Что делать с игрушечным экскаватором?
Компьютерные игры развивают многие умения ребенка. Но развивают ли они его воображение?
Мы возлагаем большие надежды на то, что компьютерные
технологии помогут нам вырастить умных и самостоятельных детей. В метро
реклама «Мы дома», мама-папа-сын сидят рядком на белом диване, каждый
со своим планшетом. С таким же успехом они могли бы сидеть где угодно и
в одиночку, но – «мы», но – «дома». Семейные ценности!
О том, что стиль семейной жизни стал новым-дивным, любят поговорить
эксперты. На центральных каналах радио и ТВ, из самых авторитетных уст
приходится слышать: дети умнее нас, вот мой пятилетний внук загрузил в
телефон 50-летней бабушке музыку (…скачал себе программу, сам освоил
фотошоп и пр., пр.) – а ведь и читать толком не умеет. Смарт-дети
вызывают восхищение.
Но тут на днях я пошел в гости и, памятуя, что там четырехлетний сын,
купил по дороге экскаватор на механике. Взял его мальчик в руки,
погладил, повертел и недоуменно спросил: а как в него играть? Родители
стали объяснять, что это простая игрушка, а не котик из планшета,
которого ты растягиваешь пальчиком в разные стороны и перекрашиваешь в
разные цвета… Тут папа сам стал радостно крутить ручку подъема ковша.
В том-то и дело: нынешние взрослые в свое время играли, гуляли, читали,
общались – учились создавать мир вокруг себя в совместной деятельности,
и на эту прочную личностную основу легли восхитительные компьютерные
технологии.
Были популярны ролевые игры, в которых ребенок и в группе, и в
выбранной роли, которая, может, и не нравится, – но жребий пал, и ты
Портос, а не Арамис (это когда играли по сюжетам книг). Позже дети
играли по сериалам, теперь вот по мультфильмам, да и то все реже. Чаще
– игра на экране, в одиночку, по расписанному выбору. Ничего плохого:
он увлечен, что-то просчитывает – как-то развивается, иначе бы не сидел.
Но вот парадоксальное заявление педагога Ивана Травкина, занимающегося
смарт-обучением, обучением в сети: «Проблема не в том, какие еще новые
технологии мы не внедрили, а в том, что наше подрастающее поколение в
них не нуждается».
Зачем, в самом деле, куда-то двигаться, что-то осваивать, когда и так
хорошо. Он, лучший, первый, единственный, гулял полдня по экрану, потом
вышел на улицу – там люди какие-то неяркие, устройство жизни
допотопное. Все чуждо, неприятно – назад, в привычную среду.
«Когда я слышу о том, что надо защитить детей от интернета, мне хочется
спросить: а кто защитит интернет от наших неинтересных детей,
школьников и студентов?» – продолжает Иван Травкин, уверенный в том,
что смартфон станет инструментом развития школьника не раньше, чем в
ребенке образуется человек в полном значении слова.
Человек же, как известно, происходит от другого человека. Не от умной
машины.