АКСИОМА ВСТРЕЧИ
XII педагогический марафон учебных предметов: учитель в своей стихии и на своей волне
Первые две недели: экспресс-анализ в нашем обзорном репортаже
Встречи и знакомства
В эти дни все желающие посетить Двенадцатый московский
педагогический марафон учебных предметов и предварительно
зарегистрировавшиеся на сайте http://marathon.1september.ru/, приходят
по утрам в гимназию № 1535 на День своего предмета или любого другого.
Марафон будет идти до 19 апреля, а открылся он 25 марта – итого 22 дня
насыщенной учебы и профессионального общения учителей страны.
Каждый День открывается напутствием главного редактора Издательского
дома «Первое сентября» Артема Соловейчика. Оно всякий раз другое, но по
сути – духоподъемное, такое, например:
– Я не верю, что если назвать все старые явления в школе
новыми именами, то получится новая реальность. Но если держать в
голове, что мы по-прежнему в своей стихии, никакие официальные
установки не помешают нам чувствовать себя на гребне волны.
В самом деле, на марафоне все устроено так, чтобы каждый
участник ощутил себя здесь если уж не на гребне, то на высоте,
достойно. Внимание к нуждам и запросам, уникальная книжная ярмарка
свежей научно-методической литературы и, как всегда, много подарков. В
этом году были еще и подарочные карточки, по которым можно получить
коды доступа к новому модульному курсу ПК, к новому журналу для
родителей (идея: доступ родителям открывает учитель), а также к книге
Симона Соловейчика «Пушкинские проповеди» в электронной версии.
Льготная подписка на издания «ПС» – само собой.
Еще из нового: видеосюжеты разговоров с ведущими, записанные после
проведения мероприятия, – здесь: http://marathon.1september.ru/.
Они оказались интересны не только тем, кто не смог приехать на марафон,
но и тем, кто был, слушал, читал репортаж дня, а теперь еще видит
лектора в непринужденной беседе с Артемом Соловейчиком.
В одном из разговоров Геннадий Никифоров, заместитель председателя
Федеральной комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по физике, попросил лишнюю
минуту, чтобы сказать:
– Марафон – уникальное явление в современной педагогике. Здесь
все ориентировано на развитие личности учителя, а это сегодня самое
важное в образовании.
Вы спросите: почему сегодня? Вы удивитесь: и это говорит
разработчик КИМов? Ответ прост: новый ФГОС неумолимо разворачивает
учительское сознание и повседневную практику в сторону личностного
развития. Как остроумно заметил на марафоне Георгий Лернер, заведующий
кафедрой методики преподавания биологии МИОО, «наконец-то ваша формула
“Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики” начинает работать и
правильно восприниматься».
Что правда: со времени предыдущего марафона настрой учителей изменился.
Словно волшебной палочкой взмахнули: активность, заинтересованность, а
значит – дискуссии, споры, записки из зала. А это реальная основа для
изменений в системе: внутренне освоились многие. Наш обзор – о векторах
изменений, точнее, о тех из них, которые удалось зафиксировать по ходу
первой половины марафона.
Интеграция и наука
Говорили об интеграции каждый день, но на Дне учителя биологии
прозвучало четко: «Рост научного знания быстро стирает грани между
отдельными науками… Мы все больше специализируемся не по наукам, а по
проблемам» – слова Владимира Вернадского.
Прошлый век, а все не созреем. Были открытые выступления против курса
естествознания в старших классах, были попытки противопоставить физиков
математикам, химиков – биологам, педагогов – психологам, но
чувствовалось: это уже не тренд. Тренд – объединяться и договариваться,
интегрировать достижения братских наук и опыта коллег. «Сегодня стало
ясно: разные системы связаны по способу самоорганизации: сущность
разная, а способ организации – универсальный» (Всеволод Твердислов,
заведующий кафедрой биофизики МГУ. День учителя биологии). Речь на
марафоне шла не только о синергетике, но и о герменевтике, а также о
том, что у каждой дисциплины есть социальный контекст. Не он ли
объединяющий центр?
На Дне школьного психолога, например, программа была составлена так,
чтобы никто не сомневался: психолог – главный участник всех школьных
процессов. И мы видели людей, у которых действительно получается
помогать всем во всем: «Я в интеграции», – радостно признавалась
педагог-психолог школы №1308 Елена Брилинг в День психолога.
А Елена Чудинова, ведущий научный сотрудник Психологического института
РАО, в День учителя биологии делилась чисто психологическими
наблюдениями: сегодняшние дети не приучены восстанавливать картину
реальности из текста, поэтому задание наподобие: «руководствуясь
текстовым описанием планарии, слепить из пластилина это животное» – для
них непростое. Воображение – свойство психики, но без него не научишь
ничему. Да что там – верно действовать не сможешь. Психолог Ольга
Юрасова на Дне дошкольного образования рассказывала, как важно для
педагога осмысливать и уметь организовывать свои переживания – и для
того, чтобы подготовиться к трудному разговору с родителем, и для того,
чтобы точно среагировать на жалобу ребенка. Это важный профессиональный
навык.
