ИСПЫТАНИЕ КОНКРЕТНЫМИ ОТВЕТАМИ
Ученики, о которых мы мечтаем – и которые нам достаются
Представления педагогов о школьниках реальных и идеальных
Для любой работы самая опасная фраза –«и так все понятно». Вот
школа. Казалось бы,
сколько уже проговорено-написано о хороших учителях,
трудных детях и успешных директорах, а по-настоящему
понятно только одно: работать тяжело.
Но, может быть, именно иллюзия простоты и мешает нам видеть,
а значит, и решать проблемы? Эта наша во-всем-уверенность
на скорую руку?
Давайте посмотримся в зеркало, которое ставят перед нами
социологи…
По своим критериям
В прошлом году социолог Елена Верещагина из Абакана
представила научному
сообществу результаты исследования о
том, как выглядят современный и идеальный ученики в представлениях
педагогов.
Расхождение в образах гигантское, оно и
понятно: современный ученик не идеален,
а идеальный куда как не современен.
Другое дело – что за этим стоит.
Итак, в качестве респондентов выступили не разрозненные учителя, а
группы
слушателей учреждения дополнительного профессионального образования,
355 учителей из городов и сел.
В основе
исследования – своеобразный мозговой
штурм, когда участники опроса сначала
сами вырабатывали ряд категорий для
характеристики идеальных и современных учеников, потом анализировали
названные категории по смысловым блокам, давая им ранговое место. В
конце
концов надо было, используя пять прилагательных, охарактеризовать
своего
реального ученика, с которым приходится работать, а затем идеального –
с
которым хотелось бы работать. И вот что
получилось.
Реальный школьник
Какими же учителя видят своего типичного ученика?
Во-первых, отрицательные характеристики. Он нездоров как физически, так
и психически, считают 50% учителей. Он
одновременно любознательный и эгоистичный – второй признак по частоте
упоминаний. И далее – по степени убывания:
безответственный, невоспитанный, безнравственный, инфантильный, наконец
–
высокомерный.
А вот и положительные качества: коммуникабельный, образованный, добрый,
жизнерадостный, наивный, честный.
Но это характеристики, получившие по
десять–двенадцать упоминаний от трех с
половиной сот учителей.
Что касается социальной активности,
то лишь каждый седьмой учитель замечает ее в детях, еще меньше –
целеустремленность, а в основном – пассивность,
потребительское отношение, нежелание
учиться и, конечно, лень-лень. Всего двенадцать человек сказали, что
они учат
предприимчивых ребят.
Самый тревожный блок качеств –
социально-альтруистический. Здесь, если
идти от характеристик, данных учителями,
вообще никакого просвета не наблюдается: ученики агрессивны, жестоки,
равнодушны, грубы – все качества перечислены
по мере убывания употреблений.
Разговоры об
идеалах
Тут характеристики вполне предсказуемы: представления учителей
об идеальном
ученике практически совпадают с представлениями об идеальном человеке.
В социально-нравственном блоке:
пусть бы ребенок был добрый (219 упоминаний) и здоровый (133). На
втором
месте – воспитанность, 100 человек «за».
И уже при этом – чтобы был любознательный и креативный. И чтобы
послушный, но
коммуникабельный. Наконец – жизнерадостный. Помимо этого желательны для
учителей и такие качества, как интеллект
и патриотизм. Аутсайдеры списка – честь,
порядочность, умение мыслить самостоятельно.
В блоке социальной активности наиболее желанные качества – трудолюбие,
активность, целеустремленность.
Социально-альтруистический блок тоже
достаточно очевиден: всем хотелось бы
видеть детей гуманными, с большим отрывом следуют сострадательность и
толерантность.
Вилка расхождений…
Что же получается? В голове – образ
воспитанного, умного, доброго, послушного и пышущего здоровьем ребенка,
а
перед глазами – эгоистичный нахал, который к тому же часто болеет, а
если не болеет, то ленится, и учить его невыносимо.
Несомненно, образ идеального ученика получился более однородным. Также
стало очевидным и то, что подспудно он
формируется учителями с позиции удобства. Плохо ли работать с
воспитанным,
любознательным, активным ребенком,
который схватывает материал на лету,
никогда не нарушает дисциплину и не задает ненужных вопросов? «Хорошо,
лучшего не надо!» – отвечает наш учитель.
И тем самым обрисовывает вполне определенный круг деятельности, которую
воспринимает как профессию: провести урок организованно, по плану,
передать материал по программе, проверить
усвоение и со звонком испытать чувство
выполненного долга. И хорош тот ребенок, который не помешал этому
ритуалу
состояться. Он пришел (не заболел), с
пониманием выслушал, ответил, когда
спросили, лишнего не наговорил. А вся
эта креативность, целеустремленность,
коммуникабельность – пусть будут, но не
здесь, пусть развиваются, но не мной. Активный любознательный ребенок –
хорошо, но пусть все личные источники активности: влечения,
переживания, мотивы и
цели, ценностные ориентации, идеалы –
будут пульсировать где-то там, на другой
территории.
Но этого не происходит, ребенок приходит в класс весь, какой есть, и
учителю
все труднее – сегодня практически невозможно загнать его в образ
правильного
ученика. «Не тот» сегодня ученик, но и учитель, выходит, нужен «не
тот».
…и игольное ушко
соединения
Исследование показало, что мнения
учителей о реальном ученике не сошлись
воедино: есть учителя, которые считают
современных детей любознательными, целеустремленными, более
образованными
и общительными. Другое дело – с такими
труднее работать, отсюда мечта: чтобы и
активные были, и послушные; креативные и
воспитанные – цепочку можно продолжить.
К тому же личность учителя зажата с
двух сторон: его ограничивают требования
государства и ожидания общества, то есть
школа должна школить; а с другой стороны – «старые» отношения с детьми
уже
невозможны.
Это болезненный конфликт,
и каждый преодолевает его по-своему,
правда, не каждый воспринимает эту работу как свое профессиональное
кредо.
Так что если меняться, то с этой точки.
Что же касается самого исследования – а
читатель-учитель, наверное, и сам уже об
этом подумал, – оно от начала до конца проводилось в сообществе самих
учителей, а у
нас, к несчастью, есть традиция, собравшись
вместе, ругать свою работу. В том числе –
дружно ужасаться, какие нынче дети. Хотя
коснись чего – каждый за свой класс горой
встанет, разве нет? В общем, исследование
исследованием, а четкость профессиональной позиции вырабатывать надо.