ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ
Улыбаетесь? Это подозрительно...
Учитель-оптимист в школе административного пессимизма
Школы сейчас стали настолько разными, что жизнь в одной может
восприниматься учениками
и учителями другой
как инопланетная. По качеству
отношений в первую очередь.
Как люди относятся друг к другу,
к ученикам, к учебе? И бывает,
согласия по этим вопросам нет даже
внутри одной школы. Вот из такой
небольшой районной нам пришли
эти заметки.
На что рассчитываем – такие усилия и прилагаем.
– Они у вас ничего не знают, – отчитывает завуч после урока. – В
тетрадях одни
ошибки. А все почему? Трудные у вас тексты для работы. Это же дети!
Дети, да. И они – работали. Но вот – не
нравится.
***
В школе надо быть пессимистом: меньше усилий, но больше
устойчивости к непредвиденным обстоятельствам.
– Ваш класс неплохо выступил, вы
зайдите после уроков, я скажу, как надо
переписать сценарий, чтобы на областной
поехать.
Да, конечно. Сами-то мы не можем
понимать, нами надо руководить. А нас
спросить?
***
Вот оптимисту в школе трудно, потому
что он никогда не готов к сбою программы:
– Вы о чем там с детьми перед уроком
смеялись? И вообще – эта ваша проходка
по коридору с улыбочкой… И что у нас тут
смешного?
В самом деле, подозрительно. Разве
может быть у учителя признание без согласования? И вообще – радость без
труда исполнения правил и начальственной воли.
***
Право на критическое суждение у администрации неотъемлемое,
особенно
когда можно осадить инициативного
учителя.
– Разрешите снять мой последний урок,
я договорилась через родителей на редкую экскурсию.
– А зачем? Опять глотать информацию?
Задача учителя сегодня какая? Учить критическому мышлению, вот идите и
учите.
Кажется, в социологии это называется
«конструирование невежества». Но уж как
выпало.
***
Это все не от недостатка ума, просто
начальство привычно убирает из фокуса
все сложное и неочевидное.
– Может быть, есть какое-то инструктивное письмо по спорному случаю
выставления оценки?
– А вы что, мне не верите? Моего слова
вам недостаточно? Ну не бежать же мне
искать вам документ!
Все верно, учителей надо ставить на
место. Хорошо хоть не увольнять, с нее
станется.
***
Говорят о скорости нарастания изменений. О новых, не
учитываемых сейчас,
но уже действующих законах развития
человечества. Но мы сидим у себя в школе, как древние люди в пещере.
Череда
благоглупостей длится и длится, а диалог если и случается иногда, то
только с
детьми.