Подушки разбросаны, книги раскрыты
Но на самом деле он не так уж и беспорядочен, этот беспорядок после детских игр
С легким сердцем – все правда! – я сдавал предыдущую колонку о
разучившихся
играть детях. Но в письме читательницы
получил отповедь: они играют,
да еще как! И дальше – описание
свободных игр ее детей.
…Вокруг огня, сделанного из маминого
алого платка, сидят туристы: две
куклы, фарфоровая собака, старая варежка
и картинка из книжки. На заднем
плане – раскрытый на живописном пейзаже
атлас живой природы «Мы играем
в поход!».
Или вот: гости сидят за картонным
столом, на них шапочки – кому не хватило
вязаных тряпочек, на того надели
детали мозаики, не оставаться же им без
головного убора. Угощение приготовлено
из мишуры и блесток – очевидно,
праздник, не повседневная еда из пластилина.
Рядом с каждым – фломастер:
«Это День рождения, после обеда гости
играют в “чепуху”».
Еще зарисовка: горы кубиков и шарыснаряды,
идет обычная войнушка, но на
видном месте висит карнавальная маска
с черными перьями: «Это новый бог войны!
»
В общем, реальная мама уверяет, что
открытия из детей прут как из рога изобилия,
но только в том случае, если дать
ребенку играть, как он хочет. Без долгих
приготовлений, инструкций и уверенной
руки взрослого, мелькающей над правым
ухом ребенка; без этих «теперь клади…
теперь строй… расставь по росту… а эту
ерунду брось, мы сейчас в другую игру
играем».
Тема, таким образом, обрела конструктивный
поворот: что надо и что не
надо делать взрослым, чтобы игры детей
были именно их играми, а не развивающими
занятиями в пользу взрослых.
Хотя бы – с чего начать.
Зайдя в детскую, где пять минут назад
закончилась упоительная игра, мы видим,
как правило, махровый беспорядок.
Подушки разбросаны, книги раскрыты
и валяются на полу, под ногами месиво
из мелких игрушек. Но чем сразу возмутиться,
приглядимся.
Ландшафт игры
почти всегда упорядочен. Рассмотрев,
как именно застыли игрушки, можно
представить ход мысли ребенка. Вон та
лягушка подходит по цвету к подушке –
ее отнесли туда. Или вообще найдена
первая в жизни рифма. А круглая форма
коробки напомнила мозаику – и все детальки
ссыпаны туда. Машинки никогда
не расставлены на подоконнике просто
так. Как минимум слева «здоровые», а
справа – очередь на починку, и можно
догадаться, что здесь делает белая зимняя
шапка: доктор для автомобилей. А
уж после двухлетних малышей прогулка
по детской и вовсе логический тренажер:
карандаши разложены узором, формочки
выстроились по ранжиру, пластмассовые
овощи отделены от пластмассовых
фруктов.
Едва остывший после детских прикосновений
хаос – раскрытая книга для
родителей, тогда как идеальный порядок
глух и нем по отношению к детству.
Счастлив ребенок, родители которого
умеют изучать следы детских игр. Он может
позволить себе жить в игре свободно,
бесстрашно.