Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Третья тетрадь
Детный мир

СТРАНИЦЫ, ОТКРЫТЫЕ СОЛНЦУ


Воскобойникова Инна

Человек с острова Даррелла

Детский писатель Станислав Востоков рассказывает о том, почему в отношениях старших и младших так важны «братья наши меньшие...»

Наша встреча с детским писателем, поэтом, натуралистом Станиславом Востоковым состоялась в застекленной веранде музея Чуковского в Переделкине. Раньше в этот дом стекалась окрестная детвора – пообщаться с детским классиком. И мы это сейчас вспоминаем, Станислав говорит: «Я вот в детстве никогда не думал, что стану писателем, мне казалось, что я обязательно буду космонавтом… представляете, мы с вами сейчас общались бы через телемост!»


– Я когда-то брала интервью у космонавта Павла Поповича, он переживал, что современная детвора совсем не мечтает о профессиях летчика, космонавта, мореплавателя…
– Было время, когда дети мало читали, хотели стать только менеджерами и банкирами. Оно почти ушло, я это вижу, потому что часто выступаю перед детской аудиторией. Сейчас у нас много людей, которые совсем отказываются от телевизора. Я в их числе. И недавно я выступал в сокольническом парке с книжкой «Как правильно пугать детей» и выяснил, что как минимум у пятерых детей из десяти телевизора дома нет.
– А как вы стали писателем?
– Естественно. Я с детства наблюдал, как за печатной машинкой сидела моя мама, Галина Востокова, писатель, автор крупных исторических романов. Вместе с мамой уже в дошкольном возрасте я сочинял свои первые сказки. Я умел рисовать, поэтому закончил школу искусств и художественное училище, что сейчас очень пригождается, я сам иллюстрирую свои книжки о животных.
– А бывает «вечная детская книга»?
– Думаю, «вечных книг» не существует. Не все талантливые книги прошлого остаются в детском внимании, их если и читают, то по рекомендации взрослых. Я недавно открыл для себя советского писателя Юрия Сотника, мастера повести и комедийных ситуаций, хорошего знатока жизни советских школьников. И «Республику Шкид» Пантелеева и Белых. Она могла бы стать если не «вечной книгой», то книгой надолго.
– Что бы вы порекомендовали почитать у современных детских писателей?
– Книги Марины Бородицкой «Щенок Мартын и другие», Сергея Махотина «За мелом», «Включите кошку погромче». Лирика для детей. Еще – Артура Гиваргизова «Генералы», Дины Сабитовой «Цирк в шкатулке», Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак «Время всегда хорошее». Еще я бы посоветовал книгу Валерия Попова «Все мы не красавцы» – она вышла еще в советское время, а сейчас ее переиздал «Самокат».
– Электронная строка – друг или враг детского писателя? Вы сами-то любите читать какие книги – шуршащие, живые?
– Я люблю шуршащие. Раз в месяц привожу из Российской государственной детской библиотеки пачки наших и иностранных новых книг, с удовольствием их читаю. И детям, думаю, нужно все потрогать. Когда мой знакомый детский писатель Артур Гиваргизов был в Голландии, он заметил, что там все читают бумажные книги. А когда я был в Финляндии, тоже видел людей только с настоящими книжками, любители электронных «читалок» мне на глаза не попались. Там, видимо, бум на «читалки» прошел, и у нас пройдет. Хотя у электронной книжки есть такие возможности, которых у бумажной нет. В издательстве «Мир детства-медиа» выпустили мою книжку для «iPad». Ее читает заслуженный артист, там персонажи двигаются, как в мульт­фильмах… но это такой аттракцион.
– Было в вашей жизни чудо?
– Удивительных вещей в моей жизни происходит немало. Семнадцать лет назад я стал переписываться с основателем парка редких животных на о. Джерси, с легендарным писателем-натуралистом Джеральдом Дарреллом через его секретаря. Потом по его приглашению поехал слушать лекции о животных на этот удивительный остров. Вся моя жизнь там была сплошным чудом. Среди нас были индусы, африканцы, бразилец, канадка, филиппинка, и я, русский. Было весело, потому что все – разные! И книжка «Остров, одетый в Джерси, или Специалист по полуобезь­янам» получилась веселая. В прошлом году я был в Красноярске, ко мне подошел серьезный хмурый мальчик и сказал, что у него по книге есть несколько вопросов. Один был про персонажа-африканца, который за обедом опасался есть жареную цветную капусту. Мальчик спросил, что ж такого смешного, и задал еще несколько вопросов кулинарного характера. Тоже – чудо.
