то еще два
года нас будут долбать, впереди ЕГЭ!
Жаль, что с моими родителями этот номер
не пройдет.
…Неожиданно крупно поссорилась с
сестрой. Она старшая, говорит, что я неправильно готовлюсь к ГИА, что я
едва ли
не урод. Литературу, говорит, нельзя сдавать, заучивая правильные
трактовки. Нужно, видите ли, себя проявить, выразить и
поспорить с критиком аргументированно.
То есть вообще готовиться не надо – прочел все книги по программе – и
вперед.
В школе говорила об этом с Ю. Она такое высказала: «Нам бы сначала
сдать, а
потом уже и думать можно, и творчество
проявлять, и до своих идей докапываться.
А такие, какие есть, мы экзамену не нужны».
Это правильная мысль, я считаю. Мне
говорили, что фотографу, чтобы открыть
свою студию, нужно сначала отснять пятьсот рутинных свадеб, после этого
он имеет право на свой взгляд и творчество. Но,
возможно, это глупость – что право быть
личностью приходит после бесправия. Не
знаю. Мне на самом деле уже все равно,
скорее бы все кончилось.