Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

Обозрение педагогической печати

Е.В.Советова
Тематические педсоветы 
Ростов-на-Дону: Феникс, 2008

На первых же страницах автор справедливо замечает, что унылые формальные педсоветы, где никто ни с кем не советуется, бесполезны. И предлагает форму тематических профессиональных обсуждений, которые позволяют наладить продуктивное взаимодействие и оживить систему самообразования в школе. При их подготовке нужно соблюдать некоторые принципы и условия. Важно использовать современные формы работы: коллективную творческую деятельность, творческие мастерские, презентацию работы методических объединений, семинары, деловые игры, конференции, «круглые столы», «аукционы идей». В книге можно найти их краткое описание. Однако сами по себе формы не обеспечат активного и заинтересованного участия педагогов, если организаторы не будут соблюдать собранные в отдельном параграфе правила успешного проведения педсовета: «Не принуждайте людей слушать доклады, не принуждайте выступать», «Хотите сократить длительность заседания – не жалейте времени на его подготовку», «Педсовет – не поле боя, на котором противник должен быть уничтожен. Руководитель должен стремиться к выработке общих подходов»... 
И если читатель разделяет эти принципы, он может найти в следующих главах материалы нескольких тематических педсоветов, в которых приведены некоторые общие положения по теме и составлен примерный план работы творческих групп. Для них разработаны задания. Довольно интересные, например, для педсовета по аналитической деятельности учителя группы должны придумать и представить: параметры анализа урока, деятельности учителя и учеников на уроке, психологического аспекта урока. А одной группе даже предлагается сочинить по теме педсовета выступление в духе капустника. Примеры подобной работы приведены в части Приложения вместе с образцами анкет, документов и схем организации методической работы в школе. 

Ю.Б.Гиппенрейтер 
У нас разные характеры. Как быть? 
М.: Астрель, 2012 

Чтобы жить в мире с самим собой и ладить с окружающими, хорошо бы представлять, какими особенностями наделен тот или иной человеческий характер. Причем знание об отрицательных сторонах не менее важно, чем о положительных : «Оно помогает грамотно вести себя с человеком, предотвращая излишние осложнения в семье и на работе, ошибки в воспитании ребенка». Автор дает целую галерею характеров разных типов с вполне понятными объяснениями и множеством примеров из литературы и своей психологической практики. Вот гипертимы, привычнее – сангвиники. Общительные, жизнерадостные, энергичные, обращенные к миру, прирожденные лидеры. Каковы же недостатки у людей с таким характером? Они не слишком задумываются об окружающих, могут быть утомительны, легко переступают границы дозволенного. 
Классический пример — гоголевский Ноздрев. Так же узнаваемы в ярких описаниях замкнутые, напряженно-аффективные, тре вожные, демонстративные, эмоциональ но-лабильные, неустойчивые, конформные. Читая, невольно пытаешься сопоставить с каждой схемой себя, близких и знакомых. Для тех, кто «не влезает», предусмотрена глава «Смешанные типы». В каждом описании есть раздел, рассказывающий о том, как взаимодействовать с ребенком того или иного типа. Но более развернутые рекомендации можно найти под заголовком «Воспитание детей и характер». Например, организовывать нужно демонстративного, гипертимному напоминать о норме, но не допекать мелочной критикой, а вот тревожному и напряженному это совсем не нужно. Это поможет смягчить недостатки и максимально проявить достоинства характеров.

Рейтинг@Mail.ru