Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ОРИЕНТИРЫ


Витковский Анатолий, Драченкова Ольга

Чашка хвойного отвара: глоток военного детства

Цель исторической реконструкции – не просто погрузиться в мир семейных преданий, но пробудить в детях сострадание и милосердие

Все дальше и дальше от нас уходит время ВеликойОтечественной войны. Что может сделать школа, чтобы не прервалась связь поколений? Как передать современным детям живую память о военных годах? В Вятской православной гимназии в течение всего учебного года действует большой проект. На наш взгляд, знакомство с опытом этой работы будет интересно и классным руководителям, и педагогам-организаторам. Мы попросили рассказать о проекте педагога дополнительного образования Ольгу ДРАЧЕНКОВУ.

Чтобы пробудить милосердие

Когда мы создавали проект, для нас было важно дать ребятам представление о жизни людей в тылу в годы войны, организовать исследовательскую работу по сбору информации о военных судьбах родственников, развить навыки обращения с разными историческими источниками. Но самое главное – пробудить в детях чувства сострадания и милосердия в общении с пожилыми людьми.
Проектную работу мы начали по двум направлениям: создание «Книги Памяти» и подготовка спектакля «Дети войны» – исторической реконструкции событий, которые происходили в нашей местности во время военных лет.
Отмечу, что эти проекты можно реализовать и по отдельности, каждый из них самодостаточен. Замечательно, если подобная работа объединит несколько педагогов и каждый будет отве чать за свое направление: ктото за «Книгу Памяти», кто-то за сценарий «Дети войны».
Но в любом случае важно, чтобы в школе был человек, координирующий всю работу, болеющий за нее душой. Желательно, чтобы это был педагог, для которого тема войны значима лично и который хочет донести ощущение этой значимости до детей. Когда ребята чувствуют искренность и взволнованность взрослого, у них тоже возникает живой отклик.

«Моей бабушке – “За терпение”» 

Итак, по нашему замыслу содержание «Книги Памяти» должен был составить материал, собранный детьми в процессе семейного исторического исследования – «Как война коснулась моей семьи».
Прежде чем начать эту работу, мы обсудили идею в педагогическом коллективе, на родительских собраниях. Важно было осмыслить проект, совместно принять решение о проведении исследования, ведь поддержка родителей в таком деле – важнейшая предпосылка успеха. Мы обсуждали проект с детьми. И оказалось, что большинство ребят, ученики начальных классов, с энтузиазмом откликнулись на это предложение. Некоторые уже на второй-третий день начали приносить материалы – записанные истории, фотографии, ксерокопии документов, иногда очень красиво и аккуратно оформленные.
Нам потом рассказывали родители, что ребят словно подменили: «Сидят вечерами, думают, как и что лучше сделать, кому из родственников еще позвонить, какой эпиграф подобрать к записанной истории, медали срисовывают…» А дело все в том, что в беседах с ребятами мы говорили: если кто-то из родственников во время войны не был на фронте, а трудился в тылу или учился в школе – это тоже было большим испытанием. Жизнь в эти годы требовала немало мужества и сил. И хотя у человека может не быть орденов и медалей, его все равно можно назвать героем. Эти-то размышления и привели нас к мысли придумать медали для тех людей, о чьем военном детстве наши ученики собрали материал. Так на страницах «Книги Памяти» появились рисунки необычных, придуманных детьми наград: «За терпение», «За выдержку», «За честность».
К определенному сроку все результаты исследования – с рисун ками, ксерокопиями документов, рассказами, сочинениямирассуждениями – были представлены в виде страниц для «Книги Памяти».
Мы сформатировали страницы в книгу (при желании одновременно с исследовательской работой в школе можно провести конкурс на лучшую обложку для самой книги). Презентация «Книги Памяти» состоялась на празднике, посвященном Дню Победы.
Такая книга может храниться в школьной библиотеке, в музее. Новые поколения учеников могут создавать второй, третий и следующие тома. А детские работы можно представлять на конференциях, конкурсах, фестивалях как индивидуальный исследовательский проект. 

Этапы исторической реконструкции 

Второе направление работы – создание спектакля – исторической реконструкции на тему «Жизнь детей в годы Великой Отечественной войны».
Эта работа также включает в себя несколько этапов. Первый – определение круга людей, бывших в годы войны детьми, у которых ученики будут собирать воспоминания. Второй – сбор воспоминаний о жизни в военные годы. Воспоминания могут быть пе реданы в любой форме: в личной беседе, в письменном виде. Для облегчения рабо ты можно разработать анкету. Собранные воспоминания – это материал, на основе которого пишется сценарий исторической реконструкции.
Затем наступает этап распределения ролей, создания декораций, подбора реквизита и репетиций. А завершается все выступлением на празднике, посвященном Дню Победы, с приглашением лю дей, на основе воспоминаний которых создан спектакль. 

