Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2013
Вторая тетрадь
Школьное дело

Рязанцева Елена

Вместо зубрежки конспектов - интеллект-карты!

Если учитель имеет право выбора методик и приемов, это дает ученикам дополнительную возможность быть успешными

Что бы ни говорили о «завравшейся школе» и об имитирующих деятельность учителях, кто ж до конца поверит. Да, есть такое, бывает. Но и другое есть. Горячее желание учителя помочь ребенку учиться и связанное с этим стремление к профессиональному совершенствованию. Правда, все чаще это личный проект. Об этом – рассказ самого учителя.

Ценным становится то, что нашел сам

Хорошо, если в школе дети могут приобрести навыки, которые нужны им для самообразования сейчас и пригодятся в будущем. Думаю, идеи ФГОС нового поколения созвучны этим целям, да и ученики приходят в школу для того же. Дело за учителем. На протяжении всех 10 лет работы учителем английского языка я ищу приемы и методы, которые соединяли бы школьную и жизненную стороны учения, придавали бы знаниям личный смысл и культурную форму. 
Долгое время это были проекты, но сейчас они переживают «кризис жанра». Возможно, потому, что реализовать их в полной мере невозможно: стесняют рамки урока, вписать их в программу трудно, а бесконечные конкурсы, на которых оценивается не идея, не содержание работы, а внешнее оформление и производимое впечатление, привели к тому, что «хорошие детские проекты» делают родители и учителя, подгоняя содержание под штампы. 
Но, возможно, интерес к проектной деятельности сошел на нет и потому, что изначально она не была выбором учителя, а насаждалась как универсальный метод. Ведь послушаешь учителей сегодня – все стремятся подобрать какие-то более оптимальные для себя (для своих учеников, сложившихся условий) идеи и технологии, помогающие ребенку научиться. А ценным становится то, что сам нашел, попробовал и убедился: работает, эффект есть. 
Вот навскидку некоторые способы работы с информацией: схема «фишбоун», или «рыбий скелет»: в голове проблема, а на верхних и нижних косточках – причины возникновения проблемы и факты, подтверждающие наличие причин, – соответственно; в «хвосте» – вывод. Или популярные «синквейны», понятийный срез, где первая строка – одно имя, вторая – два прилагательных, затем три глагола, далее фраза о личном отношении, заключительная фраза о сути всего. Или «денотатный граф», развитие темы в динамике. Читала, слышала о карточках в стиле Supermemo, но сама никогда не использовала. Я веду обучение на основе интеллект-карт.

Сто видов работ на одной информационной панели

Интеллект-карты, ассоциативные карты, карты мыслей, карты памяти – это рисунок или схема, у которой есть центральная часть (ядро) и ответвления (стрелочки-веточки). Информация должна быть представлена в виде ключевых слов, знаков, символов – желательно в цвете. Ребенок сам определяет главную тему своей записи, помещает в центре листа, записывает ключевые слова, которые располагает на расходящихся от главной темы «ветвях». Рисунок можно окинуть взглядом, увидеть общее, сфокусироваться на деталях. А для меня как учителя иностранного языка главное в карте – помощь в организации и планировании речевого поведения. С картой на руках ребятам не надо зазубривать темы, все знают – «о чем». Они могут строить диалог, не расписывая заранее реплик. Лучше пошло запоминание новых слов: есть дети, которые из словарика ничего не могут запомнить, а по карте запоминают. Есть те, кому пересказ по плану не дается, а по карте рассказывают уверенно. Карты памяти включают ассоциативное мышление, помогают «находить знание» у себя же в голове. Может показаться, что карты дают упрощенную картину и это больше похоже на мнемонические правила. Но учитель может сделать так, чтобы материал содержался не только на листе, но и в голове. Сначала дети выучиваются, когда отбирают и организовывают материал, потом – когда разбираются с тем, что понятно, а что нет. Многим ученикам даже определить свое «знаю/не знаю» очень трудно. Поощряется вариант «научи другого»: пересказ ценен сам по себе, но и стресса нет, и запоминание идет, и логические звенья проясняются. Разумеется, такая работа затратна по времени и усилиям, но сколько можно экономить на процессах усвоения?
Однако дети растут, и от простых «солнышек» переходят к более сложному ветвлению, тогда наступает время создания электронных интеллект-карт, по счастью, выбор компьютерных программ есть: FreeMind, SpiderScribe.net и другие.

Картинка-схема каждому интересна

Классика педагогики: чем активнее ученик, тем лучше он обучается. Понятно, что все учатся по-разному. Аудиалы, визуалы, кинестетики – каждому свойствен свой способ обработки и усвоения информации. Но картинка-схема ценна любому современному ребенку: увидеть, как содержание может выглядеть. Важно лишь не упускать шанс ее проговаривать, пересоздавать и создавать на новом материале (повторять). Даже раскрашивание – та механическая работа, которая успокаивает и подводит к творческой догадке.
Но вот на днях я прочла статью на английском об эксперименте на тему усвоения материала и сохранения его в памяти. Ученики читали небольшой отрывок текста, а потом одни перечитывали его еще несколько раз; другие рисовали карту-схему, третьи излагали содержание своими словами. Когда через неделю им устроили опрос, оказалось, что лучше остальных это сделали те, кому выпало записать суть своими словами. Этого никто не ожидал, ведь принято считать, что рисование схем лучше всего помогает запоминать.
В том-то и дело: ничто не панацея. Все разные, но опора на свое всегда надежнее.

Рейтинг@Mail.ru