А что происходит в отсутствие развитой рефлексии? «Парадоксально, но
познавательная активность забивается именно образованием, например, та
проектная деятельность, которая ведется в школе, зачастую не на пользу,
а во вред развитию ребенка» (Алексей Обухов, заведующий кафедрой
психологии образования МПГУ. День школьного психолога).
И в целом: формирование своей позиции и для учителя, и для ученика –
большая внутренняя работа, очень важная, поскольку новые технологии на
старой психологии у нас никак не прорастают.
Кооперация и
личный рост
Важная сторона нового стиля – объединение людей для решения
педагогических и методических вопросов. Да, нам не хватает доверия и
взаимоуважения, но – пора. Член совета директоров Ассоциации дислексии
Наталия Свободина в День здоровья детей говорила, что сегодня ни один
высочайший специалист не в силах дать сложному ребенку должную
поддержку. Чтобы разобраться, как работать с ребенком, которому
требуется коррекция, надо смотреть и думать вместе. То есть в одиночку
можно сколько угодно ругать неподходящую программу или негодные
требования, тогда как решения группы специалистов могут возыметь
действие. Тем более что проблемных детей все больше, программы тяжелее,
нагрузка увеличивается – многие дети не справляются, падают.
О командном взаимодействии, коллегиальной работе говорили каждый день.
О том, что заставить людей сотрудничать невозможно, хотя в учителе
должен, по идее, жить инстинкт поддержки другого. О том, что он есть,
можно судить по исключительному интересу к «Калейдоскопам
педагогических идей» и «Творческим мастерским», которые идут на
марафоне каждый день: личный опыт учителей, увлекательные методические
находки, авторские проекты и задания собственного сочинения – из рук
практиков хватают все.
Конечно, инициатива учителя расцветает в дружелюбной атмосфере, и о
том, что она есть не везде, свидетельствовали сетования некоторых
участников: так подробно работать мы не можем… И откуда вы время
берете? Как ни отвечай, а узел в том, есть доверие к учителю – нет
доверия.
О том, как опасна внешняя благостность учителя, говорил ведущий научный
сотрудник Института семейного воспитания РАО Алексей Наговицын в День
школьного психолога: довольно распространенный феномен: переборщили с
потаканием – получили немотивированное отрицание, даже агрессию. Есть
такой момент: кто поглаживает – тот слабее. То есть нужна конкретная
дистанция и конкретика в отношениях.
Однако опять все дело в мере. С дистанцией-то у нас хорошо с детсада.
Там дети закреплены строго за группой, свободные игры и свободная
деятельность практически отсутствуют, спортивные снаряды до потолка и
все другое интересное запрещено, а хорошо – это сидеть на стульчике. Об
этом говорила методист «Школы самоопределения» Лариса Журавлева в День
дошкольного образования: «Так удобно управлять, но если нет богатства
выборов, возможности вариантов выполнения задания – где развитие,
полноценное проживание детства? У детей все через тело и через
деятельность, а им не разрешают ничего». Потом они вырастают,
становятся педагогами и тоже ничего никому не разрешают. Например,
дислексия – неврологическое нарушение, это уже принято ВОЗ. «Таких
детей надо учить совершенно по-другому. Но учителя говорят: ерунда, не
учит, ленится», – рассказывала Наталия Свободина на Дне здоровья детей
и советовала педагогам посмотреть индийский фильм «Звездочки на
земле» – он о тонком понимании ребенка.
Быть одухотворенным и в духе стать равным другому человеку, ребенку
тоже – об этом говорили на марафоне часто. И старший научный сотрудник
«Института теории и истории педагогики» РАО Инна Шустова в День
классного руководителя, и методист Ольга Соболева в День дошкольного
образования: «Наша задача не дробить мир на предметы и науки, а
проникаться их целостным мироощущением, сохранять эту целостность, она
никогда не помешает образованию и развитию ребенка».
Практика и самостоятельность
Вообще-то думать — это самая практическая задача и есть.
Находить выходы из каких-то ситуаций, придумывать обоснования,
привлекая знания и опыт. Обучение не сводится к тому, чтобы что-то
втолковать, – оно в том, чтобы ставить перед детьми осмысленные задачи.
Не производить на уроке всякую чепуху. Зарисовка с марафона. Аудиторию
спрашивают о физическом явлении: «А где это явление встречается?»
Ответ: «В ЕГЭ!» (смех в зале).
И сколько лекторов ни выходили к учителям разных предметов, все
говорили, что форма экзамена не может застилать суть предмета. И
практикующие учителя выступали, и они говорили то же: учу, как учил до
ЕГЭ. Но сегодня и это не идеал. Надо учить в деятельностной парадигме,
как-то перепрыгнуть через три ступеньки, чтобы было и живо, и по делу:
«Если у учителя на уроке все тихо да гладко, то это не учебный процесс,
а педагогическое кладбище!» – говорила член-корреспондент РАО Наталья
Виноградова в День учителя начальной школы.
