ОРИЕНТИРЫ
Витковский Анатолий, Драченкова Ольга
Чашка хвойного отвара: глоток военного детства
Цель исторической реконструкции – не просто погрузиться в мир семейных преданий, но пробудить в детях сострадание и милосердие
Все дальше и дальше от нас уходит время ВеликойОтечественной
войны. Что может сделать школа,
чтобы не прервалась связь поколений? Как передать
современным детям живую память о военных годах?
В Вятской православной гимназии в течение всего учебного года
действует большой проект.
На наш взгляд, знакомство с опытом этой работы будет интересно
и классным руководителям, и педагогам-организаторам.
Мы попросили рассказать о проекте педагога дополнительного
образования Ольгу ДРАЧЕНКОВУ.
Чтобы пробудить милосердие
Когда мы создавали проект, для нас
было важно дать ребятам представление о
жизни людей в тылу в годы войны, организовать исследовательскую работу
по сбору информации о военных судьбах родственников, развить навыки
обращения с
разными историческими источниками. Но
самое главное – пробудить в детях чувства
сострадания и милосердия в общении с
пожилыми людьми.
Проектную работу мы начали по двум
направлениям: создание «Книги Памяти»
и подготовка спектакля «Дети войны» –
исторической реконструкции событий, которые происходили в нашей
местности во
время военных лет.
Отмечу, что эти проекты можно реализовать и по отдельности, каждый из
них
самодостаточен.
Замечательно, если подобная работа
объединит несколько педагогов и каждый
будет отве чать за свое направление: ктото за «Книгу Памяти», кто-то за
сценарий
«Дети войны».
Но в любом случае важно, чтобы в школе был человек, координирующий всю
работу, болеющий за нее душой. Желательно, чтобы это был педагог, для
которого тема войны значима лично и который
хочет донести ощущение этой значимости
до детей. Когда ребята чувствуют искренность и взволнованность
взрослого, у них
тоже возникает живой отклик.
«Моей бабушке – “За
терпение”»
Итак, по нашему замыслу содержание
«Книги Памяти» должен был составить
материал, собранный детьми в процессе
семейного исторического исследования –
«Как война коснулась моей семьи».
Прежде чем начать эту работу, мы обсудили идею в педагогическом
коллективе,
на родительских собраниях. Важно было
осмыслить проект, совместно принять решение о проведении исследования,
ведь
поддержка родителей в таком деле – важнейшая предпосылка успеха.
Мы обсуждали проект с детьми. И оказалось, что большинство ребят,
ученики
начальных классов, с энтузиазмом откликнулись на это предложение.
Некоторые уже
на второй-третий день начали приносить
материалы – записанные истории, фотографии, ксерокопии документов,
иногда
очень красиво и аккуратно оформленные.
Нам потом рассказывали родители, что
ребят словно подменили: «Сидят вечерами, думают, как и что лучше
сделать, кому
из родственников еще позвонить, какой
эпиграф подобрать к записанной истории,
медали срисовывают…»
А дело все в том, что в беседах с ребятами мы говорили: если кто-то из
родственников во время войны не был на фронте, а
трудился в тылу или учился в школе – это
тоже было большим испытанием. Жизнь
в эти годы требовала немало мужества и
сил. И хотя у человека может не быть орденов и медалей, его все равно
можно назвать героем. Эти-то размышления и привели нас к мысли
придумать медали для
тех людей, о чьем военном детстве наши
ученики собрали материал. Так на страницах «Книги Памяти» появились
рисунки
необычных, придуманных детьми наград:
«За терпение», «За выдержку», «За честность».
К определенному сроку все результаты
исследования – с рисун ками, ксерокопиями документов, рассказами,
сочинениямирассуждениями – были представлены в
виде страниц для «Книги Памяти».
Мы сформатировали страницы в книгу
(при желании одновременно с исследовательской работой в школе можно
провести конкурс на лучшую обложку для самой
книги). Презентация «Книги Памяти» состоялась на празднике, посвященном
Дню
Победы.
Такая книга может храниться в школьной библиотеке, в музее. Новые
поколения учеников могут создавать второй, третий и следующие тома. А
детские работы
можно представлять на конференциях,
конкурсах, фестивалях как индивидуальный исследовательский
проект.
Этапы исторической
реконструкции
Второе направление работы – создание спектакля – исторической
реконструкции на тему «Жизнь детей в годы Великой
Отечественной войны».
Эта работа также включает в себя
несколько этапов. Первый – определение круга людей, бывших в годы войны
детьми, у которых ученики будут собирать воспоминания. Второй – сбор
воспоминаний о жизни в военные годы. Воспоминания могут быть пе реданы
в любой
форме: в личной беседе, в письменном
виде. Для облегчения рабо ты можно разработать анкету. Собранные
воспоминания – это материал, на основе которого
пишется сценарий исторической реконструкции.
Затем наступает этап распределения
ролей, создания декораций, подбора реквизита и репетиций. А завершается
все
выступлением на празднике, посвященном Дню Победы, с приглашением лю
дей,
на основе воспоминаний которых создан
спектакль.
История нашей
крестной
В нашей гимназии замысел исторической реконструкции возник,
можно сказать, спонтанно – из особенностей местной истории.
