ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
И бассейн, и театр, и место для колясок!
Но пока мечты о новых детских садах разбиваются о СНиПы, СанПиНы, нехватку денег и кадров
Итак, у дошкольного образования новый статус, это полноценный
уровень образовательной системы.
Предполагается,
что сменой вывески дело
не ограничится: в эти дни активно
дискутируется тема своеобразия
образовательных стандартов
дошкольников, ставится вопрос
о профессиональной готовности
педагогов, обсуждаются нормы
и условия жизни детского
сада. В ряду мероприятий –
«круглый стол» в Общественной
палате на тему «Архитектурный
облик детского сада».
Прекрасное:
в реальности и в воображении
Руководитель проектно-производствен ной фирмы
«Проект-Реализация»
Ольга Бумагина представила проекты
новых типовых дошкольных учреждений,
в которых предусмотрены и бассейны, и
театры, и подсобные помещения, и специальные устройства для детей с
ограниченными возможностями, а также места
для колясок, на которых привозят самых
маленьких. Такие детские сады уже есть в
Москве, Подмосковье и в некоторых регионах. Красота! Фасады зданий
нарядные,
яркие, красочные – они выгодно отличаются на фоне серой среды.
Сотрудник Центра информационных
технологий и учебного оборудования Департамента образования г. Москвы
Елена
Гибралтарская убеждена:
– Архитектура детских садов должна
быть приспособлена для воспитания активных и любознательных детей,
создавать условия для свободной игровой, исследовательской, творческой
активности
дошкольников… Прошли те времена, когда все дошколята выполняли одни и
те же
действия по заранее заведенному порядку. Современный ребенок должен
иметь
право на выбор различных видов деятельности. Для этого и нужно
многообразие
пространств: помимо традиционных помещений – игровой комнаты, бассейна,
спортзала – это могут быть мастерские и
строительные площадки, комната отдыха
и сказок, место для музыкальных занятий
и театральных постановок, даже научная
лаборатория с настоящими микроскопами и компьютерами.
И далее, далее: все помещения должны легко трансформироваться, мебель –
удобно раскладываться и собираться;
места как для коллективных занятий, так и
небольшие комнаты для обсуждения планов, впечатлений, конфликтов. А еще
места уединения, специальные уголки, как в
зарубежных детских садиках.
Зарубежные специалисты тоже выступили. Николас Коро, содиректор
агентства Capital Research Group, исследующий влияние цвета на психику
человека,
сравнил цвет с эмоциональной кувалдой,
настолько сильное он оказывает воздействие. Краски для детских садов и
школ
надо выбирать очень тщательно, а «цветовая экспертиза» образовательных
учреждений должна быть обязательной.
Каковы возможности?
Ирина Комарова, ведущий научный сотрудник РАН, рассказала о
зарубежном
опыте строительства детских садов. В
числе основных тенденций – максимально застекленные нижние этажи,
применение натуральных природных материалов; энергосберегающее
строительство
с использованием солнечных батарей;
трансформирующиеся пространства и
гибкая планировка, позволяющая использовать одно и то же помещение для
разных целей. Но главное – это колоссальные пространства, рассчитанные
на
небольшое количество детей. От широты
пространства зависят такие важные здоровьесберегающие факторы, как
освещение, а также количество и качество
воздуха.
Увы, «развивающая архитектура» – дело
затратное. Например, на строительство
такого детского сада в Австрии было израсходовано 1,5 млн евро. Но что
дороже
денег – наши законы и традиции. Участники «круглого стола» с горечью
констатировали тот факт, что отечественные СНиПы
(строительные нормы и правила) разработаны вопреки положительному
мировому опыту. То же самое – новые СанПиНы
2010 года: на каждого ребенка в ясельной
группе должно приходиться 2,5 кв. метра,
на дошкольника – 2 кв. метра. Мало того
что половина детских садов расположена в
старых зданиях советских времен, которые
не отвечают современным требованиям,
построены из неэкологичного монолитного
бетона, – очередь в них, по разным оценкам, составляет от 1,5 до 2 млн
человек.
В итоге был обозначен ряд задач, которые предстоит решить с помощью
Общественной палаты. В первую очередь – привлекать к обсуждению
проектов ДОУ их
воспитателей и родителей; второе – содействовать пересмотру СНиПов и
СанПиНов. Но главная проблема, без которой
невозможно решить все перечисленное, –
это кадры. Какова готовность педагогов
работать в богатой, насыщенной возможностями среде? Ведь, как здесь
говорили,
образовательная среда – третий воспитатель для ребенка!