ВИРТУАЛЬНАЯ ШКОЛА
Стать интересней интернета
В Сети подросток потребляет. И только педагог создает ситуацию, когда ее ресурсы превращаются в источник творческой, исследовательской работы
Общеизвестный тезис: интернет в корне изменилтрадиционную
модель образования. Раньше школьники
все новое и важное узнавали от учителя, по крайней мере,
целый день смотрели на него. Слушали они или нет – по-разному.
Но педагог явно возвышался.
Сегодня на уроке взгляды учеников прикованы к экранам
компьютеров. Там нужная информация, процессы, за которыми
необходимо следить. Педагог где-то за спиной. Его голос –
лишь сопровождение экранного действа.
Как учителю остаться в поле зрения ребенка, особенно подростка,
который порой заявляет, что больше не нуждается во взрослых
ни в школе, ни за ее пределами?
Дух противоречия
Чтобы дети заметили педагога среди
компьютеров, ему нужно быть необычным
и противоречивым.
В Сети все стремительно: задача учителя – замедлить процесс, побудить
пользователя остановиться, задуматься.
Интернет предлагает скользить взглядом, знакомиться. Учитель –
обдумывать,
сопоставлять.
В Сети подросток потребляет. Педагог
создает ситуацию, когда интернет становится источником творческой,
исследовательской работы, инструментом для
создания качественного продукта. Тут-то
и пригодится любовь к фильмам, музыке,
картинкам!
Пользователям интернета кажется, что
информация существует сама по себе,
без носителя, без человека. Учитель высказывает свою точку зрения,
говорит о
личностно значимых событиях, деятелях
науки или искусства. Идея авторства,
субъективного отношения к факту – это
всецело в руках педагога.
Именно он провоцирует столкновение
точек зрения, побуждает усомниться в изложенной версии, попытаться
понять идею
того или иного ресурса, чтобы информация из некой данности превратилась
в результат поиска, сложного мыслительного
процесса. Стала личным знанием.
Был проведен забавный эксперимент.
Двум группам учеников предложили подготовиться к контрольной на тему
«Развитие жизни на Земле». Одни читали учебник, другие искали
информацию в Сети.
Сразу понятно, кто работал с большим
удовольствием: пользователи интернета.
Они и времени больше потратили, и больше страниц текста прочитали. А
вот финал
оказался не таким предсказуемым. С вопросами теста успешнее справилась
группа «читателей учебника».
Причина не только в том, что в учебнике
информация тщательно отобрана и удобно
структурирована, в соответствии с требованиями программы. В конце
концов дети
должны научиться самостоятельно отбирать факты, искать связи. Тогда не
жалко
«временно проиграть» в тестовых баллах.
Существенно то, что «компьютерщики»,
искренне увлеченные процессом, совершенно не заинтересовались
предметом.
Не сосредоточились на нем.
Здесь и начинает «колдовать» педагог,
замедляя, удивляя, направляя…
Мелкие хитрости
Учитель порой гораздо хуже взаимодействует с интернетом, чем
ученик. Не
может найти необходимую информацию,
воспользоваться предоставленными ресурсами. Он учится у своих
подростков или
вместе с ними (если дети тоже не в курсе).
И это не просто урок демократии, но и демонстрация способов обучения,
приемов
поиска, личного отношения, осмысления
каждого факта. Для этого педагог должен
уметь ответить на вопрос: как я познаю
мир. Тогда и с учениками возникнет конструктивный диалог.
Старшеклассники чувствуют себя в интернете довольно уверенно. Они не
запоминают адреса сайтов, не сохраняют путь
поиска, идут «самым коротким путем»
(сразу адрес «вбивают» – не пользуются
поисковыми системами), забывая, чего
хотят достичь. Если ситуация заставит их
вернуться «по собственным следам» (необходимость рассказать о способе
работы, найти лишние повороты или тупики
поиска), тогда и способ деятельности отрефлексируется, и некая
классификация
понятий, явлений в сознании возникнет, и
обманчивое ощущение доступности единожды найденного, но
незафиксированного («точно было, не помню где») приобретенным опытом
поправится.
Создавая подобную ситуацию, не обязательно стоять над душой. Для
подростка идеальная ситуация: один экран для
одного человека. Достаточно устроить
соревнования на скорость обнаружения
какой-то информации или поиск «глубоко
запрятанных» фактов.
С помощью интернета легко создать
монументальную работу, страниц на двадцать. Даже если ребенок не просто
послал
на печать готовый реферат, а честно прочитал текст, выбрал нужное,
переставил
абзацы в правильном порядке. Все равно.
Необходимость писать или печатать заставляет строже подходить к отбору
материала, физически пропускать его через
себя. Педагогу не нужно слишком изощряться. Некоторые, правда,
предлагают
ребятам заменять в исходным тексте все
слова, кроме союзов, чтобы получилось
совершенно новое произведение. Конечно, оно становится значительно
короче и
запоминается надолго. Но легче попросить написать (напечатать) своими
руками реферат на реферат: одну страницу,
самое важное. А потом эти страницы всех
докладов станут сборником, каталогом научных трудов класса или автора.
Каталогом легко читаемым, полезным. За полной
версией всегда можно будет обратиться в
архив (дальняя полка шкафа).
