Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС


Досова Любовь

Школа и родители: тысяча и одна идея для общей работы

А главный принцип сотрудничества – не замыкаться на своем классе, учителе, ребенке

В конце учебного года педагога обуревают противоречивыечувства. С одной стороны, хочется позвать родителей в школу. И об итогах учебы побеседовать, и общими усилиями подготовить яркое завершение года. С другой – слишком часто подобные разговоры, долгие, нервные, оборачиваются обидами. А родительское участие в празднике ограничивается покупкой лимонада и печенья на общий стол. Помощи – чуть-чуть, времени потраченного – вагон. В самую горячую пору, когда все срочно: подготовка детей к экзаменам, кабинета – к очередному ремонту, заполнение отчетов. В черногорской школе № 1 (Республика Хакасия) взаимодействие с родителями – процесс налаженный и потому эффективный. В конце года мамы и папы приходят на праздничный фестиваль полноправными участниками именно потому, что все предшествующие месяцы двери школы были для них открыты, а педагоги деликатно вовлекали родителей в повседневную жизнь каждого отдельного класса – каждого ребенка.

Школа – центр жизни 

Знакомый тезис: «школа – центр культурной и общественной жизни микрорайона». На практике так случается нечасто. Хотя семьи учеников живут поблизости или по крайней мере ежедневно сходятся к школе – по окрестным дорожкам, мимо фонарей, ларьков, деревьев.
Регулярные встречи педагогического коллектива с родителями начались с желания облагородить близлежащую территорию: осветить поярче, очистить, украсить. Для вдохновения назвали собрания
ассамблеями. Кто-то взял на себя непростую работу общения с вышестоящими организациями, кто-то помог с материалами, транспортом, кто-то лично взял в руки кисточку или лопату. Родители почувствовали свою значимость.
Образовательные проблемы – материя более тонкая. Мамы и папы не сразу поняли, что и здесь их слово, мнение имеют вес. Скажем, введение нового курса, выбор направлений дополнительного образования – это теперь обсуждается на ассамблее. И всем понятно, почему открывается или не открывается конкретный факультатив, кружок. Чего не хватает: средств, специалистов, помещений, детского энтузиазма? Разговоры о тайных умыслах учителей сами собой сошли на нет. 

Трудный возраст 

Известно, что пока дети учатся в младших классах, мамы и папы регулярно встречаются с учителями, на любую просьбу с готовностью откликаются. А в средней школе… Никуда их не дозовешься, ни о чем не попросишь. Именно для родителей подростков (5–9 классы) устроили в школе зимой дебаты.
Вопрос – самый актуальный: должны ли родители нести ответственность за учебу, или эта проблема целиком и полностью ложится на плечи детей и школы? Команды составили по интересам: ученики, педагоги, родители. Правила классические: аргументы, контраргументы, спикеры, эксперты. И болельщиков – полный зал. Убедительные доводы нашлись у всех присутствующих. Но самое главное – родители услышали, как нуждается в них школа, а дети обнаружили, что родительское вмешательство не ограничивается семейным скандалом. 

Камень преткновения

Многие родители с удовольствием бы пообщались со своими выросшими детьми. Но совершенно не представляют, как это сделать. Раньше было достаточно сказку рассказать малышу, в салочки с ним побегать, а теперь и предложить нечего.
В школе решили ближе к весне устроить большую общую игру с долгой-долгой подготовкой, чтобы представители всех поколений успели оценить деловые и творческие качества друг друга, вспомнили, как обсуждать не только грязную посуду и несделанные уроки, но и вещи гораздо более интересные и важные. 

Создание «Города чудес»

В день праздника школа должна превратиться в самый лучший в мире город – с замечательными культурными и научными достопримечательностями, с градообразующим предприятием, с правовой и финансовой системой (куда же без финансов?).
Это не произойдет по мановению волшебной палочки. Требуется предварительная работа. Сначала решили, что каждый класс возьмет на себя создание одного из городских объектов. Вскоре стало ясно, что схема должна быть более гибкой. Есть дело, за которое берется группа ребят из одного класса (к примеру, музей истории школы или изготовление макета города мечты), а есть то, что под силу только разновозрастной компании, соединившейся по принципу общности интересов.
Городской театр – результат усилий актеров, художников, музыкантов, как маленьких, так и больших. Такое же разновозрастное дело – картинная галерея, куда не просто приносят свои творения юные и взрослые художники. Нужно ведь еще разместить экспозицию, подготовить таблички, организовать встречу посетителей. Про телевидение (познавательные и развлекательные передачи), типографию (выпуск газеты с последними новостями и звездными интервью) и говорить нечего.
Помимо культурно-развлекательных учреждений в хорошем городе должна быть наука. Школьная научная академия на празднике заявит о себе конференциями (с представлением исследовательских докладов, олимпиадами, интеллектуальными играми и дебатами). Но сначала необходимо собрать список выступающих, распределить их по времени, придумать вопросы и задания для турниров. Находится место и министерству спорта. На празднике уместны соревнования, эстафеты. А пока кто-то придумывает интересные формы, собирает инвентарь, обучает судейскую команду.
Как бы ни готовилось событие, силами одного или нескольких классов, оно должно быть территориально где-то расположено. Поэтому каждый кабинет заранее определяется под будущую газетную редакцию или олимпийский комитет. Пространство преображается в соответствии со смыслом происходящего.
На всем протяжении подготовительного процесса родители остаются активными участниками. Тем более что многое происходит по вечерам, можно забежать после работы на репетицию спектакля, строительство выставочного стенда…
Как и дети, взрослые имеют право выбирать, остаться ли им в «своем» классе или присоединиться к межвозрастному проекту. Мамы и папы представляют свое творчество или остаются в роли организаторов, помощников. Можно прийти разочек (что-то прибить, повесить), можно стать постоянным участником того или иного проекта. Все зависит от рабочего графика мам и пап, от их желания.
Тут есть один очень важный момент: родитель не привязан к своему ребенку, к его учителю. Обстоятельства вынуждают его взаимодействовать с незнакомыми детьми, учителями. Нет шлейфа прошлых обид и разочарований, нет страха. Просто ровесники сына или дочери, коллеги знакомого классного руководителя или математика. Опыт общения, навык ведения диалога на равных, без руководящих или заискивающих ноток в голосе. 