А история такова. Первоначально гимназия располагалась в здании бывшей
церковно-приходской школы. В советское время в нем была началь ная
школа
№ 9, где всю жизнь проработала известная вятская учительни ца
Апполинария
Николаевна Тепляшина. Выпускница Вятской Мариинской женской гимназии,
она
еще до революции работала в церковно приходской школе. Своей семьи у
нее не
было – ее семьей стала школа, ученики. В
голодные военные годы Апполинария Николаевна покупала на собственные
деньги
таблетки витамина С, единственное, что
можно было купить без карточек, и раздавала своим ученикам в классе: на
серебряной ло жечке каждому в рот, чтобы при
ней съели.
А когда кончались деньги, заваривала в
ведре витаминный напиток из хвои, поила
ребят, чтобы у них не было цинги. Она ходила вместе с «почтальонкой» по
домам
учеников, когда та несла похоронки, чтобы
разде лить горе, поддержать.
Ее ученики называют себя «тепляшинцами» и до сих пор собираются вместе
в
день ее рождения 19 декабря. Один из
них – писатель, председатель Российского детского фонда Альберт
Анатолье вич
Лиханов – посвятил своей учительнице
повесть «Крестная».
Сейчас наша гимназия располагается в
здании бывшей Вятской Мариинской женской гимназии, где училась
Апполинария
Николаевна. В классах висят ее портреты,
ей посвящен стенд гимназического музея.
«Тепляшинцев» мы приглашаем на наши
праздники, ведь само общение с людьми
этого поколе ния воспитывает.
Однажды за душевным праздничным
чаепитием ученики Апполинарии Николаевны стали вспоминать о времени
учебы
у нее, и эти воспоминания были такими
интересными, что мы попросили записать
их. А когда через некоторое время «тепляшинцы» принесли свои тетрадки –
дело
было накануне 9 Мая, – сценарий будущего спектакля как-то сам собой
сложился у
меня в голове.
Думаю, что во многих школах есть своя
богатая история и свои особенные события, которые могут лечь в основу
исторической реконструкции. Возможен и такой
вариант, когда педагоги создают сценарий на основе материалов,
собранных
детьми для «Книги Памяти».
«А это было
тогда?..»
В нашем случае в сценарий вошли воспоминания «тепляшинцев» о
школе и о
взаимоотношениях с учительницей в трудное военное время. Мне было
важно, чтобы дети могли сравнить свою школьную
жизнь со школой военной поры.
И вот пришла пора распределять роли.
Надо было видеть, какое желание участвовать в постановке проявилось у
ребят! Они
просили наперебой: «Возьмите меня!..»,
«И меня, я буду стараться…» Судя по всему, современные дети вообще
очень любят выступать на сцене.
Много инициативы было и при подборе
реквизита, мы постарались найти вещи и
предметы военных лет: одежду, керосиновую лампу, чайник. Ребята
приносили из
дома тулупчики, шали, валенки и постоянно спрашивали: «А это
подойдет?», «А это
было тогда?..»
Когда я спросила: «Будем ли готовить
хвойный отвар, которым поила своих учеников Апполинария Николаевна?» –
ответ
был единодушным: «Конечно, будем!» –
«Но он же очень горький». – «Ничего, надо,
чтобы все было по-настоящему!» Я сама
все переживала очень эмоционально, поскольку мне выпало играть
Апполинарию
Николаевну.
Освоение традиции
На спектакль, который прошел 9 Мая,
мы пригласили всех учеников, родителей,
бабушек, дедушек и «тепляшинцев». Ребята, особенно младшие школьники,
смотрели реконструкцию как завороженные.
Взрослые тоже неотрывно следили за
разворачивающимися на сцене событиями. А после спектакля родители
учеников
подходили и благодарили нас.
Вообще, по нашим наблюдениям, совместное творчество детей и родителей
благотворно влияет на семью. Семьи
сплачиваются, родственники близкие и
дальние начинают чаще звонить друг другу, что-то уточнять…
А дети погружаются в мир семейных
реликвий, преданий, может быть, впер вые
узнавая имена некоторых родных, учатся
помнить и благодарить своих предков. И
вместе с тем начинают ощущать причастность к прошедшим на их земле
событиям, к истории своего Отечества. Иногда
это вызывает настоящее потрясение: «Я
знал о таком только по фильмам, а оказывается, это было с моими
дедушкой и
бабушкой!»
И что еще интересно – ребята начинают иначе воспринимать литературные
произведения о военном времени. Например, рассказ Леонида Пантелеева
«Новенькая», с которым дети знакомятся
в третьем классе. Ребята удивляются, что
описанные в рассказе ситуации очень похожи на те, которые они
показывали на реконструкции.
По мере проживания подобных
узнаваний-удивлений представление ребят о жизни во время войны
становится
все более объемным, многогранным.
Есть надежда, что, став взрослыми, они
расскажут уже своим детям о войне и о
том, какой была жизнь их семьи в то время.
Таким образом, проектная дея тельность
способствует живому сопри косновению с
нашей исторической традицией и передаче культурно-исторического
наследия.
В заключение хотелось бы привести
слова доктора педагогических наук, профессора Самарской духовной
семинарии игумена Георгия (Шестуна). Освоить
традицию – «это значит приобрести искусство соразмерять опыты соб
ственной
жизни, здесь и сейчас совершающейся, с
духовными, ценностными ориен тирами,
на которых держалось общество на протяжении сотен лет. Стать носителем
традиции – значит познать действенность
ее смыслов и ценностей, практически
испытать их энергию и созидательную
власть».