– Какой главный урок вам дали натуралисты на Джерси?
– Нам говорили, что основное – это люди. Только от нас зависит, выживут ли редкие виды животных, сохранятся ли заповедники, даже если мы живем в мегаполисе. Древесина из джунглей, украшения из слоновых бивней, отлов попугаев – этого делать не надо. В Германии – так там перерабатывают семьдесят процентов всего мусора. А мы как-то ехали через Люберцы и увидели огромный мусорный полигон – гигантские свалки, которые отравляют грунтовые воды на два километра вокруг. Через дорогу – люди живут. Так что я собираю в доме все алюминиевые бутылки и банки, перегоревшие лампы, содержащие ртуть, и везу своим ходом в пункт раздельного приема мусора. В Финляндии у каждого дома ставят несколько баков для раздельного мусора, а в Москве их пока немного. Но сознательный народ есть, опасный для природы мусор вывозят даже издалека.
– Вам никогда не хотелось превратиться в какое-нибудь животное?
– Если пофантазировать, неплохо было бы превратиться в крупную птицу, например, в ворона, чтобы быстро летать без вероятности быть съеденным по дороге.
– А можете рассказать необычную историю про обычную птицу?
– Павлин! Птица обычная, а есть еще редкий зеленый павлин, похожий на бойцовского петуха с большим хвостом и лимонными щеками. Он живет на старой территории Московского зоопарка и занесен в Красную книгу. Когда я работал в Московском зоопарке, наш директор ездил в Америку и увидел, что обычные синие павлины в зоосадах гуляют без воль­еров. По возвращении он позвал к себе моего начальника (в моей книжке «Не кормить и не дразнить!» он появляется под именем Костя Попугаев). Так вот, директор сказал моему начальнику, что наших павлинов тоже нужно выпустить из клеток. Мой начальник ему возразил, мол, вы на юге были, а у нас? Зима. Павлины померзнут или их своруют. Директор настоял на своем. А вокруг зоопарка возвышаются многоэтажки, и вот представьте себе, утром, часов в восемь, вы просыпаетесь, завариваете себе чай, смотрите в окно, а у вас на балконе сидит павлин. Вы думаете: что-то не так! Начинаете звонить в Московский зоопарк:
– У вас случайно павлин не улетал?
– Улетал, – отвечают, – с вами все нормально? Мы к вам бежим.
Я не ловил павлинов, потому что тогда занимался фазанами и попугаями, а моим коллегам пришлось за ними побегать. Когда работники зоопарка с сачком заходили в квартиру, где на балконе несколько минут назад сидел павлин, его там уже не было. Пустая затея. Тогда стали ждать возвращения павлинов в зоопарк к своим кормушкам. В результате некоторые успели на воле размножиться. Представляете? – дорогу зоопарка перебегает павлиниха, а за ней семенят павлинята.
– Что вы пожелаете детям?
– Чаще общаться с природой – ходить в зоопарки, бывать в деревнях. Чтоб у них были хорошие родители, ведь у хороших родителей и дети хорошие. Если детям что-то не нравится в папах и мамах, надо самим взяться за их воспитание. Сказать, что нужно читать хорошие книжки, смотреть хорошее кино, почаще бывать на природе и беречь ее.



Станислав Востоков сотрудничает с журналами «Мурзилка», «Кукумбер», «Колобок и два жирафа», «Юный натуралист» и др. Увлечен идеями спасения животных, работает в зоопарке Камбоджи, острова Джерси, где располагался зоопарк Джеральда Даррелла. Работал в Московском зоопарке. Автор книг «Не кормить и не дразнить!», «Остров, одетый в Джерси, или Специалист по полуобезьянам», «Стражи беспорядка», «Зимняя дверь» и др. Книги писателя рекомендованы к изучению в школе…

Рейтинг@Mail.ru