Прогулки по городу 

«Город чудес» живет в школе один или два дня. И главная проблема организаторов – устроить эту жизнь так, чтобы все смогли увидеть как можно больше из представленного, при этом еще и свою работу не забыть. С родителями легче. Они заглядывают во все кабинеты, радуются достижениям своего ребенка и других детей, открывают для себя таланты соседей.
Дети вынуждены вести экскурсии по выставочному залу, объяснять посетителям архитектурный замысел города будущего (на примере макета), печатать газетные статьи. Помогает «сменная занятость»: одна команда экскурсоводов отпускает друзей погулять на часок, поболеть на футбольном поле, послушать доклады, а потом сама отправляется на поиски развлечений.
Еще полезно определить несколько ключевых событий (спектакль, скажем), которые происходят тогда, когда все остальное закрыто. Ну и некоторая доля легкомыслия спасает: нельзя объять необъятное. Пусть что-то останется в планах на будущее, в восторженных пересказах очевидцев.
Уходя домой, горожане и гости заполняют несложную анкету, в которой их просят рассказать о том, что было самым интересным, о том, что мешало радоваться, но главное – отметить усилия детей, родителей. Поименно, с указанием конкретных побед.
Такие праздники помогают родителям приходить в школу не по обязанности, а по желанию. И общение с ребенком в результате становится гораздо более вольным и праздничным. 


Может пригодиться

Умная карусель

Когда в одном пространстве собрались очень разные люди (как на родительских ассамблеях), а предстоит им вместе выполнить какую-то реальную задачу (благоустроить пришкольную территорию, к примеру), стоит начать с небольшой игры, минут на 15. Называется она «информационная карусель».
Ведущий задает аудитории вопрос по теме встречи и предлагает 2–3 варианта ответа. Ответившие одинаково собираются в одну группу. Затем ведущий задает второй вопрос – образуются новые группы. Очень быстро единомышленники знакомятся друг с другом. Появляется возможность сразу создать рабочие группы для выполнения той или иной конкретной работы. 

Многообразие мнений 

Учителя и родители, родители и взрослеющие дети – группы с разными привычками, вкусами. Но и между ними есть много общего. Эту общность важно определить и подчеркнуть в некоторых ситуациях.
Простой прием поможет всем собравшимся понять, что вокруг единомышленников больше, чем оппонентов. Для этого нужно встать в круг, точнее, в два круга – один внутренний, другой внешний, лицом друг к другу. Получаются пары. Каждая быстро находит общую черту (точку зрения на проект, причину присутствия) и в символической форме старается выразить обретенное единство (девиз, жест). Затем круги сдвигаются на один шаг: один – вправо, другой – влево. Новая пара теперь ищет почву для диалога, общий знак. Не обязательно встретиться всем со всеми. Достаточно нескольких перемещений, чтобы возникла дружеская, доверительная атмосфера. 

Точка зрения 

Продемонстрировать право каждого на свою точку зрения, необходимость доверять чужому взгляду и учитывать его позволяет нехитрая игра.
Каждый участник получает лист бумаги и ручку. Листочки нужно подписать и проделать в них дырку в центре так, чтобы через нее можно было смотреть на окружающий мир. Смотровые окошки (круглые, прямоугольные, причудливые, большие и маленькие) отражают личность авторов. Теперь свой листочек надо закрепить (мемоклипы, стержни с зажимами для бумаги, расставленные на партах, очень пригодятся) и внимательно рассмотреть мир в рамке. Затем посмотреть через чужую рамку и описать увиденное несколькими предложениями.
Эффект потрясающий. Во-первых, формулируешь новый взгляд на знакомое пространство. Во-вторых, предыдущий зритель с удивлением замечает, что даже в общей рамке жизнь видится по-разному. Так вот что значит – собственная точка зрения!

Рейтинг@Mail.ru