История нашей крестной 

В нашей гимназии замысел исторической реконструкции возник, можно сказать, спонтанно – из особенностей местной истории.
А история такова. Первоначально гимназия располагалась в здании бывшей церковно-приходской школы. В советское время в нем была началь ная школа № 9, где всю жизнь проработала известная вятская учительни ца Апполинария Николаевна Тепляшина. Выпускница Вятской Мариинской женской гимназии, она еще до революции работала в церковно приходской школе. Своей семьи у нее не было – ее семьей стала школа, ученики. В голодные военные годы Апполинария Николаевна покупала на собственные деньги таблетки витамина С, единственное, что можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе: на серебряной ло жечке каждому в рот, чтобы при ней съели.
А когда кончались деньги, заваривала в ведре витаминный напиток из хвои, поила ребят, чтобы у них не было цинги. Она ходила вместе с «почтальонкой» по домам учеников, когда та несла похоронки, чтобы разде лить горе, поддержать.
Ее ученики называют себя «тепляшинцами» и до сих пор собираются вместе в день ее рождения 19 декабря. Один из них – писатель, председатель Российского детского фонда Альберт Анатолье вич Лиханов – посвятил своей учительнице повесть «Крестная».
Сейчас наша гимназия располагается в здании бывшей Вятской Мариинской женской гимназии, где училась Апполинария Николаевна. В классах висят ее портреты, ей посвящен стенд гимназического музея. «Тепляшинцев» мы приглашаем на наши праздники, ведь само общение с людьми этого поколе ния воспитывает.
Однажды за душевным праздничным чаепитием ученики Апполинарии Николаевны стали вспоминать о времени учебы у нее, и эти воспоминания были такими интересными, что мы попросили записать их. А когда через некоторое время «тепляшинцы» принесли свои тетрадки – дело было накануне 9 Мая, – сценарий будущего спектакля как-то сам собой сложился у меня в голове.
Думаю, что во многих школах есть своя богатая история и свои особенные события, которые могут лечь в основу исторической реконструкции. Возможен и такой вариант, когда педагоги создают сценарий на основе материалов, собранных детьми для «Книги Памяти». 

«А это было тогда?..» 

В нашем случае в сценарий вошли воспоминания «тепляшинцев» о школе и о взаимоотношениях с учительницей в трудное военное время. Мне было важно, чтобы дети могли сравнить свою школьную жизнь со школой военной поры.
И вот пришла пора распределять роли. Надо было видеть, какое желание участвовать в постановке проявилось у ребят! Они просили наперебой: «Возьмите меня!..», «И меня, я буду стараться…» Судя по всему, современные дети вообще очень любят выступать на сцене. Много инициативы было и при подборе реквизита, мы постарались найти вещи и предметы военных лет: одежду, керосиновую лампу, чайник. Ребята приносили из дома тулупчики, шали, валенки и постоянно спрашивали: «А это подойдет?», «А это было тогда?..» Когда я спросила: «Будем ли готовить хвойный отвар, которым поила своих учеников Апполинария Николаевна?» – ответ был единодушным: «Конечно, будем!» – «Но он же очень горький». – «Ничего, надо, чтобы все было по-настоящему!» Я сама все переживала очень эмоционально, поскольку мне выпало играть Апполинарию Николаевну. 

Освоение традиции 

На спектакль, который прошел 9 Мая, мы пригласили всех учеников, родителей, бабушек, дедушек и «тепляшинцев». Ребята, особенно младшие школьники, смотрели реконструкцию как завороженные.
Взрослые тоже неотрывно следили за разворачивающимися на сцене событиями. А после спектакля родители учеников подходили и благодарили нас. Вообще, по нашим наблюдениям, совместное творчество детей и родителей благотворно влияет на семью. Семьи сплачиваются, родственники близкие и дальние начинают чаще звонить друг другу, что-то уточнять… А дети погружаются в мир семейных реликвий, преданий, может быть, впер вые узнавая имена некоторых родных, учатся помнить и благодарить своих предков. И вместе с тем начинают ощущать причастность к прошедшим на их земле событиям, к истории своего Отечества. Иногда это вызывает настоящее потрясение: «Я знал о таком только по фильмам, а оказывается, это было с моими дедушкой и бабушкой!»
И что еще интересно – ребята начинают иначе воспринимать литературные произведения о военном времени. Например, рассказ Леонида Пантелеева «Новенькая», с которым дети знакомятся в третьем классе. Ребята удивляются, что описанные в рассказе ситуации очень похожи на те, которые они показывали на реконструкции. По мере проживания подобных узнаваний-удивлений представление ребят о жизни во время войны становится все более объемным, многогранным.
Есть надежда, что, став взрослыми, они расскажут уже своим детям о войне и о том, какой была жизнь их семьи в то время. Таким образом, проектная дея тельность способствует живому сопри косновению с нашей исторической традицией и передаче культурно-исторического наследия.
В заключение хотелось бы привести слова доктора педагогических наук, профессора Самарской духовной семинарии игумена Георгия (Шестуна). Освоить традицию – «это значит приобрести искусство соразмерять опыты соб ственной жизни, здесь и сейчас совершающейся, с духовными, ценностными ориен тирами, на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Стать носителем традиции – значит познать действенность ее смыслов и ценностей, практически испытать их энергию и созидательную власть».

Рейтинг@Mail.ru