ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Подростковая литература: время новых героев?
Ну скажите, что ужасного в том, что чтение подростков носит
случайный характер? Что они никак не вспомнят,
кто эти «Хроники капитана Блада» написал? Другое дело – если бы дети
вообще читать перестали. А они читают. Об этом говорит масштабное
социологическое исследование «Чтение и читательские практики московских
подростков», результаты которого были озвучены на социологическом
конгрессе-2012 вице-президентом Российской ассоциации чтения
Верой ЧУДИНОВОЙ.
Репертуар не тот?
Опросив 1140 учеников пятых–восьмых классов семи московских
школ, исследователи констатировали: более половины опрошенных осиливают
одну-две книги в месяц, более трети – от четырех книг и более.
Но их чтение становится все более случайным, репертуар – раздробленным
и фрагментированным. Когда социологи задали подросткам вопрос: какая из
книг, прочитанных за последний месяц, тебе запомнилась, список названий
получился столь обширный, что трудно было собрать произведения,
упомянутые более или менее часто. Исследователей это тревожит.
Тревожит и то, что так называемая «золотая полка» книг, стабильно
популярных у нескольких поколений, стоит нетронутая. Андерсен, Гюго,
Даррелл, Ростан, Сетон-Томпсон… Кир Булычев, Лев Кассиль и Виктор
Драгунский… Мумми-тролли, Оливер Твист и Мэри Поппинс. Дети
предпочитают другое. Тем не менее исследователи заметили: чтение книг
из уходящей «золотой полки» – чтение девочек. Мальчики литературную
традицию поддерживают крайне редко.
Для школы, а не
для себя
Cреди произведений, которые набрали более 10 упоминаний,
довольно прочное место заняли книги из школьной программы или
рекомендованные для внеклассного чтения. Более или менее пришлись ко
двору «Уроки французского», «Белый клык», «Робинзон Крузо», «Алые
паруса», «Приключения Тома Сойера», «Ромео и Джульетта», «Дубровский»,
«Дети капитана Гранта».
Самостоятельный выбор подростков, естественно, выглядит иначе. Это
знакомство с новинками литературы, полученными в результате случайного
выбора, чаще всего, приобретенными в магазине родителями или самим
подростком. В этом списке гораздо больше имен и авторов – все читают
разное. Многим нравятся только бестселлеры: цикл романов о Гарри
Поттере, книги серии S.T.A.L.K.E.R, «Метро 2033» Глуховского, сага
Стефании Майер «Сумерки», «Хроники Нарнии», «Властелин Колец» и повесть
П.Волошиной и Е.Кулькова «Маруся».
Все шесть книг сейчас имеют медийное значение: из этих шести книг/серий
четыре имеют киноверсии, они связаны с компьютерными играми и с
популярным интернет-проектом.
Значит ли это, что происходит ухудшение культуры чтения подростков?
Сами подростки говорят, что постоянно испытывают давление, недовольство
со стороны старших по поводу их чтения.
Для себя – это как?
Вернемся к мучительной для исследователей ситуации
неопределенности выбора книг подростками. Мальчики читают антиутопии о
будущем мира. Если в предыдущие два десятилетия был популярен «мужской
детектив», то сегодня на пике «мужская фантазуха» – о людях, выживших
после ядерной катастрофы или мировой войны.
Девочки выбирают серию романов «Коты-воители» Э.Хантер или книги
знаменитой американской писательницы Лоры Дауэр о девочке Мэдисон Финн.
Еще один популярный сиквел – о Пегги Сью Фаервей Сержа Брюссоло. В
основе серии – взаимодействие девочки с призраками. Наконец,
детективные истории «Сестры Гримм» Майкла Бакли.
И девочки, и мальчики с удовольствием читают книги о вампирах. И не
только нашумевшую Стефани Майер, но и всю плеяду: сагу о Даррене Шене,
написанную Дарреном О’Шонесси, «Любовную историю» Кристофера Мура,
«Вампирские хроники» Энн Райс, «Академию вампиров» Райчел Мид и так
далее.
Во главе списка любимых героев – Гарри Поттер, Робинзон Крузо и Шерлок
Холмс. Женские образы – Маруся, Гермиона Гренджер и Бэлла из вампирской
саги.
Своих фанатов нашли герои Льюиса: Аслан, Люси, Эдмунд, Съюзен и
Рипичип. А также Фродо и Арагорн из книг Толкиена. Выходит, кое-какую
классику они читают по велению сердца.
Другой вопрос – все это нам почему-то не нравится.
Что ж, четверть века назад Иосиф Бродский сказал о нас: «Нация, народ,
культура во всякий определенный период не может себе позволить более
одного великого поэта».
Бродский, конечно, попал в точку. Но возможно, судя по приведенному
исследованию, такая конструкция сознания начала претерпевать изменения:
выбор происходит. И надо не хвататься за голову – ах, они не читают
признанных шедевров – скорее, радоваться: они могут позволить себе
искать свой канал связи с прекрасным.