Мало кивка ребенка на вопрос «ты понял?», в выполнении им «прочитай,
спиши, ответь на вопрос» – надо видеть, как он понял и через что, надо
дать ему такое задание, которое его сейчас продвинет; наконец, ребенок
должен понимать правила оценки его работы и уметь оценивать себя и
других самостоятельно. Об этом в День учителя начальных классов
говорила заместитель руководителя ФНМЦ Ольга Федоскина: «Как создать
оценочную ситуацию? Например, задание «придумай вопросы к тексту» ее
создает. Ведь чтобы придумать задание, надо понимать, что важное и
интересное есть в тексте».
А на Дне учителя физики Марина Демидова, председатель Федеральной
комиссии разработчиков КИМов ЕГЭ по физике, так и сказала: «ФГОС –
революция в оценке качества. Знание и воспроизведение уходят, стандарт
проверяет, умеет ли ученик оперировать знаниями при решении
познавательных и практических задач. Акцент теперь ставится на
качественные задачи, на осмысление».
Но, судя по данным международных исследований, с осмыслением и
рассуждением у наших детей не так здорово, как со знанием правил и
формул. Директор МЦНМО Иван Ященко на Дне учителя математики говорил:
«В практической задаче надо соединить расчет и здравый смысл – с этим у
нас плохо. Но, оказывается, сельские дети решают такие задачи лучше».
Они более самостоятельные, менее зашоренные? Как бы то ни было, но
большой зазор между фактуальным и процессуальным знанием – особенность
российских школьников, и это удивляет весь мир: ресурсов много, а
применить не умеют.
Кто будет наводить мосты? Судя по событиям на марафоне, большие надежды
возлагают на технологию.
«Технология – это ключевой предмет, который интегрирует очень многие
направления развития детей и позволяет им вживаться в материальную
культуру человечества, – говорил заведующий кафедрой технологии МИОО
Павел Якушкин в День учителя начальной школы. – Наше образование дает
очень хорошую теоретическую базу. Но оторвано от техногенной оболочки
нашей жизни, не дает детям понимания, как и откуда что берется и как
все устроено».
Правду сказать, и в другие дни, не только для педагогов малышей, не
только на специальном Дне учителя технологии, было много практически
творческих занятий, вплоть до того, что участники формулы
инсценировали. И все для чего? Нужна внутренняя свобода, чтобы
применить то, что знаешь, и открыть то, что умеешь. Чтобы суметь
оказаться в живом процессе.
Прогресс и возвращения
На Дне учителя информатики говорили, что ИКТ наряду с чтением
и письмом уже входит в «пучок грамотности», который является базовым
для каждого образованного человека (Анатолий Кушниренко, известный
автор учебников по информатике), так что пора вернуться к основаниям:
алгоритмизации и программированию. А то предмет все больше превращается
в освоение общеучебных умений, экзамен по информатике неспецифичен:
прорешаешь половину, не успев заметить, что это была информатика. Но в
простоте ли дело? С трибуны опять говорили об экзамене онлайн, а
учителя с места напоминали: «У нас, как везде на периферии, многие
сайты заблокированы, даже образовательные. Сплошные фильтры, скорость
интернета ниже 100 кбит/сек. Нам важны локальные версии ресурсов и еще
долго нужны будут оффлайн-решения». Ну и как тут пользоваться
суперучебниками серии «Навигатор», о которых нам рассказывали каждый
день: мол, по ним ученик сам учится? Это еще одно «узкое» место системы
образования: пропасть между реальным и воображаемым состоянием дел.
Между тем у нас новый ФГОС, новый закон – уже стартуем, а дорожки еще
не до конца размечены, не разработаны. Ничего. Главное – не упрощаться.
А то педагог Татьяна Вишневская в День учителя биологии рассказывала:
«Упрощение видов идет. И связано оно с переходом на паразитический и
неподвижный образ жизни. Некоторые черви, например, имели предков более
сложно устроенных». Но это, будем надеяться, не про нас. Об участниках
марафона ведущие говорили:
– Аудитория в теме, подготовленная, разжевывать ничего не надо; разные
и интересные люди!
…Марафон продолжается, приходите! Потому что самое главное словами все
равно не передать.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Internet TeleVision Advertising & Development». Компания «Internet TeleVision Advertising & Development» предлагает воспользоваться услугами бесплатной программы для перевода Dicter. Онлайн переводчик Dicter позволит в переводить тексты с английского языка на русский и наоборот в один клик. Простой и удобный в использовании гугл переводчик Dicter, поможет Вашему общению с иностранными коллегами и друзьями, и значительно облегчит работу с документацией в Windows-приложениях. Подробнее ознакомиться с программой и бесплатно скачать её на свой компьютер, можно с сайта http://www.dicter.ru/