Кстати, переписку по поводу редактирования сочинения или доклада (в
электронном виде это не так мучительно и
долго, как в бумажном), неправильно решенного примера или оригинальной
задачи удобно вести в Сети. На сайте учителя,
на сайте школы. В электронном журнале, в
конце концов. Так учебный процесс становится прозрачен для родителя,
который,
с согласия сторон, знакомится с перепиской, вносит свои замечания,
«кидает»
любопытные ссылки. Домашнее задание
не повод для конфликта, а пространство
встречи, сотрудничества семьи и школы.
Диалога, спора...
Деятельность подростка в Сети становится образовательной, если учитель
помогает задать некий культурный, смысловой вектор, сформулировать
цель. Любое коллекционирование и оформление
коллекций (фото, видео, аудио…) для их
публичного представления – замечательный процесс, в ходе которого
подросток
учится сохранять и структурировать, учитывать чужое восприятие и
мнение.
Обзор чего угодно (от альбома классных фотографий до сборника работ
автора за последние 8 лет) – умение отслеживать динамику,
прогнозировать.
Интернет провоцирует пользователей
проявлять свое отношение к увиденному
или прочитанному (нравится – не нравится). Но только учитель способен
эмоциональную реакцию превратить в критериальное содержательное
оценивание.
Сам факт комментирования, обсуждения
некого результата, признания его сообществом (Сеть фиксирует и
сохраняет
дискуссию) – мощный образовательный
стимул.
Школа предлагает знания, которые
нужны только в школе. Подключение интернета позволяет работать с
большим
знанием, внешним миром.
Резюме
Первый и главный человек, помогающий подростку взглянуть на
интернет
как на культурный, образовательный ресурс, – педагог. Именно благодаря
ему
школьники обнаруживают в Сети всякие
справочники, странички научных и музейных сайтов (они привлекательнее
страниц
учебника яркостью картинок, возможностью навигации…), противоречия и
откровения.
Если в школе учитель этим не занимается, подросток не получает образца
культурного взаимодействия с интернетом.
В свою очередь, благодаря возможностям интернета, педагогу удается
удерживать в образовательном процессе баланс
между игрой и реальностью, между усилием и удовольствием.
Современная школа, несмотря на наличие разнообразной техники и
специального предмета «Информатика», в целом пока
не приспособлена для выхода в Сеть, в
большой мир. И все же учителя стараются
проложить дорогу.
В контексте темы
Исследователи
разных стран
внимательно изучают, какова роль
компьютеров в жизни современной
молодежи. Интересно сравнить
среднемировые показатели с ситуацией
в собственном классе?
Как часто
подростки посещают
интернет?
По инициативе школы подростки в два
раза реже обращаются к интернету, чем
по личной надобности. С регулярностью
и того хуже: в школе это происходит время
от времени, несколько раз в месяц. По
личной инициативе – ежедневно, и здесь
нет разницы между мальчиками и девочками.
Половина старшеклассников заходит в
интернет в среднем на полчаса – на час.
Вторая половина проводит в Сети в среднем
2 часа в день. Разумеется, в будни поменьше,
зато выходные целиком посвящены
любимому занятию.
От пятого класса к одиннадцатому в 2,5
раза увеличивается число таких завсегдатаев
сети. Вероятно, это связано с тем, что
по мере взросления подросток все легче
избегает запретов, ограничений, накладываемых
взрослыми. А собственных причин
больше времени проводить в реальности у
него нет.
41% подростков пользуются интернетом
дома чаще, чем родители; 36% – поровну,
у 23% – родители больше времени
проводят в сети, чем дети.
Зачем подростки
идут в интернет?
Большинство
отвечает расплывчато:
поиск чего-то нужного (90%) или скачивание
(60%). Общаются в Сети 71%.
Игры в основном рассчитаны на мальчиков.
И мальчики активно играют. Для
них важно заниматься чем-то вместе с
друзьями.
Девочки предпочитают социальные
сети. Им хочется обмениваться эмоциями,
секретами.
При этом все подростки отмечают, что
в школе разрешается искать (скачивать)
только учебную информацию, и это ограничение
воспринимается как запрет на
все, что действительно интересует. Однако
поиск чего-то нужного – тоже поиск информации.
Возможно, причина в несовпадении
требований школьной программы и
интересов подростков. Так ли непреодолим
этот разрыв?
52% старшеклассников используют
интернет для выполнения домашних заданий.
Даже если учитель не предлагает
им этот способ. Консультируются в Сети,
ищут ответы, факты (это проще для ребят,
чем листать учебники или справочники,
которых нет ни дома, ни порой в школьной
библиотеке). Девочки учатся в Сети в
полтора раза чаще мальчиков. Среди поисковых
машин лидируют Google и Яндекс.
Главный справочный ресурс – Википедия.
46% просто копируют из Сети тексты докладов,
рефератов и сдают непрочитанные
толком труды преподавателям. 54% тратят
время на редактирование скачанного.
С возрастом пользователи интернета
все более критически относятся к полученной
информации. Заслуга ли это школы
или собственный печальный опыт?
В
начальной школе 48% считают, что раз
написано в компьютере, значит, правда.
Старшеклассников доверчивых только
8%; студентов – 0,6%.
Лишь 20% подростков называют педагогов
в числе тех, кто приобщает их к культуре
интернета.