Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ


Столярова Любовь

Улыбаетесь? Это подозрительно...

Учитель-оптимист в школе административного пессимизма

Школы сейчас стали настолько разными, что жизнь в одной может восприниматься учениками и учителями другой как инопланетная. По качеству отношений в первую очередь. Как люди относятся друг к другу, к ученикам, к учебе? И бывает, согласия по этим вопросам нет даже внутри одной школы. Вот из такой небольшой районной нам пришли эти заметки.

На что рассчитываем – такие усилия и прилагаем. – Они у вас ничего не знают, – отчитывает завуч после урока. – В тетрадях одни ошибки. А все почему? Трудные у вас тексты для работы. Это же дети! Дети, да. И они – работали. Но вот – не нравится. 

***

В школе надо быть пессимистом: меньше усилий, но больше устойчивости к непредвиденным обстоятельствам. – Ваш класс неплохо выступил, вы зайдите после уроков, я скажу, как надо переписать сценарий, чтобы на областной поехать. Да, конечно. Сами-то мы не можем понимать, нами надо руководить. А нас спросить?

*** 

Вот оптимисту в школе трудно, потому что он никогда не готов к сбою программы: – Вы о чем там с детьми перед уроком смеялись? И вообще – эта ваша проходка по коридору с улыбочкой… И что у нас тут смешного? В самом деле, подозрительно. Разве может быть у учителя признание без согласования? И вообще – радость без труда исполнения правил и начальственной воли. 

*** 

Право на критическое суждение у администрации неотъемлемое, особенно когда можно осадить инициативного учителя. – Разрешите снять мой последний урок, я договорилась через родителей на редкую экскурсию. – А зачем? Опять глотать информацию? Задача учителя сегодня какая? Учить критическому мышлению, вот идите и учите. Кажется, в социологии это называется «конструирование невежества». Но уж как выпало.

***

Это все не от недостатка ума, просто начальство привычно убирает из фокуса все сложное и неочевидное. – Может быть, есть какое-то инструктивное письмо по спорному случаю выставления оценки? – А вы что, мне не верите? Моего слова вам недостаточно? Ну не бежать же мне искать вам документ! Все верно, учителей надо ставить на место. Хорошо хоть не увольнять, с нее станется.

***

Говорят о скорости нарастания изменений. О новых, не учитываемых сейчас, но уже действующих законах развития человечества. Но мы сидим у себя в школе, как древние люди в пещере. Череда благоглупостей длится и длится, а диалог если и случается иногда, то только с детьми.

Рейтинг@Mail.ru