Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Третья тетрадь
Детный мир

Казанцев Владимир

Что делать с игрушечным экскаватором?

Компьютерные игры развивают многие умения ребенка. Но развивают ли они его воображение?

Мы возлагаем большие надежды на то, что компьютерные технологии помогут нам вырастить умных и самостоятельных детей. В метро реклама «Мы дома», мама-папа-сын сидят рядком на белом диване, каждый со своим планшетом. С таким же успехом они могли бы сидеть где угодно и в одиночку, но – «мы», но – «дома». Семейные ценности!
О том, что стиль семейной жизни стал новым-дивным, любят поговорить эксперты. На центральных каналах радио и ТВ, из самых авторитетных уст приходится слышать: дети умнее нас, вот мой пятилетний внук загрузил в телефон 50-летней бабушке музыку (…скачал себе программу, сам освоил фотошоп и пр., пр.) – а ведь и читать толком не умеет. Смарт-дети вызывают восхищение.
Но тут на днях я пошел в гости и, памятуя, что там четырехлетний сын, купил по дороге экскаватор на механике. Взял его мальчик в руки, погладил, повертел и недоуменно спросил: а как в него играть? Родители стали объяснять, что это простая игрушка, а не котик из планшета, которого ты растягиваешь пальчиком в разные стороны и перекрашиваешь в разные цвета… Тут папа сам стал радостно крутить ручку подъема ковша.
В том-то и дело: нынешние взрослые в свое время играли, гуляли, читали, общались – учились создавать мир вокруг себя в совместной деятельности, и на эту прочную личностную основу легли восхитительные компьютерные технологии.
Были популярны ролевые игры, в которых ребенок и в группе, и в выбранной роли, которая, может, и не нравится, – но жребий пал, и ты Портос, а не Арамис (это когда играли по сюжетам книг). Позже дети играли по сериалам, теперь вот по мультфильмам, да и то все реже. Чаще – игра на экране, в одиночку, по расписанному выбору. Ничего плохого: он увлечен, что-то просчитывает – как-то развивается, иначе бы не сидел.
Но вот парадоксальное заявление педагога Ивана Травкина, занимающегося смарт-обучением, обучением в сети: «Проблема не в том, какие еще новые технологии мы не внедрили, а в том, что наше подрастающее поколение в них не нуждается».
Зачем, в самом деле, куда-то двигаться, что-то осваивать, когда и так хорошо. Он, лучший, первый, единственный, гулял полдня по экрану, потом вышел на улицу – там люди какие-то неяркие, устройство жизни допотопное. Все чуждо, неприятно – назад, в привычную среду.
«Когда я слышу о том, что надо защитить детей от интернета, мне хочется спросить: а кто защитит интернет от наших неинтересных детей, школьников и студентов?» – продолжает Иван Травкин, уверенный в том, что смартфон станет инструментом развития школьника не раньше, чем в ребенке образуется человек в полном значении слова.
Человек же, как известно, происходит от другого человека. Не от умной машины.

Рейтинг@Mail.ru